ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2505/2017 от 27.11.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№2-2505/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2017 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре Цыкало Р.А.,

с участием представителя истца-ответчика Администрации города Ялты ФИО1, ответчика-истца ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялты к ФИО2 о взыскании задолженности по инвестиционному соглашению и встречное исковое заявление ФИО2 к Администрации города Ялты о понуждении внести изменения в инвестиционный договор

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Ялты обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по инвестиционному соглашению в сумме 485750 руб. 00 коп.

В исковом заявлении указано, что 20.11.2015 года между истцом и ответчиком было заключено инвестиционное соглашение №39 (далее – Соглашение), предметом которого являлось оформление условий участие Инвестора в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городской округ Ялта без встречного гражданско-правового предоставления со стороны Администрации г. Ялта, вызванные реализацией объема строительства – строительство жилого дома по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул.Баранова, земельный участок №65, общая площадь жилого дома 335,0 кв.м, на земельном участке площадью 0,025 га. Предметом вышеуказанного Соглашения были оформлены условия участия Инвестора в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городской округ Ялта без встречного гражданско-правового предоставления со стороны Администрации города, вызванные реализацией объекта строительства. Инвестиционным соглашением был определен размер взноса, сроки и порядок его внесения.

В Приложении № 1 к Соглашению произведен расчет размера взноса участия Инвестора в развитии инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта и определен график платежей, а именно:100000 рублей - не позднее 31 декабря 2015 года; 100000 рублей - не позднее 31 марта 2016 года; 100000 рублей - не позднее 30 июня 2016 года; 100000 рублей - не позднее 30 сентября 2016 года; 85750 рублей не позднее 31 декабря 2016 года. Сумма, которую должен внести инвестор подлежит корректировке в случае увеличения площади объекта строительства.

Согласно п.2.2 Соглашения, взнос перечисляется частями, согласно утвержденному графику. Последний платеж должен быть осуществлен не позднее десяти календарных дней после ввода объекта в эксплуатацию, но в любом случае - не позднее 31 декабря 2016 года. Однако ФИО2 обязательства по указанному Соглашению не выполнил.

Представитель истца Администрации города Ялты иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что указанная в Соглашении сумма должна была быть потрачена на развитие инфраструктуры г. Ялты. Ответчик в судебном заседании подтвердил свое намерение построить дом. Получить градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка при строительстве жилого дома по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Баранова, участок № 65 (далее - градостроительные условия) и осуществить строительство жилого дома в период, указанный в Соглашении, структуры Администрации города Ялты ФИО2 не препятствовали.

ФИО2 иск Администрации города Ялты не признал, обратился с встречным иском к Администрации города Ялты, в котором просил обязать Администрацию г. Ялты Республики Крым внести изменения в Соглашение от 20.11.2015 № 39, уменьшив размер взноса участия Инвестора в развитии инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта, а также порядка и сроков его внесения, в соответствии с изменениями, внесенными Решением 40-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 30.01.2017 № 3 «О внесении изменений в решение 6-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 28.05.2015 № 18 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Администрации города Ялты Республики Крым с юридическими и физическими лицами по развитию инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции». В случае не заключения Администрацией г. Ялта Республики Крым дополнительного соглашения к Соглашению от 20.11.2015 № 39, на протяжении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, считать его заключенным в редакции истца по встречному иску, предоставленной суду.

Во встречном исковом заявлении ФИО2 указано, что в 2015 году он обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка при строительстве жилого дома по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Баранова, участок № 65. В октябре 2015 года в его адрес поступил ответ от 08.10.2015 № 01.2-01/2263, из которого следовало, что, так как площадь объекта строительства превышает 300 кв. м. и составляет 335 кв. м., ему необходимо обратиться в департамент экономического развития Администрации г. Ялта для заключения договора долевого участия в развитии инфраструктуры г. Ялта, в соответствии с Положением о порядке взаимодействия администрации города Ялты Республики Крым с юридическими и физическими лицами по развитию инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта, утвержденным решением 5-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 28.04.2015.

Таким образом, вышеуказанным письмом, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты, отказал ему в выдаче градостроительных условий и ограничений, и фактически указал, что градостроительные условия и ограничения будут выданы ему только после заключения договора долевого участия в развитии инфраструктуры г. Ялта.

20 ноября 2015 года, с целью выполнения условий поставленных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты, между Администрацией г. Ялты и ФИО2, заключено Соглашение № 39.

