<данные изъяты>
Дело № 2-250/2020
УИД №
Мотивированное решение составлено 23 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги 17 июня 2020 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Запретилиной О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Майоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-250/2020
по иску ФИО1 к администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг о взыскании денежной компенсации, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг о взыскании денежной компенсации в соответствии с п.6.4.1 трудового договора № за 9-ть месяцев в размере <данные изъяты> руб. 54 коп., процентов в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ в размере 883 руб. 91 коп., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
В основание исковых требований указала, что с 07.05.2019 на основании трудового договора № работала в администрации МО р.п. Атиг в должности специалиста первой категории. 25.02.2020 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон в соответствии с п.1 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ. В соответствии с п.6.4.1 трудового договора (дополнительного соглашения № от 01.20.2019) ответчик обязался произвести выплату денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9-ть месяцев. На сегодняшний день ответчик данную выплату не произвел. В соответствии с выданной ей справкой за последние три месяца средний заработок составлял 28 886 руб. 06 коп. За 9 месяцев невыплаченная сумма составила <данные изъяты> руб. 54 коп. На следующий день после расторжения трудового договора ей предоставлен расчетный лист, в котором расчет в соответствии с п.6.4.1 трудового договора отсутствует, расчет произведен только за последние рабочие дни. 06.03.2020 отправила заказным письмом досудебную претензию ответчику о невыплате денежной компенсации от заработной платы при расторжении трудового договора. Однако, расчет с нею не был произведен. Размер процентов, подлежащих уплате ответчиком, составляет 883 руб. 91 коп. (<данные изъяты> руб. х 17 дней (дни просрочки с 26.02.2020 по 13.03.2020) х 1/300 х 6% (ставка рефинансирования ЦБ РФ на 13.03.2020)). Считает, что неисполнение ответчиком своей обязанности повлекло для нее возникновение нравственных страданий, которые находятся в причинно-следственной связи, работая с мая 2019 года, до момента расторжения трудового договора не находилась в отпуске. После расторжения трудового договора и получения заработной платы и денежной компенсации рассчитывала оплатить путевку на отдых с ребенком, с апреля месяца выходит на новую работу, в связи с чем, лишилась отдыха.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2, действующая по доверенности от 15.06.2020 (л.д.№), исковые требования подержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам. Суду объяснила, что по первому требованию истец просит взыскать денежную компенсацию в связи с увольнением по соглашению сторон. Был заключен трудовой договор, после было составлено дополнительное соглашение, изменен срок трудового договора, должностной оклад, внесен пункт в трудовой договор, что в случае его расторжения работодатель должен выплатить денежную компенсацию за 9 месяцев. Было заявлено об увольнении и расторжении договора досрочно. Стороны свободны в заключение трудовых отношений в рамках трудового законодательства. Право работодателя и работника закреплено в ст.39 ТК РФ. Считает приоритетным применение норм Трудового кодекса РФ. 01.10.2019 стороны договорились, что в случае расторжения трудового договора выплачивается компенсация. Стороны вправе улучшать трудовые условия, предусматривая выплаты поощрительного характера. Трудовой договор и дополнительное соглашение к нему заключены главой муниципального образования. Исходя из представленных документов, на следующий день после увольнения истца сменился руководитель. Сразу же начали издаваться акты распорядительного характер нового руководителя. 25.02.2020 был последним рабочим днем истца, а 26.02.2020 в отношении истца издаются акты исполняющего обязанности главы МО. Считает, что действия ответчика необоснованные, направлены на попытку изменить трудовой договор в нарушение ст.57 Трудового кодекса РФ. Второе требование основано на норме ст.236 ТК РФ, предусматривающей ответственность, когда работодатель своевременно не выплачивает средства работнику. Просит начислить проценты с 26.02.2020 по 17.06.2020 в сумме 12 401, 20 руб. и продолжить начисление процентов в размере 0,04 % в день на сумму долга <данные изъяты> руб., с даты вынесения решения суда по день фактической оплаты долга. Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб. Распоряжение администрации от 26.02.2020г. не оспаривает.
