ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2508/2023 от 05.12.2023 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-2508/2023 г.

УИД 33RS0014-01-2023-002893-53

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 декабря 2023 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области к ФИО2 о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области обратилось в суд с иском к ФИО2 и просит обязать ответчика заключить с Министерством имущественных и земельных отношений Владимирской области договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) на условиях, определенных проектом договора купли-продажи, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы следующим, на Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Владимирской области от 27.02.2023 № 101, возложены функции по учету, управлениюи распоряжению в пределах компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, в том числе земельными участками, а также по защите имущественных прав и законных интересов Владимирской области в отношении государственного имущества Владимирской области.

Министерство является правопреемником Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Департамент) и комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области.

Муромским городским судом от 03.07.2014 принято заочное решение по делу № 2-1235/2014 по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области к ФИО2 об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дляорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления, с кадастровым номером (номер), площадью 90 000 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, р-н Муромский, МО Ковардицкое (сельское поселение), вблизи д. Иваньково и продаже его с публичных торгов.Заочное решение суда вступило в законную силу 20.08.2014 года.

Определением суда от 07.06.2022 разъяснено заочное решение суда от 03.07.2014, установлен способ определения начальной продажной стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер) в соответствии с его кадастровой стоимостью. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) установлена по состоянию на 01.01.2022 в размере 403 200 руб. Стоимость работ по культуртехнической мелиорации земельного участка составляет 584 655 руб., то есть больше кадастровой стоимости изъятого земельного участка.Таким образом, начальная цена земельного участка уменьшена на 30 % - величину стоимости проведения мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка, и определена в размере 282 240 руб.

Между тем, неоднократно публичные торги признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе и участников аукциона.

Министерством принято решение о приобретении спорного земельного участка в государственную собственность Владимирской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.За вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, а именно расходов по определению рыночной стоимости земельного участка, расходов на проведение кадастровых работ и опубликование информационного сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения, Министерство обязано выплатить бывшему собственнику земельного участка - ФИО2 денежные средства в сумме 42 662,19 руб.

Проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) направлен для подписания продавцу - бывшему собственнику земельного участка ФИО2

Однако до настоящего времени договор купли-продажи земельного участка ФИО2 не подписан, земельный участок в государственную собственность не может быть приобретен, чем нарушены права и законные интересы Министерства.

Представитель истца - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, возражений по иску не представила.

Представитель третьего лица администрации МО Ковардицкое Муромского района, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской, Костромской и Ивановской областях, Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 стагьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

На Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Владимирской области от 27.02.2023 №101, возложены функции по учету, управлениюи распоряжению в пределах компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, в том числе земельными участками, а также по защите имущественных прав и законных интересов Владимирской области в отношении государственного имущества Владимирской области.

Министерство является правопреемником Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Департамент) и комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области.

На основании указа губернатора Владимирской области от 17.10.2022 № 165 «Об органах исполнительной власти Владимирской области»с 01.01.2023 Департамент переименован в Министерство.

Пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) установлено, что начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона №101-ФЗ(в редакции от 29.12.2022 № 43, на дату решения о проведении публичных торгов) в случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственномрегулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения требуется проведение мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину, равную стоимости проведения этих мероприятий, но не более чем на 30 процентов.

Виды мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и порядок определения стоимости их проведения для целей настоящей статьи устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из пункта 9 статьи 6 Федерального закона №101-ФЗ(в редакции от 29.12.2022, на дату решения о проведении повторных публичных торгов) если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых Публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ (в редакции от 13.06.2023, на дату решения о продаже посредством проведения торгов в форме публичного предложения) в случае, если повторные публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, в срок не позднее одного месяца со дня признания их несостоявшимися уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит продажу такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не менее чем за тридцать дней до дня проведения торгов в форме публичного предложения также обеспечивает опубликование информационного сообщения о проведении этих торгов в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения в информационном сообщении о проведении этих торгов дополнительно указываются величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная в данном информационном сообщении начальная цена.