Предметом данного Соглашения являлось оформление условий участия Инвестора в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городского округа Ялта, вызванные реализацией объекта строительства – строительство жилого дома по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Баранова, земельный участок № 65, общая площадь жилого дома 335,0 м. кв, на земельном участке площадью 0,025 га.

Пунктом 2 Соглашения был определен размер взноса, порядок и сроки его внесения. Общая сумма взноса составила – 485 750 рублей.

В приложении № 1 к Соглашению произведен расчет вышеуказанного взноса и график внесения платежей, рассчитанный на основании Методики определения платы на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктур, являющейся Приложением 1 к Положению о порядке взаимодействия администрации города Ялты Республики Крым с юридическими и физическими лицами по развитию инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции, утвержденному решением 6-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 28.05.2015 № 18.

Однако, после заключения вышеуказанного Соглашения и до настоящего времени Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты вышеуказанные градостроительные условия и ограничения выданы не были, в связи с чем до настоящего времени он не смог получить разрешение на начало строительных работ и соответственно приступить к строительству вышеуказанного жилого дома. В мае 2017 года должностные лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты в устной форме сообщили ему, что, учитывая внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее вопросы градостроительства, данные градостроительные условия ему выданы быть не могут, и для рассмотрения данного вопроса ему необходимо повторно обратиться в адрес департамента с новым заявлением.

Решением 40-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 30.01.2017 № 3 внесены изменения в Приложение № 1 к решению 6-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 28.05.2015 № 18 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия администрации города Ялты Республики Крым с юридическими и физическими лицами по развитию инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции», Таблица № 1, а также пункт 1.3. изложены в новой редакции.

Внесение изменений в вышеуказанное Положение, в значительной мере изменило определение общей площади застройки, расчету подлежит не вся площадь застройки, а только ее часть, превышающая 300 м.кв., а также долю участия застройщика, которая снижена с 5% до 1%, при определении размера взноса долевого участия в развитии инфраструктуры г. Ялта.

Таким образом, учитывая, что до настоящего времени Соглашение, в части внесения взноса на развитие инфраструктуры города Ялты, с его стороны по объективным причинам не исполнено, а структурным подразделением Администрации г. Ялты - Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты со своей стороны ему не выданы вышеуказанные градостроительные условия и ограничения, то сумма взноса долевого участия по настоящему Соглашению, с учетом внесенных изменений, по состоянию на 01.02.2017 года должна составлять 97 150 рублей.

Согласно п. 3.1 Соглашения, настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Инвестором своих обязательств.

Пункт 4.1 Соглашения предусматривает, что изменения и дополнения настоящего соглашения допускается только с согласия сторон и в соответствии с действующим законодательством РФ и Республики Крым путем подписания дополнительного соглашения.

Учитывая данные обстоятельства, письмом от 03.03.2017 года он обратился в адрес городской администрации и просил привести Соглашение № 39 от 20.11.2015 в соответствие с изменениями, внесенными Решением 40-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 30.01.2017 № 3, путем внесения изменений в Соглашение, в части уменьшения размера взноса, сроков и порядка его внесения.

Однако, письмом от 11.04.2017 № 10-05/45 Администрация г. Ялты отказала ему во внесении соответствующих изменений, указав, что расчет суммы взноса выполнен в соответствии с Методикой определения платы на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры действующей в 2015 году.

Заключенное между Администрацией г. Ялты и ФИО2 Соглашение № 39 от 20.11.2015, фактически является договором присоединения. Проект данного соглашения был разработан ответчиком. При его заключении, условия договора содержали для него, как для физического лица, намеревающегося начать строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, явно обременительные условия, навязанные ему Администрацией г. Ялты, непринятие которых, с его стороны, фактически делало невозможным получение им градостроительных условий, а в последующем и разрешения на начало строительных работ.

В судебном заседании ФИО2 поддержал иск по изложенным в нем основаниям и пояснил, что он не отказывается участвовать, как инвестор, в развитии инфраструктуры г. Ялты, однако не согласен с суммой, указанной в Соглашении.

Каких-либо письменных доказательств о том, что он после заключения Соглашения обращался за выдачей градостроительных условий, но ему отказали в их выдаче - предоставить не может, так как ему отказали в устной форме. Также пояснил, что с заявлением об обжаловании отказа в выдаче градостроительных условий он ни в какую инстанцию не обращался.

Представитель истца Администрации города Ялты встречный иск не признал по тем же основаниям, по которым поддержал иск к ФИО2

Третье лицо на стороне истца Администрации города Ялты - Департамент архитектуры и градостроительства г. Ялта, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителя в суд не направил.

