ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2509 от 29.11.2010 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Воркутинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2509/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,

при секретаре Гырдымовой О.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте

29 ноября 2010 г. дело по иску ФИО2 к Администрации МО ГО "Воркута", ЗАО "Северсталь-Ресурс", Министерству энергетики Российской Федерации, ГУ "Соцуголь" о включении в список очередности для получения жилищной субсидии

УСТАНОВИЛ:

В первоначально поданном к Администрации МО ГО "Воркута", ЗАО "Северсталь-Ресурс", Министерству энергетики Российской Федерации, ГУ "Соцуголь" исковом заявлении ФИО2 просил обязать ответчиков включить его в список очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности.

Определением от 18.07.2010 г. к производству Воркутинского городского суда принято заявление, которым ФИО2 изменил предмет иска требованиями: признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 28.08.2009 г. ..., согласно которого он исключен из списка высвобождаемых работников ликвидируемого предприятия ООО "Шахта Октябрьская" в отношении которых было принято решение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья за пределами г.Воркуты; восстановить его в списке очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности.

В обоснование иска ФИО2 указал, что на основании решения Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. был включен в список очередности для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности - ООО "Шахта Октябрьская". Так как жилое помещение было выделено ФИО3 за счет собственных средств МУП "Тепловодоканал", то его исключение ... из списка высвобождаемых работников ликвидируемого предприятия ООО "Шахта Октябрьская", как получившего в 1995 г. жилье в г.Белгороде в составе семьи матери ФИО3, следует признать незаконным.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствии. На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия истца, представителей ответчиков.

Исследовав материалы дела, гражданского дела №2-2201/2008 г., выслушав доводы представителя истца, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требований и оснований не подлежащим удовлетворению.

Из мотивированной части решения Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. следует, что ФИО2 был уволен из ООО "Шахта Октябрьская" в связи с ликвидацией предприятия 14.05.2004 г. На момент увольнения стаж его работы как на предприятиях в угольной промышленности, так и в районах Крайнего Севера составил 22 года 02 месяца 23 дня.

ФИО2 совместно с членами его семьи: ФИО4 (жена) и ФИО5 (дочь) был включен в список высвобождаемых работников из ликвидируемого предприятия шахты "Октябрьская" под номером 14.

Согласно списка расчета размера субсидий на приобретение жилья за пределами г.Воркуты по шахте "Октябрьская" на 2005 г. ФИО2 на состав семьи из 3-х человек были выделены средства для приобретения жилья ... В связи с недобросовестными действиями ООО "Орсайт" истцом не было реализовано свое право на получение жилищной субсидии по независящим от него обстоятельствам.

Решением Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. на Администрацию МО ГО "Воркута", Министерство энергетики РФ возложена обязанность включить ФИО2 в список очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности ООО "Шахта Октябрьская".

Решение Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. о включении ФИО2 в список очередности для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности ООО "Шахта Октябрьская" связано в том числе с принятым 26.09.2007 г. и вступившим в законную силу решением Мещанского районного суда города Москвы, которым с ООО "Орсайт" в пользу ФИО2 взысканы перечисленные им ответчику денежные средства ..., возложением на ООО "Орсайт" обязанности перечислить на расчетный счет территориального органа федерального казначейства по Республике Коми сумму жилищной субсидии ... по договору без номера ..., досрочным (до принятия решения) исполнением ... указанной обязанности ответчиком ООО "Орсайт".

Во исполнение решения Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. ФИО2 включен в список очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности ООО "Шахта Октябрьская", что подтверждается в том числе постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Воркуте от 26.08.2009 г. об окончании исполнительного производства (л.224, дело №2-2201/2008).

Вместе с тем, установленные вступившими в законную силу решением Мещанского районного суда города Москвы от 26.09.2007 г. и Воркутинского городского суда от 30.10.2008 г. обстоятельства не могут быть основанием для отмены решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 28.08.09г. ..., утвержденного постановлением главы городского округа "Воркута" ..., которым было рекомендовано исключить ФИО2 из списка очередников на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера по средствам господдержки и отказать ему в предоставлении социальной выплаты, как получившему в 1995 г. жилье в г.Белгороде в составе семьи матери ФИО3

Из содержания вышеуказанных судебных постановлений, материалов гражданских дел №2-2201/2008 и №2-2565/2007 (л.108-165) следует, что ФИО2 о получении жилья в г.Белгороде в 1995 г. в составе семьи ФИО3 Воркутинский городской суд и Мещанский районный суд города Москвы не извещал, наличию или отсутствию у ФИО2 квартиры в г.Белгороде указанными судами оценка не давалась, на обстоятельства получения ФИО2 и несовершеннолетней дочерью данной квартиры за пределами районов Крайнего Севера в своих решениях не ссылались.