Пунктом 12 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ (в редакции от 13.06.2023, на дату решения о продаже посредством проведения торгов в форме публичного предложения) установлено, что начальная цена продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения торгов в форме публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных публичных торгов, признанных несостоявшимися. Минимальная цена предложения, по которой может быть продан такой земельный участок, составляет 50 процентов от начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посред зом проведения торгов в форме публичного предложения. Цена первоначального предложения устанавливается в размере начальной цены, установленной для продажи такого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения. Величина снижения начальной цены продажи такого земельного участка устанавливается в пределах трех процентов от цены первоначального предложения и не изменяется в течение всей процедуры торгов.

Согласно пункту 13 статьи 6 Федерального закона №101-ФЗесли земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения, в течение пятнадцати дней такой земельный участок может быть приобретен в собственность муниципального образования, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней с даты истечения срока, в течение которого такой земельный участок мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

В силу пункта 14 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 проекта договора купли-продажи за вычетом расходов, затраченных на подготовку и проведение публичных торгов, покупатель оплачивает стоимость земельного участка в течение 10 рабочих дней с даты подписания договора купли-продажи по реквизитам, указанным в разделе 8 договора купли-продажи.

Установлено, что заочным решением Муромского городского суда от 03.07.2014, с учетом определения Муромского городского суда от 07.06.2022, вступившими в законную силу удовлетворены исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области. Постановлено изъять у ФИО2 и продать с публичных торгов земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером (номер), площадью 9,0 га, расположенный вблизи д. Иваньково Муромского района Владимирской области, установив способ определения начальной продажной стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер) в соответствии с его кадастровой стоимостью.

Постановлением Департамента от 09.11.2022 № 67 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных учаков на территории Владимирской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) установлена по состоянию на 01.01.2022 в размере 403 200 руб.

В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона №101-ФЗ(в редакции от 29.12.2022 № 43, на дату решения о проведении публичных торгов) в случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственномрегулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения требуется проведение мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину, равную стоимости проведения этих мероприятий, но не более чем на 30 процентов.

Виды мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и порядок определения стоимости их проведения для целей настоящей статьи устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно письму Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 24.03.2020 № ДСХП-1649-12-07 стоимость работ по культуртехнической мелиорации земельного участка с кадастровым номером (номер) составляет 584 655 руб., то есть больше кадастровой стоимости изъятого земельного участка.

Таким образом, в пункте 5 приказа Министерства от 20.02.2023 № 238 начальная цена земельного участка уменьшена на 30 % - величину стоимости проведения мероприятий, связанных с воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка, и определена в размере 282 240 руб.

На основании протокола от 26.04.2023 № 39 публичные торги в форме открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером (номер) объявленные 26.04.2023, признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе и участников аукциона.

Исходя из пункта 9 статьи 6 Федерального закона №101-ФЗ(в редакции от 29.12.2022, на дату решения о проведении повторных публичных торгов) если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

В пункте 5 приказа Министерства ог 02.05.2023 № 779 начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) уменьшена на 20 % и определена в размере 225 792 руб.

На основании протокола от 14.06.2023 № 52 повторные публичные торги в форме открытого аукциона, объявленные на 14.06.2023, признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе и участников аукциона.

В пункте 5 приказа Министерства от 16.06.2023 № 1157 начальная цена продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) в размере начальной цены повторных публичных торгов, признанных несостоявшимися, установлена в сумме 225 792 руб. Минимальная цена предложения, по которой может быть продан земельный участок, установлена в размере 50 % от начальной цены продажи посредством проведения торгов в форме публичного предложения в сумме 112 896 руб. Величина снижения начальной цены продажи земельного участка, по которой он может быть продан, до минимальной цены предложения установлена в размере 2,5 процента от цены первоначального предложения в сумме 5644,80 руб.

Величина повышения начальной цены продажи земельного участка установлена в размере 2,5 процента от цены первоначального предложения в сумме 5644,80 руб.