Выслушав мнение сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии со ст. 327.1. ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.

В судебном заседании установлено, что в 2015 году ФИО2 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка при строительстве жилого дома по адресу: г. Ялта, <...> участок № 65.

В октябре 2015 года в его адрес поступил ответ от 08.10.2015 № 01.2-01/2263, из которого следовало, что, так как площадь объекта строительства превышает 300 кв. м. и составляет 335 кв. м., ему необходимо обратиться в департамент экономического развития Администрации г. Ялта для заключения договора долевого участия в развитии инфраструктуры г. Ялта в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Администрации города Ялты Республики Крым с юридическими и физическими лицами по развитию инфраструктуры муниципального образования городской округ Ялта, утвержденным решением 5-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 28.04.2015.

Действия третьего лица ФИО2 обжалованы не были.

20 ноября 2015 года, с целью выполнения условий, поставленных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты, между Администрацией г. Ялты и ФИО2, заключено Соглашение № 39.

Предметом данного Соглашения, согласно п.1.1. являлось оформление условий участия Инвестора в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городского округа Ялта, вызванные реализацией объекта строительства – строительство жилого дома по адресу: Республика Крым, г. Ялта, <...> земельный участок № 65, общая площадь жилого дома 335,0 кв. м., на земельном участке площадью 0,025 га.

Согласно п.2 Соглашения, взнос в сумме 485750 руб. 00 коп. перечисляется частями, согласно утвержденному графику. Последний платеж должен быть осуществлен не позднее десяти календарных дней после ввода объекта в эксплуатацию, но в любом случае - не позднее 31 декабря 2016 года. Однако ФИО2 обязательства по указанному Соглашению не выполнил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент подписания Соглашения сторонами были согласованы условия и сумма, подлежащая уплате.

Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что Соглашение заключено в связи с намерением ФИО2 построить жилой дом и для развития инфраструктуры г. Ялты.

В суд не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что у ФИО2 имелись препятствия к получению градостроительных условий в срок, указанный, как срок оплаты по Соглашению.

Таким образом, у ФИО2, который заключил с Администрацией города Ялты Соглашение с целью получения у третьего лица градостроительных условий, отсутствовали препятствия в их получении, в связи с чем суд не может принять во внимание доводы ФИО2 о том, что не выполненное им обязательство по Соглашению находится в причинной связи с неполучением им градостроительных условий.

Согласно п.3.1. Соглашения, Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Инвестором своих обязательств, которые согласно п.2.2. Соглашения ФИО2 обязан был исполнить не позднее 31 декабря 2016 года.

Принимая решение, суд учитывает, что сторонами при подписании Соглашения были согласованы условия выполнения Соглашения, в том числе сумма, подлежащая внесению, порядок и срок внесения денежных средств. Расчет суммы взноса на момент заключения Соглашения не оспаривается.

В указанный срок для внесения ФИО2 денежных средств, препятствий для получения градостроительных условий у ФИО2 не имелось.

В установленный в Соглашении срок, ФИО2 обязательство не выполнил, с требованием о расторжении, прекращении Соглашения или с просьбой о внесении изменений в Соглашение - не обращался.

Изменения, внесенные Решением 40-сессии Ялтинского городского совета первого созыва от 30.01.2017г. № 3 в части расчета взноса не являются основанием для понуждения Администрации города Ялты Республики Крым применить новый порядок расчета взноса по Соглашению, которое должно было быть ФИО2 исполнено до 31.12.2016 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск Администрации города Ялты к ФИО2 о взыскании задолженности по инвестиционному соглашению в сумме 485750 руб. 00 коп. обоснован и подлежит удовлетворению, а оснований для понуждения Администрации города Ялты в изменении условий Соглашения не имеется, в связи с чем встречный иск ФИО2 к Администрации города Ялты о понуждении внести изменения в инвестиционный договор является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ФИО2 подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 8057 руб. 50 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

иск Администрации города Ялты к ФИО2 о взыскании задолженности по инвестиционному соглашению, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Администрации города Ялты задолженность по инвестиционному соглашению в сумме 485750 (Четыреста восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят) руб. 00 коп.

В удовлетворении встречного искового заявления ФИО2 к Администрации города Ялты о понуждении внести изменения в инвестиционный договор, отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 8057 (Восемь тысяч пятьдесят семь) руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2017 года.

Судья В.В. Максимова