ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2505/2016 от 08.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-2505/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2016 года г.Иваново

Ленинский районный суд г.Иваново в составе

председательствующего судьи Крючковой Ю.А.,

при секретаре ФИО5,

с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области (далее – Департамент) и просит суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».

Заявленные требования истец мотивировала тем, что, имея общий трудовой стаж более 20 лет, она обратилась с заявлением в Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иваново о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив к заявлению все необходимые документы, определённые пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), а именно Почётную грамоту Федерации Независимых Профсоюзов России (далее – ФНПР) «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» от 10.12.2014 года № 6-19, выписку из Постановления Исполнительного комитета ФНПР от 10.12.2014г. № 6-19. Однако Департаментом ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» с исключением её из списка граждан на присвоение указанного звания (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. ) со ссылкой на то, что Закон Ивановской области от 03.11.2006 года № 95-ОЗ «О порядке и условиях присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области» не относит Почётную грамоту ФНПР к ведомственным знакам отличия в труде. По мнению истца, данный отказ является необоснованным и ущемляет её права в сфере социальной защиты. Истец полагает, что отказ Департамента противоречит требованиям Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), Закона Ивановской области от 03.11.2006 года № 95-ОЗ «О порядке и условиях присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области № 95-ОЗ), так как, исходя из норм Постановления Исполнительного комитета Генерального совета ФНПР № 1-13 от 30 ноября 1993 года, Положения о Почётной грамоте ФНПР, являющегося приложением к Постановлению Генерального Совета ФНПР от 28.11.1997г. № 4-5 (с учётом изменений и дополнений, внесённых Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09.04.2008г. № 2-7), сведений, изложенных в действующем Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014 (ОКИН), утверждённом приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2019-ст., с учётом разъяснений, данных в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 07.10.1998г. № 5635-КС, имеющаяся у неё Почётная грамота ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» является ведомственным знаком отличия в труде, о котором говорится в Законе о ветеранах, награждение истца данной грамотой имело место при осуществлении трудовой деятельности в штате Ивановского областного объединения организаций профсоюзов. В действующем законодательстве отсутствует юридическое определение понятия «ведомственный знак отличия в труде», нет определения и понятия «ведомство», а Департаменту социальной защиты населения Ивановской области не предоставлено право толковать указанные понятия. В этой связи, по мнению истца, применение ответчиком понятия «ведомство» исключительно к органам государственного управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нём категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечёт дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они добросовестно трудились, безупречно выполняя свои трудовые функции. Из буквального толкования статьи 7 Закона о ветеранах не следует, что термин «ведомственный знак отличия в труде» употреблён в ней в узком смысле как учреждённый органом государственного управления. С учётом изложенного, истец полагает, что за ней должно быть признано право на присвоение звания «Ветеран труда».

В судебном заседании истец не явилась, уполномочив на участие в нём представителя, действующего от её имени на основании доверенности, - ФИО1
А.В., который исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленного иска возражала, поддержала доводы, приведённые в обоснование данного истцу отказа в присвоении звания «Ветеран труда» в протоколе заседания комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с присвоением званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области», а именно, полагала, что Почётная грамота ФНПР не относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Кроме того, представитель ответчика полагала необоснованной ссылку истца на совместное письмо Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995г. № 2026-ВЯ/4276/1-30, которое не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России, а также считала, что Минтруд России не наделён правом давать разъяснения по применению названного Федерального закона. В этой связи, использование совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995года № 2026-ВЯ/4276/1-30 в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации невозможно.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения заявленного иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с присвоением званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области», созданной в Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, оформленным протоколом № 91 от 29.12.2015г., ФИО3, претендовавшей на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с наличием трудового стажа продолжительностью более 20 лет и награждением её Почётной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «За длительную и безупречную работу в профсоюзах», было отказано в присвоении данного звания. Одновременно заявитель была исключена из списка граждан на присвоение звания «Ветеран труда», сформированного и представленного на рассмотрение Территориальным управлением социальной защиты населения по городу Иваново.

В обоснование мотивов принятого решения Комиссия Департамента указала следующее. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Статья 3 Закона Ивановской области № 95-ОЗ содержит перечень ведомственных знаков отличия в труде. ФНПР не относится ни к одному из субъектов, указанных в данном перечне, чьи ведомственные награды учитываются при присвоении званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области». При решении вопроса о том, является ли награда ведомственной, необходимо иметь ввиду, что слово «ведомство» означает центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при Правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий (ФИО8, ФИО9, ФИО10 «Современный экономический словарь». – ИНФРА-М.-2006). ФНПР имеет правовой статус общественной организации и не является ведомством в том смысле, в каком используется данный термин. Поскольку Закон Ивановской области № 95-ОЗ не относит к ведомственным знакам отличия в труде почётные грамоты ФНПР, оснований для присвоения ФИО3 звания «Ветеран труда» не имеется.

Не согласившись с данным отказом и, полагая, что обладает правом на присвоение звания «Ветеран труда», истец обратилась с рассматриваемым иском в суд.

Проанализировав указанное решение Комиссии Департамента, суд, соглашаясь с доводами истца, находит принятое решение незаконным и необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о ветеранах ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверения «Ветеран труда»; 2) награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о ветеранах порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Ивановской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Ивановской области № 95-ОЗ.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Ивановской области № 95-ОЗ также предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награждённым орденами или медалями, либо удостоенным почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде и имеющим общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Ивановской области № 95-ОЗ лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» должны подать в органы социальной защиты населения по месту жительства заявление о присвоении звания и документы, подтверждающие основания для его присвоения.

