ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2507/2017 от 26.01.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-87/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Феодосийский городской суд РК в составе: председательствующего - судьи Микитюк О.А., при секретаре – Шуляк Е.А. и Касянюк Т.Н. с участием помощника прокурора Чубко А.С., представителя ответчиков ФИО1, представителей ФИО2 и ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Феодосия в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4, ООО «Файзуллин», с участием третьих лиц- ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и администрации г. Феодосия о признании бездействия незаконным и понуждении выполнить работы,

Установил:

Прокурор г. Феодосии, неоднократно уточнив свои требования, обратился в суд с иском и просит признать незаконным бездействие ФИО4, выразившееся в непринятии мер по обеспечению теплоснабжения в многоквартирных домах по ул. <адрес> в <адрес>, а также, ФИО12 до начала отопительного сезона 2017-2018 годов. Обязать ФИО4 по вступлению решения в законную силу выполнить ремонт двух контактных подогревателей, с их внутренней очисткой и заменой прокоррозированных листов обшивки корпусов, а также ремонт вентиляторов и горелочных устройств; провести диагностику оборудования с привлечением специализированной организации для продления срока эксплуатации контактных водонагревателей; получить режимные карты котлов, провести режимно-наладочные испытания контактных водонагревателей с привлечением специализированной организации; организовать систему специальной подготовки теплоносителя, предусмотренную производителем контактных водонагревателей; укомплектовать котельную резервным сетевым насосом с техническими характеристиками аналогичными установленному насосу (подача не менее 90 м3 /час и напором не менее 37м), выполнить текущий ремонт второго насоса; отремонтировать запорную арматуру и заменить пришедшие в негодность поворотные заслонки «Баттерфляй», задействовать в работу баки резерва холодной воды. Кроме того, обязать ООО «Файзуллин» произвести комплексные испытания водонагревателей совместно с тепловыми сетями и потребителями; получить разрешение Министерства экологии и природных ресурсов на выбросы вредных веществ в атмосферу, а также согласовать расчеты водопотребления; укомплектовать документацию на котельную согласно требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно разработать: должностные инструкции операторов и инструкцию по охране труда и по эксплуатации газового оборудования.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Феодосии по информации администрации г. Феодосии проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении ФИО4. Согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, вышеуказанная котельная принадлежит на праве частной собственности ФИО4 В адрес ИП ФИО4 20.07.2017, 03.08.2017, 26.09.2017 были направлены обращения о подготовке котельной к предстоящему отопительному сезону с предоставлением соответствующих документов. Однако, до настоящего времени запрашиваемая информация не была предоставлена, подготовка к отопительному сезону не была начата, что повлекло за собой не предоставление гражданам коммунальной услуги по отоплению. Котельная обеспечивает теплоснабжение четырех жилых домов, в которых 258 квартир оборудованы централизованным отоплением, кроме жилых домов отапливается два здания техникума общей площадью 10 869 м2.

26.10.2016 произведено комиссионное обследование технического состояния котельной по <адрес>. Осмотром установлено ряд нарушений, а также что котельная не готова к отопительному сезону и не может обеспечить отопление жилых домов и технику.

Согласно постановления Администрации г. Феодосии от 23.10.2017 № 3071 «О начале отопительного сезона 2017-2018 годов для объектов жилищного фонда, социальной сферы и служб жизнеобеспечения», отопительный сезон на территории муниципального образования городской округ Феодосия начат с 25 октября 2017 года. Однако, жители многоквартирных домов по ул. <адрес> в <адрес> теплом не обеспечены, в том числе по причине бездействия ФИО4

15.11.2017 ФИО4 на основании договора аренды №1 передал ООО «Файзуллин» здание котельной по <адрес> с оборудованием. В соответствии с п.2.2 указанного договора Арендодатель обязан произвести модернизацию, замену, обновление основных фондов своими силами либо силами подрядных организаций.

Бездействие ответчика ФИО4 является злоупотреблением правом собственности, поскольку данное бездействие причиняет вред другим лицам – потребителям – жителям по ул. <адрес> в <адрес>, а также студентам и работникам ФИО12

