ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2509/2015 от 06.10.2015 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело № 2-2509/2015

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 октября 2015 года г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре Оганесян А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ИП ФИО1

В обоснование иска указал, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка законодательства о пожарной безопасности в отношении ПАЗС ИП ФИО1 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии со свидетельством , выданном ИМНС России по Советскому району г. Орска. Основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 является оптовая торговля топливом, розничная торговля моторным топливом и др. В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ИП ФИО1 и <данные изъяты> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), ИП ФИО1 арендует земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, со сроком действия договора аренды – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 3.1 указанного договора аренды в обязанности ИП ФИО1, как арендатора входит недопущение нарушений прав других землепользователей и природопользователей, а также выполнение иных требований, предусмотренных законодательством о земле. Проверкой установлено, что исполнение законодательства о пожарной безопасности ИП ФИО1 осуществляется ненадлежащим образом. Согласно информационного письма ОНД по г. Орску УМЧС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, зданий, строений, сооружений передвижной АЗС ИП ФИО1, установлено следующее:

- место расположения площадки для установки ПАЗС не соответствует требованиям, предъявляемым к АЗС с надземными резервуарами, а именно: ПАЗС размещается рядом с заправочным островком на одном из проездов при этом не обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку; спереди и сзади ПАЗС отсутствуют временные ограждения; площадка для установки ПАЗС и подъезды к не имеют твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадка для установки ПАЗС не оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС, что является нарушением п. 14 приложения №3 НПБ 111-98*, п. Г.1, п. Г.4 приложения Г СП 156.13130.2014;

- на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", что является нарушением п. 20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение АЗС. Пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м. отсутствуют, что является нарушением п. 6.38 СП 156.13130.2014, п. 94* НПБ 11-98*;

- на АЗС допускается устройство воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ), что является нарушением п. 42 НПБ 111-98*, п. 6.33 СП 156.13130.2014.;

Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.

- резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., что является нарушением п. 54 НПБ 111-98*, п. 7.18 СП 156.13130.2014;

Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания и находящемся в нем материальным ценностям, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

- ТРК АЗС не защищена от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением п. 32* НПБ 111-98*, п. 6.29 СП 156.13130.2014;

Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

- планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, что является нарушением п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 11-98*;

- площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, что является нарушением п. 35* НПБ 111-98*;

- наполнение резервуара топливом осуществляется через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, что является нарушением п. 60 НПБ 111-98*, п. 7.24 СП 156.13130.2014;

- отсутствует линия деаэрации емкости для топлива, что является нарушением п. 52, п. 53 НПБ 111-98*, п. 7.16, 7.17 СП 156.13130.2014;

- наполнение резервуаров топливом производится открытым способом, что является нарушением п. 445 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- АЗС не оборудовано молниезащитой, что является нарушением п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014;

- отсутствует возможность заполнения резервуара для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Допускается использование насоса АЦ для наполнения указанного резервуара, что является нарушением п. 83 НПБ 111-98*, п. 7.46 СП 156.13130.2014;

- отсутствуют визуальные указатели или отличительная разметка на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, что является нарушением п. 450 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, что является нарушением п. 457 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- на территории АЗС допускается наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья, что является нарушением п. 18 НПБ 111-98*, п. 6.25 СП 156.13130.2014.

Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещения операторной, территории АЗС во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.

С учетом изменения исковых требований, просит суд обязать ИП ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на ПАЗС, расположенной в районе <адрес>:

- спереди и сзади ПАЗС оборудовать временные ограждения; к площадке для установки ПАЗС и подъездах оборудовать твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадку для установки ПАЗС оснастить устройством подсоединения заземления ПАЗС, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить наружное противопожарное водоснабжение АЗС- оборудовать пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- над территорией АЗС не допускать эксплуатацию воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ);

- резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- ТРК АЗС оборудовать защитой от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- осуществить планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- площадку для АЦ оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- наполнение резервуара топливом осуществлять через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;

- обозначить линию деаэрации емкости для топлива, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- наполнение резервуаров топливом производить открытым способом;

- АЗС оборудовать молниезащитой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- заполнять резервуар для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС;

- нанести визуальные указатели или отличительную разметку на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- АЗС оснастить первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- на территории АЗС не допускать наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья.