Об исключении из списка очередников на предоставление социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера ФИО2 извещен администрацией МО ГО "Воркута" письмом ...

Получение жилья в г.Белгороде в 1995 г. в составе семьи матери ФИО3 истцом ФИО2 и его представителем не оспаривается, подтверждается содержанием списка работников управления "Тепловодоканал", которым выделено жилье за пределами г. Воркуты, начиная с 1991 г., построенное за собственные средства предприятия.

В составе семьи из четырех человек, которым выделено жилье за пределами г. Воркуты, кроме ФИО3 и ФИО2 указаны внучки ФИО6 и ФИО5, список рабочих и служащих управления "Тепловодоканал" на получение жилой площади в г. Белгороде (л.203) составлен согласно примечания к нему на основании решения профкома ...

Указанный список о предоставлении ФИО3 с составом семьи трехкомнатной квартиры ... утвержден постановлением главы администрации г. Воркуты ... (л.29), копия постановления направлена в администрацию г. Белгорода.

Представленные суду доказательства не содержат сведений об источниках приобретения (финансирования) управлением "Тепловодоканал" предоставляемой ФИО3 квартиры в г. Белгороде.

Согласно ответа Архивного управления администрации МО ГО "Воркута" в переданных на хранение документах МУП тепловых сетей и водопроводно-канализационного хозяйства "Тепловодоканал" МО "Город Воркута" документы, подтверждающие источник финансирования на приобретение жилого помещения отсутствуют (имеется только копия постановления главы администрации г. Воркуты ...).

Отсутствуют такие документы согласно полученного ответа и в распоряжении Администрации города Белгорода (л.197).

...

В собственность ФИО3 и ФИО6 согласно договора ... передана бесплатно в порядке, предусмотренном Законом РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 N4199-1) Жилищно-эксплуатационным управлением строительно-промышленной ассоциации "Белгород" ЖКО "Белгородагропромстрой".

...

Управление "Тепловодоканал" согласно письменного объяснения ОАО "Воркутауголь" и представленных документов, в том числе наименования организации на печати, которой заверены документы, входило в состав Воркутинского производственного объединения по добыче угля "Воркутауголь".

В связи с предоставлением жилой площади за пределами города Воркуты ФИО3 и совершеннолетние члены семьи ФИО2 и ФИО6 взяли перед объединением "Воркутауголь" обязанность освободить и сдать занимаемую квартиру ... отремонтированной, в исправном техническом состоянии, без задолженности по квартплате, коммунальным услугам, подписали обязательство (л.205).

Член семьи ФИО5, ... на дату подписания обязательства возраста 18 лет не достигла, его не подписывала.

В этом же обязательстве жилищной организации (Комсомольскому УЖКХ) начальником УТВК (согласно справки жилищной организации квартира была закреплена за УТВК) дано предписание выписать всех проживающих в квартире, принять квартплату и плату за коммунальные услуги, принять квартиру при выезде в отремонтированном состоянии или с принятием платы за ремонт. ФИО3 и членам семьи разрешено временное проживание без прописки ...

До предоставления жилого помещения в г. Белгороде на ФИО3 и членов семьи, в том числе на ФИО2 и ФИО5 из МЦ "Воркутинское бюро по приватизации, обмену и бронированию жилой площади" и МП "Воркутинское Бюро технической инвентаризации" представлены справки, по которым ... занимаемую квартиру они не приватизировали, домовладения, квартиры и земельного участка на праве собственности в городе Воркуте Республики Коми.

По сведениям в поквартирной карточке ФИО2 и ФИО5 сняты ... с регистрационного учета ...

