ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2504/2015 от 18.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2-99/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Юровского И.П.,

при секретаре: Маскалюк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Томлесдрев» о запрете осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Томский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Томлесдрев», указав, что Томской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в ООО «Томлесдрев», которой выявлены нарушения требований действующего законодательства о лицензировании, в части осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221, для получения лицензии соискатель должен привести в соответствии с требованиями все механизмы, транспортные пути, места погрузки-выгрузки, иметь специально обученный персонал. В нарушение действующего законодательства ответчик осуществляет деятельность по погрузке, выгрузке опасных грузов (формальдегида раствор) на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии. Между ответчиком и ООО «Грейс» 01.09.2010 заключен договор на подачу и уборку вагонов, в соответствии с условиями которого ООО «Грейс» обязуется круглосуточно выполнять подачу и уборку вагонов, прибывших в адрес предприятия, от ст. Томск-Грузовой на подъездные пути, железнодорожные тупики №№ 15а, 15б, 16, 16а, а ответчик обязуется производить круглосуточную выгрузку (погрузку) из железнодорожного подвижного состава и складировать грузы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ согласно требованиям габарита выгрузки подвижного состава. В период с 24.07.2015 по 19.09.2016 в адрес грузополучателя ООО «Грейс» для ответчика поступило 14 вагонов с опасным грузом формальдегида раствор. Исходя из информации от 29.10.2015, представленной ответчиком в адрес истца, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, не является отдельным видом деятельности ответчика, а представляет собой часть производственно-технологического процесса. Химически опасные грузы, поступающие в адрес ответчика, разгружаются, складируются и используются в технологическом процессе непосредственно в цеху, место разгрузки охраняется подразделением охраны. Из протокола об административном правонарушении от следует, что в период с 24.07.2015 по 19.09.2015 на железнодорожном пути №16, расположенном по адресу: , примыкающем к ст. Томск-Грузовой Западно-Сиюирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Постановлением Ленинского районного суда г. Томска от 02.11.2015 ООО «Томлесдрев» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Истец указывает, что формальдегида раствор обладает основными свойствами и видами опасности и относится к категории опасных грузов, осуществление ответчиком погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе работников предприятия, а также экологическую опасность, т.к. формальдегида раствор имеет негативное воздействие на окружающую среду.

Истец просит запретить ООО «Томлесдрев» осуществлять погрузочно - разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушений закона, т.е. до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Просит взыскать с ответчика государственную пошлину.

Представитель истца помощник Томского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Иордан Я.В. поддержала исковые требования Томского транспортного прокурора по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ООО «Томлесдрев» Старков И.А., действующий на основании доверенности № 14/23/33 от 31.07.2014, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные пояснения.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", опасный груз – это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В силу положений п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 №221, установлен порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В состав лицензируемой деятельности входят работы (услуги) по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, осуществляемой по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (п. 3 Положения).

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

а) соблюдение лицензиатом федеральных законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части требований к перевозчику, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, правил перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, и оборудования, соответствующих установленным требованиям, технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного статьей 24 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за организацию перевозок опасных грузов, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

е) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года (п. 4 Положения).

Согласно сведениям о юридическом лице, ООО «Томлесдрев» осуществляет деятельность по производству клееной фанеры, древесных плит и панелей, транспортная обработка грузов, хранение и складирование прочих грузов и т.д. Однако, из указанных сведений не следует наличие у ответчика лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Из протокола об административном правонарушении от , договора на подачу и уборку вагонов от 01.09.2010, заключенного между ООО «Грейс» и ответчиком, справки ООО «Грейс» от 03.11.2015, письменных пояснений представителя ответчика следует, что ответчик в период с 24.07.2015 по 19.09.2015 осуществлял деятельность по погрузке, выгрузке опасных грузов (формальдегида раствор) на железнодорожном транспорте в количестве 14 вагонов.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Дав оценку вышеуказанным обстоятельствам в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что ответчик осуществлял деятельность по погрузке, выгрузке опасных грузов (формальдегида раствор) на железнодорожном транспорте не имея соответствующей лицензии.

Доводы представителя ответчика о том, что его ответственность перед третьими лицами застрахована в АО «Страховая группа «УралСиб», что Общество имеет в своем штате работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и аттестованных в установленном порядке, а также, что между ответчиком и ООО «Центр оформления лицензий, сертификатов и аккредитаций» заключен договор поручения на получение лицензии на осуществление погрузо - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, суд находит несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства осуществление деятельности по погрузке, выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте возможно только при наличии соответствующей лицензии.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Статья 1079 ГК РФ относит осуществление деятельности по погрузке, выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, в настоящее время у ответчика отсутствует лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, Ространснадзором не проведена проверка на соответствие ООО «Томлесдрев» требованиям, предъявляемым к юридическим лицам, осуществляющим погрузочно - разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, то, соответственно, отсутствует гарантия безопасности осуществления вышеуказанной деятельности, чем может быть создана угроза жизни и здоровью неопределенного числа граждан.

Исходя из принципа правовой определенности, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца основаны на законе, и подтверждены собранными по делу доказательствами, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку истец в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Город Томск» в размере рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Томлесдрев» о запрете осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии удовлетворить.

Запретить ООО «Томлесдрев» осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Взыскать с ООО «Томлесдрев» в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.П. Юровский