РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2016 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Кучерук Е.С.,
в присутствии сторон:
истца ФИО1,
представителей ответчика УПФ РФ (ГУ) в *** и *** ФИО2, действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх № ххх сроком действия по хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав, ФИО3, действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх № ххх сроком действия по хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2508/2016 по иску ФИО1 к УПФ РФ (ГУ) в *** и *** о признании частично незаконным решения о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска ФИО1 указала, что с хх.хх.хххх она является не работающим пенсионером по старости. В хх.хх.хххх года выезжала на отдых в *** Стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила ххх рублей. По приезду она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в *** и *** с заявлением об оплате стоимости проезда по маршруту: ***-***-***-*** и обратно в указанной сумме. Решением УПФ РФ (ГУ) в *** и ***ххх от хх.хх.хххх стоимость проезда ей была оплачена частично по маршруту: ***-***, ***-***, ***-*** в размере ххх рублей. Однако, в компенсации стоимости проезда по маршруту: ***-***, ***-***, ***-*** в размере ххх рублей было отказано. Просила суд признать частично незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в *** и ***ххх от хх.хх.хххх о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: ***-***, ***-***, ***-*** в размере 23215 рублей.
В письменных возражениях представитель УПФ РФ (ГУ) в *** и *** ФИО4 указала, что хх.хх.хххх ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в общем размере ххх рублей по маршруту: ***-*** (ж/д) стоимость проезда ххх рублей, ***-*** (авиа) стоимость проезда ххх рублей, ***-*** (авиа) стоимость проезда ххх рублей, ***-*** (авиа) стоимость проезда не указана, ***-*** (авиа) стоимость проезда ххх рубля, ***-*** (ж/д) стоимость проезда ххх рублей. В заявлении указала место отдыха – ***. хх.хх.хххх Управлением принято решение ххх о частичной выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту: ***-***-***, ***-*** в размере ххх рублей. К оплате не приняты электронные билеты по маршруту: ***-***-***-*** поскольку проездные документы оформлены с нарушением требований действующего законодательства – в проездных документах отсутствуют обязательные реквизиты. В авиабилете по маршруту ***-*** отсутствуют наименование и (или) код перевозчика, тариф, итоговая стоимость, форма оплаты, код статуса бронирования. В авиабилете по маршруту ***-*** отсутствует наименование и (или) код перевозчика. В авиабилете по маршруту ***-*** сумма платежа по авиабилету не соответствует итоговой стоимости билета. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании предъявленные к УПФ РФ (ГУ) в *** и *** исковые требования не признали по доводам, изложенным в представленном письменном возражении на исковое заявление. Полагают, что решение Управления является законным и обоснованным. Просили в удовлетворении иска ФИО1 отказать полностью.
Исследовав в совокупности пояснения сторон, письменные доказательства по делу и, оценив их с учетом требований статей 67-68 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту – Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам. Гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 4 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1).
Согласно статье 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту – Правила).
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктами 2, 3, 6, 8, 9, 10 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса, автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, *** и *** отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании судом установлено, что ФИО1, хх.хх.хххх года рождения, с хх.хх.хххх является неработающим пенсионером, проживает в ***. Следовательно, имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года. Указанные обстоятельства подтверждаются удостоверением ххх (***) о назначении пенсии, трудовой книжкой от хх.хх.хххх, паспортом гражданина РФ ххх, выданным УВД ***хх.хх.хххх, с отметкой о регистрации на территории *** (л.д. 4-7).
Как следует из заявления от хх.хх.ххххххх ФИО1 обратилась в Управление ПФ (ГУ) РФ в *** и *** с просьбой оплатить ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в общей сумме ххх рублей по маршруту: ***-*** (ж/д, плацкарт) стоимость билета ххх рублей, ***-*** (авиа, эконом класс) стоимость билета ххх рублей, ***-*** (авиа, эконом класс) стоимость билета ххх рублей, ***-*** (авиа, эконом класс) стоимость билета не указана, ***-*** (авиа, эконом класс) стоимость билета ххх рубля, ***-*** (ж/д, купе) стоимость билета ххх рублей, представив соответствующие проездные документы, а также справки о стоимости проезда по маршруту: ***-*** (ж/д, плацкарт) в размере ххх рублей, ***-*** (ж/д, плацкарт) в размере ххх рублей (л.д. 27).
Решением Управления ПФР в *** и ***ххх от хх.хх.хххх ФИО1 выплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда в сумме ххх рублей (л.д. 28).
Из уведомления Управления ПФР в *** и *** о принятом решении о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно ххх от хх.хх.хххх также следует, что ФИО1 оплачены билеты на сумму ххх рублей по маршруту: ***-*** (стоимость билета ххх рублей), ***-*** (стоимость билета ххх рублей), ***-*** (стоимость билета ххх рублей). При этом указано, что не подлежат оплате авиабилеты по маршруту: ***-***, поскольку отсутствуют обязательные реквизиты (не указано наименование и (или) код класса бронирования, сумма платежа не соответствует стоимости билета), ***-*** (не указаны наименование и (или) код бронирования перевозчика, тариф, итоговая стоимость, форма оплаты, код статуса бронирования), ***-***, так как отсутствуют обязательные реквизиты (не указаны наименование и (или) код перевозчика) (л.д. 8).
