дело № 2-2509/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
06 октября 2015 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре Оганесян А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ИП ФИО1
В обоснование иска указал, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка законодательства о пожарной безопасности в отношении ПАЗС ИП ФИО1 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии со свидетельством №, выданном ИМНС России по Советскому району г. Орска. Основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 является оптовая торговля топливом, розничная торговля моторным топливом и др. В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным между ИП ФИО1 и <данные изъяты> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№), ИП ФИО1 арендует земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, со сроком действия договора аренды – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 3.1 указанного договора аренды в обязанности ИП ФИО1, как арендатора входит недопущение нарушений прав других землепользователей и природопользователей, а также выполнение иных требований, предусмотренных законодательством о земле. Проверкой установлено, что исполнение законодательства о пожарной безопасности ИП ФИО1 осуществляется ненадлежащим образом. Согласно информационного письма ОНД по г. Орску УМЧС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, зданий, строений, сооружений передвижной АЗС ИП ФИО1, установлено следующее:
- место расположения площадки для установки ПАЗС не соответствует требованиям, предъявляемым к АЗС с надземными резервуарами, а именно: ПАЗС размещается рядом с заправочным островком на одном из проездов при этом не обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку; спереди и сзади ПАЗС отсутствуют временные ограждения; площадка для установки ПАЗС и подъезды к не имеют твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадка для установки ПАЗС не оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС, что является нарушением п. 14 приложения №3 НПБ 111-98*, п. Г.1, п. Г.4 приложения Г СП 156.13130.2014;
- на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", что является нарушением п. 20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение АЗС. Пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м. отсутствуют, что является нарушением п. 6.38 СП 156.13130.2014, п. 94* НПБ 11-98*;
- на АЗС допускается устройство воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ), что является нарушением п. 42 НПБ 111-98*, п. 6.33 СП 156.13130.2014.;
Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
- резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., что является нарушением п. 54 НПБ 111-98*, п. 7.18 СП 156.13130.2014;
Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания и находящемся в нем материальным ценностям, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.
- ТРК АЗС не защищена от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением п. 32* НПБ 111-98*, п. 6.29 СП 156.13130.2014;
Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.
- планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, что является нарушением п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 11-98*;
- площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, что является нарушением п. 35* НПБ 111-98*;
- наполнение резервуара топливом осуществляется через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, что является нарушением п. 60 НПБ 111-98*, п. 7.24 СП 156.13130.2014;
- отсутствует линия деаэрации емкости для топлива, что является нарушением п. 52, п. 53 НПБ 111-98*, п. 7.16, 7.17 СП 156.13130.2014;
- наполнение резервуаров топливом производится открытым способом, что является нарушением п. 445 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- АЗС не оборудовано молниезащитой, что является нарушением п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014;
- отсутствует возможность заполнения резервуара для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Допускается использование насоса АЦ для наполнения указанного резервуара, что является нарушением п. 83 НПБ 111-98*, п. 7.46 СП 156.13130.2014;
- отсутствуют визуальные указатели или отличительная разметка на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, что является нарушением п. 450 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, что является нарушением п. 457 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- на территории АЗС допускается наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья, что является нарушением п. 18 НПБ 111-98*, п. 6.25 СП 156.13130.2014.
Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещения операторной, территории АЗС во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.
С учетом изменения исковых требований, просит суд обязать ИП ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на ПАЗС, расположенной в районе <адрес>:
- спереди и сзади ПАЗС оборудовать временные ограждения; к площадке для установки ПАЗС и подъездах оборудовать твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадку для установки ПАЗС оснастить устройством подсоединения заземления ПАЗС, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- обеспечить наружное противопожарное водоснабжение АЗС- оборудовать пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- над территорией АЗС не допускать эксплуатацию воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ);
- резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- ТРК АЗС оборудовать защитой от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- осуществить планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- площадку для АЦ оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- наполнение резервуара топливом осуществлять через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;
- обозначить линию деаэрации емкости для топлива, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- наполнение резервуаров топливом производить открытым способом;
- АЗС оборудовать молниезащитой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- заполнять резервуар для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС;
- нанести визуальные указатели или отличительную разметку на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- АЗС оснастить первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- на территории АЗС не допускать наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья.
