Дело № 2-53/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.С.,
при секретаре Ломакиной А.О.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика – Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ о признании решения в части отказа во включении периода работы в льготный стаж незаконным, включении периода работы в льготный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 01 сентября 2015 года по 30 марта 2017 года в МБОУ СОШ № 6 пос. Комсомолец в качестве заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя начальных классов на 1 ставку, и назначить досрочно страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения с 06 апреля 2017 года.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что 06 апреля 2017 года она обратилась в пенсионный орган и предоставила в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ пакет документов для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. 18 июля 2017 года решением ответчика ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. В стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочную пенсию по старости, ответчик не включил период ее работы с 01 сентября 2015 года по 30 марта 2017 года в МБОУ СОШ № 6 пос. Комсомолец в качестве заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя начальных классов на 1 ставку со ссылкой на то, что она работала на 0,5 ставки заместителем директора по ВР, норма рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не выполняла, работа в качестве учителя начальных классов не указана в трудовой книжке и имела место как совмещение. Решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости считает незаконным, поскольку она выполняет работу учителя начальных классов на ставку, вырабатывает норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что следует из тарификационных списков, согласно которым следует, что она, будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе, наряду с этой работой осуществляла работу в должности учителя начальных классов с педагогической нагрузкой от 17 до 23 часов в неделю. Поскольку работа в должности учителя осуществлялась в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, то такая работа подлежит включению в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. На момент обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии она имела 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочную пенсию по старости. Просила ее требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска ФИО1, в обоснование своих возражений суду пояснила, что спорный период не был включен истице в льготный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку она работала в должности заместителя директора по ВР на 0,5 ставки, и работая учителем по совмещению, не выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Основная ее работа это заместитель директора по ВР, а учитель как совмещение, в связи с чем отказ во включении в льготный стаж периода работы с 01 сентября 2015 года по 30 марта 2017 года является законным и обоснованным. Льготная пенсия назначению не подлежит, так как истице не достает требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Просила суд в иске отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,. осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
В п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно пп. б п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Как следует из трудовой книжки истицы, она постоянно, начиная 15 августа 1989 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность.
Согласно справки директора МБОУ СОШ N 6 от 03 июля 2017 года за N 01-15/437, в оспариваемый период с 01 сентября 2015 года по настоящее время ФИО1 переведена на 0,5 ставки заместителем директора по ВР, а также работает на 1 ставку учителем начальных классов.
Из предоставленных тарификационных списков 2015 - 2017 годов следует, что ФИО1, будучи заместителем директора по ВР, наряду с этой работой осуществляла работу в должности учителя в начальных классах, а также с 01 сентября 2016 года являлась учителем средних классов, с педагогической нагрузкой от 17 часов до 23 часов в неделю.
В соответствии с пунктом 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
При разрешении настоящего спора суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истицы подлежит частичному включению в педагогический стаж, а именно, с 01 сентября 2016 года по 30 марта 2017 года, поскольку истица в спорной период занималась педагогической деятельностью, при этом суммарно выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, в том числе и как учителя начальных и средних классов.
Данный вывод суда основан на следующем.
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", письма Минобразования Российской Федерации № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26 октября 2004 года "О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений", норма педагогической нагрузки на ставку заработной платы для педагогов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. Кроме того, аналогичная норма содержится и в Приказе Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Ответчиком не представлено бесспорных доказательств отсутствия у истицы требуемого для назначения досрочной пенсии специального стажа. Совокупность же представленных истицей доказательств подтверждает правомерность и обоснованность заявленных ею требований о наличии у нее, как лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, права на досрочное пенсионное обеспечение на момент обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что спорный период работы истицы с 01 сентября 2015 года по 01 сентября 2016 года включению в льготный стаж не подлежит, поскольку в указанные период работы истицы не выработана норма рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, и составляла 17 часов в неделю, что менее указанный выше нормативных документов, регулирующих нормы нагрузки педагогических работников на ставку заработной платы.
При этом, суд считает доводы ответчика о том, что в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитывается работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе при условии выполнения данной работы на полную ставку, судом отклоняются, поскольку данная позиция выражена ответчиком без учета системного толкования положений приведенных Правил, то есть без учета пункта 4, позволяющих засчитывать суммарную продолжительность работы в должностях, указанных в Списке.
Кроме того, истица обратилась в суд с исковыми требованиями, в том числе, о признании незаконным решения ответчика N 17 от 18 июля 2017 года об отказе в назначении в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Указанным решением ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, по тем основаниям, что в специальный стаж не включен период трудовой деятельности ФИО1 с 01 сентября 2015 года по 30 марта 2017 года в должности заместителя директора по ВР МБОУ СОШ № 6, так как она работала на 0,5 ставки, норма рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не выполнялась, согласно штатному расписанию основанная должность это замдиректора, а работа в качестве учителя начальных классов имела место как совмещение.
Иных оснований для отказа в обжалуемом решении ГУ УПФ не указано.
Исходя из вышеизложенного, суд признает оспариваемое решение в части отказа во включении в льготный стаж периода работы истицы с 01 сентября 2016 года по 30 марта 2017 года незаконным и на стороне ответчика возникает обязанность по назначению истицы досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за ней, то есть с 06 апреля 2017 года, с учетом наличия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ о признании решения в части отказа во включении периода работы в льготный стаж незаконным, включении периода работы в льготный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ № 17 от 18 июля 2017 года в части отказа во включении в льготный стаж ФИО1 периода работы с 01 сентября 2016 года по 30 марта 2017 года в МБОУ СОШ № 6 пос. Комсомолец в качестве заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя начальных классов на 1 ставку незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы ФИО3 с 01 сентября 2016 года по 30 марта 2017 года в МБОУ СОШ № 6 пос. Комсомолец в качестве заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя начальных классов на 1 ставку.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 06 апреля 2017 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края /межрайонное/ о признании решения в части отказа во включении периода работы с 01 сентября 2015 года по 01 сентября 2016 года в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 30 января 2018 года)
Судья Л.С. Ивахненко