При этом пунктом 1 части 3 той же статьи предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют документы, подтверждающие: 1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почётные знаки, нагрудные значки, медали, почётные звания, почётные грамоты, свидетельства, дипломы и другие, решение о награждении которыми принято Президентом СССР, Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Президиумом Верховного Совета СССР и РСФСР, Советом Министров СССР и РСФСР, Правительством Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР и Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, федеральными органами судебной власти, Верховным Судом СССР, РСФСР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличия в труде; 2) общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.

Кроме того, согласно статье 1 Закона о ветеранах категории ветеранов устанавливаются законодателем с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, а согласно пункту 2 статьи 7 Закона о ветеранах и пункту 1 статьи 1 Закона Ивановской области № 95-ОЗ для присвоения лицу звания «Ветеран труда», помимо требований к стажу, необходимо, в том числе, чтобы такое лицо было награждено ведомственным знаком отличия в труде.

Таким образом, из анализа приведённых выше положений Закона о ветеранах и Закона Ивановской области № 95-ОЗ следует, что обязательным условием для присвоения лицу звания «Ветеран труда» является награждение данного лица ведомственным знаком отличия в труде. При этом использование в указанной правовой конструкции слова «труд» означает, что возможность присвоения лицу звания «Ветеран труда» закон связывает с наличием трудовых отношений между гражданином и соответствующим ведомством.

Наличие у ФИО3 трудового стажа продолжительностью более 20 лет и факт награждения её Почётной грамотой ФНПР в соответствии с постановлением исполнительного комитета ФНПР № 6-19 от 10.12.2014г. при принятии оспариваемого решения и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела Департаментом не оспаривалось.

При этом из сведений, изложенных в трудовой книжке истца, следует, что трудовой стаж в связи с работой в системе Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, которое является членской организацией ФНПР, у истца составляет более 10 лет.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общим производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональных (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Почётная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России утверждена Постановлением Исполнительного комитета генерального совета ФНПР № 1-13 от 30 ноября 1993 года для награждения профсоюзного актива, профсоюзных организаций и трудовых коллективов, работников профорганов членских организаций ФНПР, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений аппарата ФНПР за активную работу в профсоюзах, защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов.

В соответствии с Положением о Почётной грамоте ФНПР, являющимся приложением к Постановлению Генерального Совета ФНПР от 28.11.1997 года № 4-5 (с учётом изменений и дополнений, внесённых Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09.04.2008 года № 2-7), Почётная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Награждение Почётной грамотой ФНПР производится Исполнительным комитетом ФНПР по представлению членских организаций Федерации Независимых Профсоюзов России, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений Аппарата Федерации. Почетной грамотой ФНПР, как правило, награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награждённые ранее почётными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов.

В действующем Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014 (ОКИН), утверждённом приказом Росстандарта от 12.12.2014г. № 2019-СТ в подразделе «Почётные грамоты, грамоты, похвальные грамоты, дипломы» раздела 67 «Ведомственные награды в СССР», поименована почётная грамота «За длительную безупречную работу в профсоюзах» ВЦСПС и ФНПР.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Почётную грамоту ФНПР следует рассматривать как ведомственный знак отличия в труде с соблюдением условий, что ею были награждены работники организаций ФНПР, то есть если они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). При наличии соответствующих условий Почётная грамота ФНПР «За длительную безупречную работу в профсоюзах» может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия, в связи с которым у гражданина возникает право на присвоение звания «Ветеран труда».

Доводы, изложенные в данном истице отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и в пояснениях, данных представителем ответчика в судебном заседании, о том, что имеющаяся у истицы Почётная грамота ФНПР «За длительную безупречную работу в профсоюзах» не относится к ведомственным знакам отличия в труде, отклоняются судом в связи с их противоречием вышеприведённым положениям действующего законодательства и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

При этом суд соглашается с доводами, приведёнными истицей в исковом заявлении и её представителем в судебном заседании, о том, что отсутствие в действующем законодательстве, в том числе, в Законе о ветеранах и Законе Ивановской области № 95-ОЗ юридических определений понятий «ведомственный знак отличия в труде» и «ведомство», само по себе не наделяет Департамент социальной защиты населения Ивановской области полномочиями по толкованию данных понятий. Из буквального толкования статьи 7 Закона о ветеранах не следует, что термин «ведомственный знак отличия в труде» употреблён в ней в узком смысле как учреждённый органом государственного управления. В этой связи, суд соглашается с доводами стороны истца о том, что применение ответчиком понятия «ведомство» исключительно к органам государственного управления, не основано на законе, и повлекло за собой ущемление права истицы на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением её ведомственным знаком отличия в труде организацией, в которой она добросовестно трудилась, безупречно выполняя свои трудовые функции.

Поскольку в рассматриваемом случае все предусмотренные законом условия, позволяющие признать Почётную грамоту ФНПР, которой награждена истица, в качестве ведомственного знака отличия, позволяющего ей претендовать на присвоение звания «Ветеран труда», а также условия, необходимые для присвоения истице звания «Ветеран труда», имелись, за истицей должно быть признано право на присвоение указанного звания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области удовлетворить.

Признать за ФИО3 право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А.Крючкова

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2016г.