Из содержания корешка ордера на жилое помещение ... Администрации Свердловского района г. Белгорода следует, что жилая площадь ... предоставляется ФИО3 на семью из четырех человек, в том числе сына ФИО2, внучек ФИО6 и ФИО5 в новостройке на основании решения Управления "Тепловодоканал" и постановления главы администрации г. Воркуты ...

Размер жилой площади трехкомнатной квартиры согласно ордера ..., свидетельства о государственной регистрации составил 38,5 квадратных метров, а общей площади 59,4 квадратных метров.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и Правилами выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ и п/п."з" вышеуказанных Правил установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В пунктах 2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879 определено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 г. №103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" установлено, что прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В подпунктах "д", "и" пункта 21 Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства. Сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь в том случае, если после приобретения жилья, в том числе на собственные средства, гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункта 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Администрация МО ГО "Воркута" проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах. Уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. NКАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно ч.4 ст.59 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Белгороде, утвержденные Постановлением главы администрации г. Белгорода (л.199-200), указывают в п.13 в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, имеющих обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 квадратных метров.

С учетом положений данного постановления учетная норма площади жилого помещения 9*4 = 36 квадратных метров на состав семьи ФИО3 из четырех человек при предоставлении квартиры в г. Белгороде жилой площадью 38,5 квадратных метров соблюдена.

С учетом количества комнат (три комнаты) и состава семьи, которому предоставлена квартира (кроме ФИО3 две внучки одного пола и сын), соблюдены и положения п/п."в" п.13 о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в жилом помещении, занятом несколькими семьями независимо от родственных отношений, а также проживающих в одной комнате лиц разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

Ссылки Зотова на то, что жилое помещение было выделено его матери ФИО3 не за счет средств федерального, республиканского, муниципальных бюджетов, т.е не в виде безвозмездной субсидии, а за счет собственных средств управления "Тепловодоканал" правового значения при определении права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера не имеет, т.к. вышеуказанные законодательные и нормативные акты не содержат указаний на основания приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации.

Тот факт, что ФИО2 с несовершеннолетней дочерью ФИО5 не зарегистрировались по месту нового жительства, не воспользовались наравне с ФИО3 и ФИО6 правом на приватизацию (получение доли в праве собственности) квартиры в г. Белгороде не может быть основанием для признания незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 28.08.2009 г., восстановления его в списке очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, т.к. с получением ... жилого помещения (квартиры) в г. Белгороде в составе семьи ФИО3 его следует считать утратившим право на улучшение жилищных условий, выехавшим за пределы районов Крайнего Севера.

Право на приватизацию квартиры в г. Белгороде зависит от воли ФИО2 и законных представителей несовершеннолетней ФИО5 (родителей).

Приезд ФИО2 в город Воркуту (районы Крайнего Севера) и его регистрация ... (через 11 месяцев после получения квартиры в г. Белгороде) с несовершеннолетней дочерью ФИО5 ... состоялся после ..., что в соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не дает право истцу на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты.

Как вышеприведенные нормативно-правовые акты, так и Постановление Правительства РФ №840 от 24.12.2004г., принятое во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03 декабря 1997 года №1523 и утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, не устанавливают обязанности государства по содействию работникам, высвобожденным до 01.01.2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности, и которые ранее (после 01.01.1992 г.) обеспечены жильем за пределами районов Крайнего Севера, в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства в форме предоставления социальных выплат.

Исключением из общего правила приобретения (строительства) жилья, когда право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера сохраняется, являются случаи приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п/п."д" п.21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879).

С учетом вышеизложенного требование ФИО2 признать незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 28.08.2009 г. ..., согласно которого он исключен из списка высвобождаемых работников ликвидируемого предприятия ООО "Шахта Октябрьская" в отношении которых было принято решение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья за пределами г.Воркуты; о восстановлении его в списке очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Отказать ФИО2 в удовлетворении иска к Администрации МО ГО "Воркута", ЗАО "Северсталь-Ресурс", Министерству энергетики Российской Федерации, ГУ "Соцуголь" о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 28.08.2009 г. ..., согласно которого он исключен из списка высвобождаемых работников ликвидируемого предприятия ООО "Шахта Октябрьская" в отношении которых было принято решение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья за пределами г.Воркуты; о восстановлении его в списке очередности под номером соответствующим его стажу работы для получения жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в 10-дневный срок после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2010 г.