На основании протокола от 10.08.2023 № 62 продажа посредством проведения торгов в форме публичного предложения земельного участка с кадастровым номером (номер), объявленная на 10.08.2023, признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок на участие в продаже и участников продажи.

Управление социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области (письмо от 10.08.2023 № УСЭР-1308-03-12) и администрация муниципального образования Ковардицкое Муромского района (письмо от 14.08.2023 № 934-01-24) отказались от приобретения изъятого земельного участка с кадастровым номером (номер) в муниципальную собственность.

По результатам проведения публичных торгов по продаже земельного участка, которые признаны несостоявшимися, а также учитывая отказы органов местного самоуправления вприобретении земельного участкав муниципальную собственность, Министерством принято решение о приобретении спорного земельного участка в государственную собственность Владимирской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения (приказ Министерства от 28.08.2023 № 1686 «О приобретении изъятого земельного участка в государственную собственность Владимирской области»).

Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером (номер) приобретается в государственную собственностьВладимирской области по минимальной цене торгов в форме публичного предложения, установленной в размере 112 896 руб. (пункт 2 приказа Министерства от 28.08.2023 № 1686).

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 проекта договора купли-продажи за вычетом расходов, затраченных на подготовку и проведение публичных торгов, покупатель оплачиваетстоимость земельного участка в течение10 рабочих дней с даты подписания договора купли-продажи по реквизитам, указанным в разделе 8 договора купли-продажи.

Расходы на оказание услуг по формированию (уточнению местоположения границ и (или) площади) изъятогоземельногоучасткапо государственному контракту от 15.12.2014 № 66, заключенному с ООО «Владимирскоеземлеустроительное проектно-изыскательское предприятие», составили 31 468,53 руб.

Расходы по определениюрыночной стоимости земельногоучастка с кадастровым номером (номер) по государственному контракту от 24.11.2015 № 53, заключенному с ИП ФИО3, составили 1069,87 руб.

Расходы по определению рыночной стоимости земельного участкас кадастровым номером 33:15:001520:51 по государственному контракту от 29.09.2017 № 0128200000117009375, заключенному с ООО «Аналитик центр», составили 1051,11 руб.

Расходы на оказание информационных услуг по размещению в газете «Муромский край» информационных материалов для нужд Министерства по государственному контракту от 27.06.2023 № 33, заключенному с муниципальным автономным учреждением телерадиокомпания «Муромский меридиан», составили 36 644,30 руб.

Расходы на подготовку и проведение публичных торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером (номер) составили 70 233,81 руб. (31 468,53 руб. + 1 069,87 + 1 051,11 руб. + 36 644,30 руб.).

Таким образом, за вычетом вышеуказанных расходов на подготовку и проведение публичных торгов, а именно расходов по определению рыночной стоимости земельного участка, расходов на проведение кадастровых работ и опубликование информационного сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения, Министерство обязано выплатить бывшему собственнику земельного участка - ФИО2 денежные средства в сумме 42 662,19 руб. (112 896 руб. - 70 233,81 руб.).

Проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) направлен для подписания продавцу - бывшему собственнику земельного участка ФИО2 (письмо от 31.08.2023 № МИО-9521/062-11).

Между тем, до настоящего времени договор купли-продажи земельного участка ФИО2 не подписан, в связи с чем земельный участок в государственную собственность не может быть приобретен, чем нарушены права и законные интересы Министерства.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 8, 421, 422, 445 ГК РФ, статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в целях исполнения заочного решения Муромского городского суда Владимирской области от 03.07.2014 по делу № 2-1235/2014, суд считает необходимым обязать ответчика ФИО2 заключить с Министерством имущественных и земельных отношений Владимирской области договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) на условиях, определенных проектом договора купли-продажи, в течение 10 дней рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области удовлетворить.

Обязать ФИО2 заключить с Министерством имущественных и земельных отношений Владимирской области (ИНН <***>) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер) на условиях, определенных проектом договора купли-продажи, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 12 декабря 2023 г.

Председательствующий М.В. Петрухин