В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования от 22.01.2018 года по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, добавив, что доказательств устранения в акте недостатков суду не представлено. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчиков ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в акте обследования имущества от 26.10.2017 года и 15.11.2017 года не идентифицирован объект, который обследовался. Кроме того, ФИО4, являясь собственником нежилого помещения, не является теплоснабжающей организацией и не обязан обеспечивать теплом жилые дома. В течение последних лет он пытался решить вопрос с передачей котельной «Крымтеплокоммунэнерго» либо администрации г. Феодосия, поскольку он не может содержать котельную в рабочем состоянии и предоставлять тепло гражданам в жилые дома. Кроме того, на сегодняшний день котельная работает, ряд недостатков устранен и выходом на место можно установить, какие работы проведены. Представить документы, подтверждающий проведенные в котельной работы не было возможности, поскольку судом предоставлено мало времени для подготовки к судебному заседанию. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представители ГУП РК «Крымтеплокомунэнерго» исковые требования поддержали, указав, что прокурор в исковом заявление частично неправильно распределил обязанности между собственником и арендатором котельной, поскольку получить режимные карты котлов, провести режимно-наладочные испытания контактных водонагревателей с привлечением специализированной организации возможно только после подготовки котельной к отопительному сезону и запуска всего оборудования, следовательно, это должен сделать арендатор, а не собственник котельной. Кроме того, вопрос о получении разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу и согласование расчетов водопотребления необходимо возложить на лицо, исходя из условий договора аренды котельной.

Представитель администрации г. Феодосия в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен. Причин отсутствия не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела суду не представил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суд доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст. 606, 616 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2013 N 28269) утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, которые и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Разделом III выше указанных Правил установлены требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

В том числе, указанными Правила установлено, что паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период. ( п.9,10 Правил)

Исходя из п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.

Хозяйственная деятельность, приводящая к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ведется на арендованном объекте, получать соответствующее разрешение (и нести ответственность в случае его отсутствия) должно лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность с использованием источника выбросов.

Судом установлено, что котельная, расположенная по <адрес> поставляет теплоснабжение в многоквартирные жилые дома по ул. <адрес> в <адрес>, а также ФИО12 и является единственным источником теплоснабжения населения и социально-значимого объекта.

Согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество вышеуказанная котельная принадлежит на праве частной собственности ФИО4.

Постановлением Администрации г. Феодосии от 23.10.2017 № 3071 «О начале отопительного сезона 2017-2018 годов для объектов жилищного фонда, социальной сферы и служб жизнеобеспечения», отопительный сезон на территории муниципального образования городской округ Феодосия начат с 25 октября 2017 года.

Согласно предоставленной информации Администрацией города Феодосия в адрес ИП ФИО4 20.07.2017, 03.08.2017, 26.09.2017 были направлены обращения о подготовке котельной к предстоящему отопительному сезону с предоставлением соответствующих документов. (л.д.30-36)

26.10.2016 в составе представителей филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосия, директора ООО «Файзуллин», представителей МКУ «УГХ и П Администрации г. Феодосии» произведено комиссионное обследование технического состояния котельной по <адрес> единственного на территории теплогенерирующего объекта, предназначенного для отопления жилых домов и техникума в г. Феодосии.

Осмотром установлено, что в котельной имеется два контактных водонагревателя марки КВН-7,74 мощностью по 1,74 МВт каждый, указанные котлы эксплуатируются с декабря 2007, нормативный срок эксплуатации 8 лет (истек в 2015).

Котельная обеспечивает теплоснабжение четырех жилых домов, в которых 258 квартир оборудованы централизованным отоплением, кроме жилых домов, отапливается два здания техникума общей площадью 10 869 м2.

Согласно акта комиссионного обследования технического состояния котельной от 20.10.2017 для возможности безопасной эксплуатации необходимо:

1) выполнить ремонт двух контактных подогревателей, с их внутренней очисткой и заменой прокоррозированных листов обшивки корпусов, а также ремонт вентиляторов и горелочных устройств;

2) провести диагностику оборудования с привлечением специализированной организации для продления срока эксплуатации контактных водонагревателей (п. 11 раздела 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.03.2012 № 103);

3) получить режимные карты котлов, провести режимно-наладочные испытания контактных водонагревателей с привлечением специализированной организации согласно п. 5.3.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115;

4) организовать систему специальной подготовки теплоносителя, предусмотренную производителем контактных водонагревателей;

5) укомплектовать котельную резервным сетевым насосом Lowara FHE 80-160/185, выполнить текущий ремонт второго насоса в соответствии с п. 5.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115;

6) произвести поверку газового счетчика «Курс-0,1» и вычислителя объема газа «Универсал», а также поверку манометров, оформить лимиты на газ;

7) отремонтировать запорную арматуру и заменить пришедшие в негодность поворотные заслонки «Баттерфляй», задействовать в работу баки резерва холодной воды;

8) провести испытания сопротивления изоляции электрооборудования специализированной организацией;

9) произвести комплексные испытания водонагревателей совместно с тепловыми сетями и потребителями;

10) получить разрешение Министерства экологии и природных ресурсов на выбросы вредных веществ в атмосферу, а также согласовать расчеты водопотребления;

11) укомплектовать документацию на котельную согласно требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115. (л.д.12)

15.11.2017 ФИО4 на основании договора аренды №1 передал ООО «Файзуллин» здание котельной по <адрес> с оборудованием.

В соответствии с п.2.2 указанного договора Арендодатель обязан произвести модернизацию, замену, обновление основных фондов своими силами либо силами подрядных организаций.