Ответчик - администрация МО р.п. Атиг в возражении относительно иска указал, что ФИО1 работала в администрации с 07.05.2019 по 25.02.2020 в должности специалиста 1 категории, являлась муниципальным служащим, на которого действие трудового законодательства распространяется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о муниципальной службе. Представительным органом МО р.п. Атиг (Думой МО р.п. Атиг) утверждено положение об оплате труда муниципальных служащих, которым не предусмотрены дополнительные выплаты муниципальным служащим при увольнении, в частности среднемесячная заработная плата за определенное трудовым договором количество месяцев. Действующим законодательством о муниципальной службе также подобные выплаты не предусмотрены. Включение в трудовой договор № от 07.05.2020 с ФИО1 п.6.4.1. о выплате денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев при увольнении муниципального служащего по соглашению сторон осуществлено бывшим на тот момент главой администрации МО р.п. Атиг ФИО3 с превышением своих полномочий, поскольку законодательством о муниципальной службе и действующими муниципальными правовыми актами такие выплаты не предусмотрены. Считает возможным не применять условия трудового договора с ФИО1 в части выплаты денежной компенсации при увольнении как противоречащие законодательству о муниципальной службе. Учитывая непродолжительный период работы ФИО1 в должности специалиста 1 категории администрации МО р.п. Атиг (9,5 месяцев), отсутствие обстоятельств, исключающих возможность продолжения ее работы (заявление об увольнении ФИО1 подано самостоятельно), можно сделать вывод, что предусмотренная п.6.4.1 трудового договора № 27/19 выплата фактические не имеет компенсационного характера, что противоречит смыслу положений главы 27 Трудового кодекса РФ. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д.№).
Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности от 15.06.2019 (л.д. №), иск не признала. Суду объяснила, что условия дополнительного соглашения в части денежной компенсации при увольнении не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, было издано распоряжение о признании утратившими силу приказов об увольнении в части выплаты денежной компенсации. Считает, что имеется противоречие трудовому законодательству и злоупотребление сторон правом. Считает условие в части выплаты денежной компенсации при увольнении не улучшением условий труда, а стимуляцией работника для увольнения. В соответствии с главой 27 ТК РФ выходное пособие при увольнении должно носить компенсационный характер. Работник сам написал заявление об увольнении. Заработная плата сотрудникам администрации выплачивается из бюджетных средств. Истец отработала в администрации муниципального образования 9 месяцев. Средний заработок истца составил 17 858, 94 руб. Просит суд не применять условия трудового договора от 07.05.2019 относительно дополнительного соглашения от 01.10.2019, заключенного с ФИО1 в части выплаты компенсации при увольнении как не соответствующие условиям трудового законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона; применения административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с п.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора является соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса).
Статья 78 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
С 07.05.2019 ФИО1 была принята на муниципальную службу в администрацию МО р.п. Атиг на должность специалиста I категории, что подтверждается приказом № № от 07.05.2019 (л.д№). С муниципальным служащим ФИО1 заключен срочный трудовой договор № с 07.05.2019 по 31.12.2019 (л.д.№).
Дополнительным соглашением № от 01.10.2019 установлено, что трудовой договор заключен на неопределенный срок. Пункт 6 дополнен подпунктом 6.4.1, согласно которому трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон и в этом случае служащему выплачивается денежная компенсация в размере среднемесячной заработной платы за 9-ть месяцев. Дополнительное соглашение вступает в действие с 01.10.2019 (л.д.№).
09.01.2020 между администрацией МО р.п. Атиг и муниципальным служащим ФИО1 заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № от 07.05.2019, согласно которому ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы установлена в размере 120% (л.д.№).
25.02.2020 между администрацией МО р.п. Атиг и муниципальным служащим ФИО1 достигнуто соглашение о расторжении трудового договора № от 07.05.2019 в соответствии с п.1 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации с возложением на работодателя обязанности в соответствии с п.6.4.1 трудового договора произвести выплату денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев (л.д.№).
Приказом № от 25.02.2020 ФИО1 уволена 25.02.2020 по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ с проведением дополнительно выплаты денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев (л.д.№).
В соответствии с расчетным листком за февраль 2020 года, реестрами денежных средств ФИО1 произведена выплата в размере <данные изъяты> руб., из которых компенсация за задержку заработной платы – <данные изъяты> руб., оклад – <данные изъяты> руб., надбавка за особые условия службы – <данные изъяты> руб., надбавка к окладу за классный чин – <данные изъяты> руб., районный коэффициент – <данные изъяты> руб., компенсация отпуска – <данные изъяты> руб., ежемесячная премия – <данные изъяты> руб. Удержано НДФЛ – <данные изъяты> руб. (л.д.№).
В соответствии со справкой от 27.02.2020 средний заработок ФИО1 за последние три месяца составил <данные изъяты> руб. Расчет среднего заработка произведен в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 № 62) (л.д.№).
Заработная плата ФИО1 за период с 07.05.2019 по 25.02.2020 составила <данные изъяты> коп., среднемесячная заработная плата составила <данные изъяты> руб. (л.д.№).
