ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2509/201913МА от 13.05.2019 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2509/2019 13 мая 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Малышевой О.С.,

при секретаре Демидовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» об обязании привести в соответствие с требованиями трудового законодательства установленный график работы и отдыха, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК») об обязании привести в соответствие с требованиями трудового законодательства установленный график работы и отдыха, взыскании убытков в виде расходов на такси в размере 760 рублей, компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец работает в вагонном участке Санкт-Петербург – Московский Северо-Западного филиала АО «ФПК» в должности проводника пассажирского поезда, работодателем ему установлен график работы и отдыха на 2019 год, с которым он не согласен, поскольку работодателем ему не предоставлен межрейсовый отдых после каждой поездки полностью, кроме того график согласован с профсоюзной организацией, членом которой истец не является, при этом работодатель не ознакомил работника с графиком за один месяц, как то предусмотрено трудовым законодательством. 20.01.2019, 24.01.2019 вследствие позднего освобождения от исполнения трудовых обязанностей, истец был вынужден воспользоваться услугами такси для того, что доехать до места своего жительства, поскольку движения общественного транспорта уже не осуществлялось.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчик направил в суд своего представителя по доверенности ФИО2., которая в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала ввиду их необоснованности, поддержала доводы ранее представленного отзыва на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, и оценив представленные сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец работает в вагонном участке Санкт-Петербург – Московский Северо-Западного филиала АО «ФПК» в должности проводника пассажирского поезда на основании трудового договора № 20-16 от 25.01.2016 (л.д. 6-11, 242 т.1).

Согласно п. 12 трудового договора, заключенного между сторонами, режим рабочего времени работнику устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. ФИО1 установлена 6-ти дневная рабочая неделя с одним выходным днем, нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю).

В соответствии с частями 1, 2, 4 ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Приказом Минтранса России от 09.03.2016 N 44 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

Пунктом 3 раздела I Особенностей предусмотрено, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом, не превышающим одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, три месяца.

В соответствии со ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежемесячный, квартальный и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности, включающего режим работы и отдыха на весь месяц, квартал и год соответственно.

В целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.

Согласно п. 5.1 Правил внутреннего трудового распорядка для работников Вагонного участка Санкт-Петербург – Московский Северо-Западного филиала АО «ФПК» (далее – Правила внутреннего трудового распорядка) рабочее время и время отдыха для работников Вагонного участка регулируется в соответствии с требования ТК РФ, Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" (далее – Приказ Минтранса России от 09.03.2016 N 44), действующего Коллективного договора (л.д. 42 т.1)

В соответствии с п. 5.6 Правила внутреннего трудового распорядка для работников поездных бригад, к которым в том числе относится проводник пассажирского поезда, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, суммированный учет рабочего времени – один год.

Пунктом 5.6.1. Правила внутреннего трудового распорядка для проводников пассажирских вагонов режим рабочего времени в поездке регламентируется графиками сменности в рейсе (внутрисменными графиками), составленными в единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми рейсами (далее –ЕК АСУТР) индивидуально для каждого работника. Индивидуальные внутрисменные графики учитывают фактический норматив обслуживания в зависимости от количества вагонов в составе и категорию обслуживаемого вагона, утверждаются начальником резерва проводников пассажирских вагонов перед каждым рейсом. С индивидуальным внутрисменными графиком работы каждый работник знакомится под подпись перед началом рейса (л.д. 43 т.1).

В соответствии с п. 5.6.2 Правила внутреннего трудового распорядка конкретная продолжительность смены, время ее начала и окончания для работников поездных бригад определяется графиком труда и отдыха, разработанного на учетный период по направлениям поездов.

Число дней непрерывного отдыха в графиках сменности (графиках работы) должно быть равно числу воскресений (при 6-ти дневной рабочей недели) по календарю в течение учетного периода (п. 38 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44).

При суммированном учете рабочего времени время междусменных перерывов и время еженедельного непрерывного отдыха могут предоставляется суммировано.

Согласно п. 9 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.

В силу п. 20 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 по графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) работников поездных бригад пассажирских поездов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов.

Пунктом 44 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 предусмотрено, что общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней.

Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены) (п. 40 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44).

При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2 - 5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка (тура).

В период массовых пассажирских перевозок (июнь - сентябрь) работодателем с учетом мнения представительного органа работников может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных на железнодорожном транспорте, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы с их письменного согласия предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 44 настоящих Особенностей. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов - двое суток, кассиров билетных на железнодорожном транспорте - 12 часов.

Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка (п. 48 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44).

Пунктом п. 5.6.5 Правила внутреннего трудового распорядка установлено, что в период массовых пассажирских перевозок с июня по сентябрь работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работников может устанавливаться особый режим отдыха работников бригад пассажирских поездов и билетных кассиров на железнодорожном транспорте в соответствии с п. 48 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 и п. 3.2.9 Коллективного договора АОА «ФПК».

В указанный период работникам предоставляется отдых по месту постоянной работы не менее 50% времени отдыха, полагающегося по норме. Сокращенное время междусменного отдыха не может составлять у работников бригад пассажирских поездов менее 2 суток.

Изучив график работы и отдыха на 2019 год проводника пассажирского поезда ФИО1 суд не находит в нем каких-либо нарушений, в том числе и в части соблюдения права работника на междусменный отдых.

Основные принципы формирования графика работы и отдыха, в графике истца, работодателем соблюдены: годовая норма рабочего времени (1970 часов), фиксированные выходные по количеству воскресений (еженедельный непрерывный отдых), отдых между поездками.

Суд также принимает во внимание, что ответчик является крупной компанией, предоставляющей услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортном, имеет большой штат работников, при составлении графиков сменности для своих работников, в частности проводников пассажирского поезда, использует специальную автоматизированную систему, которая в автоматическом режиме рассчитывает учет нормы рабочего времени и отдыха с учетом, в том числе, производственного календаря на текущий год, количества поездных бригад, направлений и расписаний пассажирских перевозок, то есть данная система учитывает несколько составляющих при формировании графика сменности для каждого работника, что подтверждает отсутствие у работодателя реальной и объективной возможности корректировки графика работы конкретного работника, в случае несогласия последнего с установленным графиком по субъективным причинам, когда составленный график работы и отдыха обеспечивает закрепленные трудовым законодательство гарантии трудовых прав работника.

При этом истец, выражая свое несогласие с установленным ему работодателем графиком работы и отдыха, в ходе рассмотрения спора не представил альтернативного графика, который бы соответствовал его пожеланиям по учету времени отдыха и при этом бы соблюдались установленные нормы рабочего времени.

Вместе с тем, в ходе производства по делу представитель ответчика пояснила, что в систему ЕК АСУТР были введены данные с предоставлением ФИО1 междурейсового отдыха в полном объеме после каждой поездки, в результате чего у работника получилась недоработка до нормы рабочего времени за учетный период, что противоречит требованиям Правил внутреннего трудового распорядка, устанавливающих, что при составлении графиков сменности должны быть соблюдены нормы рабочих часов в целях соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности корректировать, установленный истцу график работы и отдыха на 2019 год.

То обстоятельство, что ответчик с графиком сменности ознакомил истца в нарушение сроков, установленных ч. 4 ст. 103 ТК РФ, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, так как за нарушение требований ч. 4 ст. 103 ТК РФ для работодателя предусмотрена административная ответственность. При этом работник пусть и с опозданием, но был ознакомлен с графиком сменности, а несвоевременное ознакомление работника с графиком сменности не является основанием для признания данного графика незаконным с учетом того, что график сменности прав работника не нарушает.

Кроме того, истец не представил доказательств, свидетельствующих о наступлении для него каких-либо негативных последствий вследствие позднего ознакомления с графиком работы.

Доводы истца о том, что график его работы согласован с профсоюзной организацией, членом которой истец не является, суд отклоняет, поскольку в силу ст. 327 ТК РФ работодатель при составлении графиков сменности должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя.

Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика убытков в виде расходов на оплату проезда на такси при окончании работы в позднее время, поскольку условия заключенного между сторонами трудового договора, также как нормы действующего трудового законодательства не предусматривают возможности каких-либо компенсационных выплат работнику железнодорожного транспорта за произведенные им указанные выше расходы.

Как пояснил сам истец, в ходе рассмотрения спора, в пункте прибытия поезда (Ладожский вокзал) работодателем оборудовано специальное место для размещения работников (комната отдыха), которой в основном пользуются иногородние работники.

Таким образом, истец в случае позднего окончания исполнения своих трудовых обязанностей мог воспользоваться услугами данной комнаты отдыха.

Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела нарушений прав работника со стороны работодателя не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» об обязании привести в соответствие с требованиями трудового законодательства установленный график работы и отдыха, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Малышева О.С.

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2019.