Арендатор взял на себя обязательства поддерживать переданное имущество в исправном стоянии, содержать его в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными нормами (л.д.50-51)

С учетом изложенного, выполнение указанных требований, а также иных мероприятий которые необходимо выполнить в ходе непосредственной эксплуатации котельной по обеспечению безопасной ее эксплуатации, возлагается на лицо, которое фактически эксплуатирует котельную, а именно ООО « Файзуллин».

11 декабря 2017 года между ООО «Файзуллин» и ФИО12 заключен государственный контракт теплоснабжения № 470-2017 (л.д.52-62)

15.11.2017 года составлен акт № ФФКТКЭ комиссионного обследования технического состояния котельной по <адрес> и ее готовности к эксплуатации в отопительный период 2017-2018гг. Согласно указанного акта комиссией установлен ряд замечаний, в том числе и указанные в акте от 26.10.2017 года. (л.д.71-73).

Таким образом, учитывая, что модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной котельной не входит в обязанности лица, которому собственником передано имущество в пользование, а арендатор взял на себя обязательства поддерживать переданное имущество в исправном стоянии, содержать его в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными нормами, суд считает необходимым, с учетом Правил оценки готовности к отопительному периоду, следующим образом распределить обязательства между собственником котельной ФИО4 и арендатором котельной ООО «Файзуллин»: обязать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выполнить ремонт двух контактных подогревателей, с их внутренней очисткой и заменой прокоррозированных листов обшивки корпусов; ремонт вентиляторов и горелочных устройств; провести диагностику оборудования с привлечением специализированных организаций для продления срока эксплуатации контактных подогревателей; организовать систему специальной подготовки теплоносителя, предусмотренную производителем контактных ; укомплектовать котельную резервным сетевым насосом с техническими характеристиками аналогичными установленному насосу (подача не менее 90 м3/час и напором не менее 37м); выполнить текущий ремонт второго насоса; отремонтировать запорную арматуру и заменить пришедшие в негодность поворотные заслонки «Баттерфляй», задействовать в работу баки резерва холодной воды; получить разрешение Министерства экологии и природных ресурсов на выбросы вредных веществ в атмосферу, а так же согласовать расчеты водопотребления.

Обязать ООО «Файзуллин» получить режимные карты котлов, провести режимно-наладочные испытания контактных водонагревателей с привлечением специализированной организации; произвести комплексные испытания водонагревателей совместно с тепловыми сетями и потребителями; укомплектовать документацию на котельную согласно требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно разработать: должностные инструкции операторов и инструкцию по охране труда и по эксплуатации газового оборудования.

Довод представителя ответчиков ФИО1 об отсутствии данных об идентификации обследуемого объекта в акте от 26.10.2017 и 15.11.2017 года не соответствует имеющимся материалам дела, поскольку, в актах указан какой объект исследуется и по какому адресу он расположен.

Также, суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено бесспорных надлежащих и допустимых доказательств, что ответчиками устранены недостатки, указанные в актах обследования.

Удовлетворяя требования в полном объеме, суд исходит из того, что бездействие это общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей; ФИО4 является собственником котельной, а следовательно добровольно взял на себя обязательства по предоставлению услуг теплоснабжения в выше указанные жилые дома, а следовательно обязан был содержать котельную в пригодном для эксплуатации состоянии.

Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействия ФИО4 в части непринятия мер по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 года и обеспечения теплоснабжения в много квартирных домах , по ул. <адрес> в <адрес> и ФИО12

Обязать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выполнить ремонт двух контактных подогревателей, с их внутренней очисткой и заменой прокоррозированных листов обшивки корпусов; ремонт вентиляторов и горелочных устройств; провести диагностику оборудования с привлечением специализированных организаций для продления срока эксплуатации контактных подогревателей; организовать систему специальной подготовки теплоносителя, предусмотренную производителем контактных ; укомплектовать котельную резервным сетевым насосом с техническими характеристиками аналогичными установленному насосу (подача не менее 90 м3/час и напором не менее 37м); выполнить текущий ремонт второго насоса; отремонтировать запорную арматуру и заменить пришедшие в негодность поворотные заслонки «Баттерфляй», задействовать в работу баки резерва холодной воды; получить разрешение Министерства экологии и природных ресурсов на выбросы вредных веществ в атмосферу, а так же согласовать расчеты водопотребления.

Обязать ООО «Файзуллин» получить режимные карты котлов, провести режимно-наладочные испытания контактных водонагревателей с привлечением специализированной организации; произвести комплексные испытания водонагревателей совместно с тепловыми сетями и потребителями; укомплектовать документацию на котельную согласно требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно разработать: должностные инструкции операторов и инструкцию по охране труда и по эксплуатации газового оборудования.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) О.А. Микитюк

Копия верна: судья- секретарь-