- Запретить ИП ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную в районе <адрес> до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1

В судебном заседании старший помощник прокурора Майданенко В.Н. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам иска.

Заслушав старшего помощника прокурора Советского района г. Орска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со свидетельством , выданном Инспекцией МНС России в Советском районе по Оренбургской области.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

По результатам проверки органов прокуратуры совместно с ОНД по г. Орску УМЧС России по Оренбургской области посредством заданных вопросов и проведенного визуального осмотра были выявлены нарушения в области пожарной безопасности на земельных участках, зданий, строений, сооружений передвижной АЗС ИП ФИО1, установлено следующее:

- место расположения площадки для установки ПАЗС не соответствует требованиям, предъявляемым к АЗС с надземными резервуарами, а именно: ПАЗС размещается рядом с заправочным островком на одном из проездов при этом не обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку; спереди и сзади ПАЗС отсутствуют временные ограждения; площадка для установки ПАЗС и подъезды к не имеют твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадка для установки ПАЗС не оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС;

- на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны;

- не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение АЗС. Пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м. отсутствуют;

- на АЗС допускается устройство воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ;

- резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.;

- ТРК АЗС не защищена от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением п. 32* НПБ 111-98*, п. 6.29 СП 156.13130.2014;

Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

- планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, что является нарушением п. 6.21 СП 156.13130.2014, п. 9 НПБ 11-98*;

- площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, что является нарушением п. 35* НПБ 111-98*;

- наполнение резервуара топливом осуществляется через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, что является нарушением п. 60 НПБ 111-98*, п. 7.24 СП 156.13130.2014;

- отсутствует линия деаэрации емкости для топлива, что является нарушением п. 52, п. 53 НПБ 111-98*, п. 7.16, 7.17 СП 156.13130.2014;

- наполнение резервуаров топливом производится открытым способом, что является нарушением п. 445 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- АЗС не оборудовано молниезащитой, что является нарушением п. 40 НПБ 111-98*, п. 6.32 СП 156.13130.2014;

- отсутствует возможность заполнения резервуара для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС. Допускается использование насоса АЦ для наполнения указанного резервуара, что является нарушением п. 83 НПБ 111-98*, п. 7.46 СП 156.13130.2014;

- отсутствуют визуальные указатели или отличительная разметка на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, что является нарушением п. 450 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, что является нарушением п. 457 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме";

- на территории АЗС допускается наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья, что является нарушением п. 18 НПБ 111-98*, п. 6.25 СП 156.13130.2014.

Данные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорены, доказательств, свидетельствующих, что указанные нарушения не повлекут за собой ущерб жизни и здоровью людей в материалы дела предоставлено не было.

Поскольку нарушения норм законодательства о пожарной безопасности свидетельствуют о том, что для жителей г. Орска, а также иных лиц создаётся реальная угроза причинения вреда здоровью и жизни при возникновении чрезвычайных ситуаций, суд удовлетворяет заявленные требования к ответчику в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на ПАЗС, расположенной в районе <адрес>:

- спереди и сзади ПАЗС оборудовать временные ограждения; к площадке для установки ПАЗС и подъездах оборудовать твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадку для установки ПАЗС оснастить устройством подсоединения заземления ПАЗС, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- на наружной установке (по хранению топлива) нанести обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить наружное противопожарное водоснабжение АЗС- оборудовать пожарные гидранты, водоемы на территории АЗС и на расстоянии не менее 200 м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- над территорией АЗС не допускать эксплуатацию воздушной линии электропередачи (линия проходит непосредственно над АЦ);

- резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек., в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- ТРК АЗС оборудовать защитой от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- осуществить планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- площадку для АЦ оборудовать отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- наполнение резервуара топливом осуществлять через трубопровод налива, проложенный не подземно (надземно), и без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;

- обозначить линию деаэрации емкости для топлива, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- наполнение резервуаров топливом производить открытым способом;

- АЗС оборудовать молниезащитой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- заполнять резервуар для хранения топлива посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС;

- нанести визуальные указатели или отличительную разметку на покрытии дорог, регламентирующие расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечивающая для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- АЗС оснастить первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- на территории АЗС не допускать наличие кустарников, выделяющих при цветении хлопья.

- Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную в районе <адрес>, до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 09 октября 2015 года