ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2504/2021 от 08.12.2021 Красногорского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08.12.2021г Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кавериной О.В.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о взыскании денежных средств

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 предъявила к Министерству имущественных отношений <адрес> иск о взыскании денежных средств. В обоснование требований указывает, что является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку существующий (на момент 2019 года) вид разрешенного использования участка не соответствовал установленному согласно Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) (категория СХ-2), истец вынуждена была обратиться с обращением о приведении данного вида в соответствии с данными ПЗЗ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МФЦ по <адрес> с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:21 с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение садоводства». МФЦ принял заявление, ?проинформировал истца, что услуга предоставляется бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила в МФЦ документы, где в выписке из ЕГРН указан вид разрешенного использования «ведение садоводства», данная услуга была успешно оказана.

Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений МО от ДД.ММ.ГГГГИСХ-30112 на истца была возложена обязанность внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере: 184085,22 рублей. ДД.ММ.ГГГГ данное требование было исполнено истцом. Полагает, что требование незаконно, а денежные средства подлежат возврату.

На основании изложенного, уточнив заявленные требования, истец просила суд взыскать с ответчика в свою пользу уплаченные денежные средства в размере 184 085,22 рублей, проценты в размере 19 262,75 рублей, комиссию за перевод в размере 500 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 30 000 рублей, госпошлину в размере 4 592 рубля.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, бюджет <адрес> по нормативу сто процентов.

Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес>.

Условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес>, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес>.

При представлении заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с выбором собственником земельного участка вида его разрешенного использования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в целях подтверждения факта внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка органом регистрации прав направляется межведомственный запрос в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или <адрес>, который должен направить ответ на данный запрос в орган регистрации прав в течение двух рабочих дней с момента поступления данного запроса.

Положения части 5 настоящей статьи применяются в случае, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или законом <адрес>, указанными в части 4 настоящей статьи, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит внесению до осуществления государственного кадастрового учета в связи с выбором собственником земельного участка вида его разрешенного использования.

В соответствии с п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования или условно разрешенным видом использования (п. 11).

В силу п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется на основании заявления собственника земельного участка о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, поданного посредством государственной информационной системы <адрес> "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) <адрес>" (далее - РПГУ), расположенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.uslugi.mosreg.ru.

Заявление о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрению в сроки, установленные порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица.

Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, устанавливается <адрес>.

Уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом <адрес> в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью его уполномоченного должностного лица, собственнику земельного участка в личный кабинет заявителя на РПГУ в день подписания результата (п. 15).

Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

В случае невнесения платы за изменение вида разрешенного использования собственником земельного участка в тридцатидневный срок с момента получения уведомления о размере платы уведомление считается утратившим силу (п. 16).

Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет <адрес> по нормативу сто процентов (п. 19).

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка, площадью 660 к.м., с кадастровым номером 50:26:0210107:21, расположенного по адресу: <адрес>, Высоковольтная линия.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МФЦ по <адрес> с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:21 с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение садоводства».

ДД.ММ.ГГГГ истец получила в МФЦ документы, где в выписке из ЕГРН указан вид разрешенного использования «ведение садоводства», данная услуга была успешно оказана.

Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений МО от ДД.ММ.ГГГГИСХ-30112 на истца была возложена обязанность внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере: 184 085,22 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ данное требование было исполнено истцом, что подтверждается чеком по операции Сбербанк Онлайн.

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере канной платы, является Министерство имущественных отношений <адрес>.

Письмом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВХ-44299 ответчику предоставлены сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка. С учетом поступивших от Росреестра сведений об изменении вида разрешенного использования Министерство имущественных отношений <адрес> осуществило расчет платы и направило в адрес ФИО1 уведомление?С.С. от ДД.ММ.ГГГГИСХ-30112 на сумму 184 085,22 рублей.

В соответствии с п. 6, 6.1 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1190/57 в случае, если при изменении ВРИ земельного участка согласно к приложению к Порядку значение КС1 = КС2, размер платы за изменение ВРИ земельного участка на «ведение садоводства» устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, кадастровые стоимости земельного участка определяются на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу Министерства имущественных отношений <адрес>.

Ответчик указывает, что Росреестр представил сведения о КС1 (дата подачи заявления об изменении ВРИ земельного участка - ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 840 852 руб., сведения об измененном ВРИ земельного участка и КС2 (дата внесения в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 840 852,20 руб. Указанные сведения использованы ответчиком при расчете платы и формировании Уведомления.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (предусмотрена процедура установления соответствия ВРИ земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков (далее — Классификатор) о заявлению правообладателей. При установлении соответствия ВРИ земельного участка Классификатору плата не взимается.

Результатом предоставления Государственной услуги приведения в соответствие Классификатору является распорядительный акт (Постановление) уполномоченного органа местного самоуправления об установлении соответствия ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором ВРИ земельных участков.

При этом, в приложениях к обращению истца в Росреестр отсутствует вышеуказанный распорядительный акт, в связи с чем, в данном случае процедура по установлению соответствия Классификатору ВРИ земельных участков не применялась.

Исчерпывающий перечень оснований освобождения от платы предусмотрен ст. 5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>". Таким образом, у ответчика отсутствовали законные основания для освобождения истца от взимания платы за изменение ВРИ земельного участка.

Как следует из ответа директора МКУ МФЦ Наро-Фоминского г.о. МФЦ осуществляет прием от заявителей (их представителей) заявлений (запросов) и выдачу документов по результатам предоставления государственных услуг в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Государственная услуга «Установление соответствия вида разрешенного и использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельного участка», регламентирована Распоряжением Минмособлимущества от ДД.ММ.ГГГГЗВР-1514.

Согласно пункту 14.1. данного Административного регламента - Государственная услуга предоставляется бесплатно.

В МФЦ предоставляется бесплатный доступ к РПГУ для обеспечения возможности подачи документов в электронном виде в порядке, предусмотренном пунктом 16.1 настоящего Административного регламента, а также дополнительно в любом МФЦ <адрес> обеспечена возможность получить результат предоставления Государственной услуги на бумажном носителе в форме распечатанного экземпляра электронного документа, направленного в Личный кабинет на РПГУ.

Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах <адрес> на другой вид использования, предусмотрена плата, в соответствии со ст. 5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>» (Постановление Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ).

Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления.

Также, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, отменяется органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>». При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления о предоставлении разрешения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что пакет документов был сформирован МФЦ и предоставлен Росреестром Министерству имущественных отношений <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка был изменен, в соответствии с объемом оказанных услуг ответчиком начислена плата за изменение вида разрешенного использования, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не отменялось, кроме того, уведомление ответчика о внесении платы истцом не оспорено, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений <адрес> о взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В. Каверина