Согласно справке от 17.06.2020 № выплаченная заработная плата ФИО1 составила <данные изъяты> руб., сумма, не входящая для расчета среднемесячной – <данные изъяты> руб. Общая сумма дохода ФИО1 за 2019 год составила <данные изъяты> руб., за 2020 год – <данные изъяты> руб. Согласно справке о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы, за 2019 год – <данные изъяты> руб., 2020 год – <данные изъяты> руб. (л.д. 83-89).
ФИО1 обратилась в администрацию МО р.п. Атиг с претензией о нарушении условий соглашения от 25.02.2020 о расторжении трудового договора № от 07.05.2019, указав, что работодатель не исполнил обязательства п.6.4.1 соглашения, не начислив сумму в размере <данные изъяты> руб. (л.д.№).
В соответствии со ст.164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем 8 ст.165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в некоторых случаях прекращения трудового договора.
Частью 1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии с ч.4 ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» денежное содержание выплачивается муниципальному служащему за счет средств местного бюджета.
В соответствии со ст.41 Устава муниципального образования рабочий поселок Атиг, принятого Решением Думы МО р.п. Атиг от 20.12.2005 № 5, финансирование муниципальной службы осуществляется за счет собственных средств местного бюджета.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления в соответствии с федеральным законом устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Думой муниципального образования рабочий поселок Атиг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Определенная дополнительным соглашением № от 01.10.2019 денежная компенсация в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон не является выходным пособием, не направлена на возмещение истцу затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей.
Сведений о наличии в бюджете муниципального образования р.п. Атиг на 2019, 2020 годы средств на выплату муниципальным служащим при расторжении трудового договора по соглашению сторон денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев суду не представлено.
Финансовым управлением администрации Нижнесергинского муниципального района главному бухгалтеру администрации МО р.п. Атиг указано, что начисление и выплата денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев муниципальным служащим в связи с расторжением трудовых договоров по соглашению сторон является не правомерным и не эффективным расходованием бюджетных средств. Данная гарантия не предусмотрена ст.39 Устава муниципального образования, Положением об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО р.п. Атиг (л.д.№).
Таким образом, заключая с ФИО1 дополнительное соглашение о выплате в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон денежной компенсации, глава МО р.п. Атиг ФИО3 действовал без учета Устава муниципального образования, Положения об оплате труда муниципальных служащих, действующих положений трудового законодательства и положений Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Постановлением главы МО р.п. Атиг ФИО3 от 25.02.2020 № 03 исполнением им полномочий главы муниципального образования прекращено с 26.02.2020 с возложением временного исполнения полномочий главы на заместителя ФИО5 (л.д.№).
Распоряжением заместителя главы администрации МО р.п. Атиг ФИО5 от 26.02.2020 № признаны утратившими силу приказы (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) от 25.02.2020 № в части выплаты денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9 месяцев в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон. Указано о начислении и выплате ФИО1 компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы при увольнении в соответствии с действующим законодательством (л.д.№).
Согласно положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления МО р.п. Атиг, утвержденному Решением Думы МО р.п. Атиг от 26.05.2016 №, в структуру денежного содержания муниципальных служащих входят должностной оклад, ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципального служащего, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную ФИО10, премия за результаты работы, материальная помощь (л.д.№).
По смыслу закона выходное пособие призвано устранить (уменьшить) неблагоприятные последствия для работника, связанные с расторжением трудового договора. Для истца прекращение трудового договора не являлось вынужденным, внезапным. Она сама изъявила желание расторгнуть трудовой договор.
Таким образом, выплата, по поводу которой возник спор, фактически не относится к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении муниципального служащего. По своей правовой природе не является выходным пособием, не предусмотрено ни законом, ни положением об оплате труда муниципального служащего и по существу носит произвольный характер, свидетельствует о наличии злоупотребления правом, на что было указано и финансовым управлением администрации Нижнесергинского муниципального района.
Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность неприменения условий договора в случае их противоречия закону, нарушений, допущенных при заключении, а также при установлении нарушения принципа злоупотребления правом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для применения в сложившейся ситуации положений дополнительного соглашения, устанавливающего более благоприятные условия для работника по сравнению с действующим законодательством.
Оснований для взыскания денежной компенсации в размере среднемесячной заработной платы за 9-ть месяцев ФИО1 не имеется. Представленные платежные документы и расчетные листы подтверждают, что с истцом произведен полный расчет при увольнении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО1 к администрации муниципального образования рабочий поселок Атиг о взыскании денежной компенсации, процентов, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижнесергинский районный суд.
Судья
О.Ю. Запретилина