- Запретить ИП ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную в районе <адрес> до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1
В судебном заседании старший помощник прокурора Майданенко В.Н. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам иска.
Заслушав старшего помощника прокурора Советского района г. Орска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со свидетельством №, выданном Инспекцией МНС России в Советском районе по Оренбургской области.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
По результатам проверки органов прокуратуры совместно с ОНД по г. Орску УМЧС России по Оренбургской области посредством заданных вопросов и проведенного визуального осмотра были выявлены нарушения в области пожарной безопасности на земельных участках, зданий, строений, сооружений передвижной АЗС ИП ФИО1, установлено следующее:
- место расположения площадки для установки ПАЗС не соответствует требованиям, предъявляемым к АЗС с надземными резервуарами, а именно: ПАЗС размещается рядом с заправочным островком на одном из проездов при этом не обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку; спереди и сзади ПАЗС отсутствуют временные ограждения; площадка для установки ПАЗС и подъезды к не имеют твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадка для установки ПАЗС не оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС;
- на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны;
- не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение АЗС. Пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м. отсутствуют;
- на АЗС допускается устройство воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ;
- резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.;
- ТРК АЗС не защищена от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением п. 32* НПБ 111-98*, п. 6.29 СП 156.13130.2014;
Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.
- планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, что является нарушением п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 11-98*;
- площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, что является нарушением п. 35* НПБ 111-98*;
- наполнение резервуара топливом осуществляется через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, что является нарушением п. 60 НПБ 111-98*, п. 7.24 СП 156.13130.2014;
- отсутствует линия деаэрации емкости для топлива, что является нарушением п. 52, п. 53 НПБ 111-98*, п. 7.16, 7.17 СП 156.13130.2014;
- наполнение резервуаров топливом производится открытым способом, что является нарушением п. 445 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- АЗС не оборудовано молниезащитой, что является нарушением п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014;
- отсутствует возможность заполнения резервуара для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Допускается использование насоса АЦ для наполнения указанного резервуара, что является нарушением п. 83 НПБ 111-98*, п. 7.46 СП 156.13130.2014;
- отсутствуют визуальные указатели или отличительная разметка на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, что является нарушением п. 450 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, что является нарушением п. 457 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";
- на территории АЗС допускается наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья, что является нарушением п. 18 НПБ 111-98*, п. 6.25 СП 156.13130.2014.
Данные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорены, доказательств, свидетельствующих, что указанные нарушения не повлекут за собой ущерб жизни и здоровью людей в материалы дела предоставлено не было.
Поскольку нарушения норм законодательства о пожарной безопасности свидетельствуют о том, что для жителей г. Орска, а также иных лиц создаётся реальная угроза причинения вреда здоровью и жизни при возникновении чрезвычайных ситуаций, суд удовлетворяет заявленные требования к ответчику в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Советского района г.Орска удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на ПАЗС, расположенной в районе <адрес>:
- спереди и сзади ПАЗС оборудовать временные ограждения; к площадке для установки ПАЗС и подъездах оборудовать твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадку для установки ПАЗС оснастить устройством подсоединения заземления ПАЗС, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- обеспечить наружное противопожарное водоснабжение АЗС- оборудовать пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- над территорией АЗС не допускать эксплуатацию воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ);
- резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- ТРК АЗС оборудовать защитой от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- осуществить планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- площадку для АЦ оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- наполнение резервуара топливом осуществлять через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;
- обозначить линию деаэрации емкости для топлива, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- наполнение резервуаров топливом производить открытым способом;
- АЗС оборудовать молниезащитой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- заполнять резервуар для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС;
- нанести визуальные указатели или отличительную разметку на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- АЗС оснастить первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- на территории АЗС не допускать наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья.
- Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную в районе <адрес>, до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 09 октября 2015 года