Таким образом, основанием к отказу в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: ***-***, ***-***, ***-*** послужило отсутствие в проездных документах обязательных реквизитов.
Между тем, суд не может согласиться с выводами ответчика об отказе в выплате компенсации по представленным истцом проездным документам. Представителями ответчиков не оспаривается право ФИО1 на получение указанной компенсации, как и не оспаривается факт отдыха ФИО1 в ***.
В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 № 03-03-06/1/11).
В подтверждение несения расходов на оплату проезда по маршруту: ***-*** истцом представлен электронный билет (л.д. 9), в котором указаны: сведения о пассажире ФИО1 (фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); наименование и код перевозчика – ***, код ххх; номер рейса – ххх; пункты отправления и назначения – ***-***; дата и время отправления рейса – хх.хх.хххххх.хх.хххх; тариф – экономический; форма оплаты – карта; код бронирования – ххх; дата оформления билета – хх.хх.хххх. Стоимость билета указана в размере ххх рублей (из них: ххх рублей – базовый тариф, ххх – багажный сбор, ххх – выбор места в салоне). При этом сумма платежа по авиабилету не соответствует итоговой стоимости билета.
По маршруту ***-*** истцом представлен электронный билет (маршрут/квитанция) (л.д. 10), в котором указаны: сведения о пассажире ФИО1 (фамилия, имя, серия и номер документа, удостоверяющего личность); номер билета – ххх; номер рейса – ххх; пункты отправления и назначения – ***-***; дата и время отправления рейса – хх.хх.хххххх.хх.хххх; тариф – эконом; дата оформления билета – хх.хх.хххх. При этом в билете отсутствуют наименование и (или) код перевозчика, итоговая стоимость, форма оплаты, код статуса бронирования. Между тем, согласно справке *** от хх.хх.хххх ФИО1 приобрела авиабилет по направлению ***-*** с датой вылета хх.хх.хххх в салоне экономического класса стоимостью ххх рублей (л.д. 11).
В судебном заседании истец пояснила, что оплата билета произведена ею лично с ее банковской карты, безналичным платежом.
По маршруту ***-*** истцом представлена маршрутная квитанция электронного билета (л.д. 12), в котором указаны: сведения о пассажире ФИО1 (фамилия, имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность); номер рейса – ххх; пункты отправления и назначения – ***-***; дата и время отправления рейса – хх.хх.хххххх.хх.хххх; тариф – эконом; форма оплаты – наличные; номер брони – ххх, номер заказа – ххх и дата продажи билета – хх.хх.хххх; номер билета ххх. Общая стоимость билета указана в размере ххх рубля (из них: ххх рублей – тариф, ххх рублей, ххх рублей и ххх рубля – сборы). При этом в билете отсутствует наименование и (или) код перевозчика.
В судебное заседание истцом представлен электронный билет по маршруту ***-***ххх, в котором общая стоимость проезда указана в размере ххх рублей (из них: ххх рублей – тариф, ххх рублей и ххх рублей – сборы) (л.д. 24).
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в связи с чем, реализация права ФИО1 на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиком правил оформления проездного документа.
Отсутствие в авиабилетах обязательных реквизитов не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.
Таким образом, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа пенсионного органа в выплате ФИО1 компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно по маршруту: ***-***, ***-***, ***-***, поскольку нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3, 10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. В противном случае не достигалась бы цель введения такой компенсации в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
Определяя размер компенсации, суд принимает во внимание представленные истцом в судебное заседание документы: справку *** от хх.хх.хххх из которой следует, что стоимость авиаперевозки по минимальному тарифу экономического класса по маршруту ***-*** на дату перелета хх.хх.хххх на одного взрослого пассажира составляла ххх рублей, по маршруту ***-*** на дату перелета хх.хх.хххх составляла также ххх рублей, а также электронный билет по маршруту ***-*** с датой вылета хх.хх.хххх, из которого следует, что ФИО1 уплачено за билет всего ххх рублей (из них: ххх рублей – тариф, ххх рублей и ххх рублей – сборы) (л.д. 25).
В соответствии с пунктом 9 Разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н, зарегистрированных в Минюсте России 08.04.2016 № 41736 и подлежащих применению с 23.04.2016, возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: ***-***, ***-***, ***-*** в размере 21683,00 рубля (ххх + ххх + ххх).
Истцом ко взысканию с ответчика заявлена сумма в размере 23215,00 рублей.
Следовательно, во взыскании 1532,00 рублей (ххх – ххх) истцу необходимо отказать.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, от уплаты которой истец был освобождена при подаче иска, в соответствии с частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1150,49 рублей (850,49 рублей - по требованию имущественного характера и 300,00 рублей - по требованию неимущественного характера).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать частично незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в *** и ***ххх от хх.хх.хххх о выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в *** и *** в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 21683,00 рублей.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в *** и *** в доход городского бюджета государственную пошлину в размере 1150,49 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 1532,00 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Балаганская