РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2013 года город Спасск-Дальний
Спасск-Дальний гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Винника С.Ю.,
при секретаре Михайловой Н.В.,
с участием заявителя ФИО1 и помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО4, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № младшего сержанта ФИО1 об оспаривании решений статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации и Командующего войсками Восточного военного округа, связанных с изданием приказа о заключении контракта о прохождении военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО1 в период с 27 июня 2012 года по 27 июня 2013 года проходил военную службу по призыву в войсковой части №. Приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 (пункт 448) и приказом Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190 (пункт 23), ФИО1 полагается заключившим первый контракт о прохождении военной службы и назначен на воинскую должность. Между тем, до издания этого приказа он выразил несогласие с прохождением военной службы по контракту, мотивируя его нежеланием прохождения военной службы, в связи с чем не подписал контракт о прохождении военной службы.
При таких обстоятельствах, не соглашаясь с решениями статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации и Командующего войсками Восточного военного округа, связанными с изданием приказа о заключении контракта о прохождении военной службы, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, после уточнения требований, просит признать незаконными пункт 448 приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 и пункт 23 приказа Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190, и уволить его с военной службы по истечении срока прохождения военной службы по призыву.
Заявитель ФИО1, ссылаясь на доводы, изложенные в своём заявлении, и ходатайствуя об удовлетворении этого заявления, пояснил, что он проходил военную службу по призыву в войсковой части № и изъявил желание поступить на военную службу по контракту, в связи с этим им был подан рапорт по команде. По истечении времени, пока оформлялись документы, он передумал проходить службу по контракту, о чём неоднократно ставил в известность командование воинской части и именно по этой причине он отказался подписывать контракт о прохождении военной службы.
Заслушав объяснения заявителя и заключение помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО4, полагавшего необходимым уволить заявителя с военной службы по истечении срока прохождения военной службы по призыву в связи с нежеланием проходить военную службу по контракту, а также ознакомившись с письменными доказательствами, оценив непосредственно исследованные в судебном разбирательстве эти доказательства, каждое отдельно, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все доказательства в совокупности и взаимной связи - достаточности для разрешения гражданского дела, суд находит изложенные доказательства, относящиеся к данному делу, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела, и считает необходимым заявление ФИО1 удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно рапорту от 30 апреля 2013 года, ФИО1 обратился с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о призыве его на военную службу по контракту в Вооружённые Силы Российской Федерации.
Как усматривается из исследованных в судебном заседании выписок из приказов статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 (пункт 448) и Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190 (пункт 23) ФИО1 полагается заключившим первый контракт о прохождении военной службы и назначен на воинскую должность и с 20 мая 2013 года полагается выслужившим установленный срок военной службы по призыву.
Вместе с тем, как следует из контракта о прохождении военной службы от 21 мая 2013 года, данный документ ФИО1 не подписан.
Согласно показаниям свидетеля ФИО2 заявитель обратился с рапортом и желании дальнейшего прохождения военной службы по контракту, в связи с чем с ним был проведён комплекс мероприятий по отбору кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, после чего документы были направлены Министру обороны Российской Федерации для издания приказа о заключении контракта о прохождении военной службы, к которым был приложен контракт, но он не был подписан ФИО1. После издания статс-секретарем - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 и поступлении его в воинскую часть, заявителю было повторно предложено подписать контракт, но он отказался, мотивируя это тем, что не желает проходить военную службу по контракту.
Ссылаясь на положения статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» представитель Командующего войсками Восточного военного округа ФИО3 в представленных письменных возражениях указал, что ФИО1 добровольно изъявил желание проходить военную службу по контракту и лишь в мае 2013 года им был подан рапорт о нежелании служить, однако все документы уже были направлены для согласования Министру обороны Российской Федерации. На основании приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации о заключении с заявителем первого контракта Командующим войсками Восточного военного округа был издан приказ о зачислении его в списки личного состава войсковой части № с установлением положенного денежного довольствия.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Так, правовыми положениями статей 32 и 34 того же закона и статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение) определено, что контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, при этом контракт может быть первым или новым. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, и условия контракта, а также указываются даты подписания контракта гражданином (военнослужащим) и должностным лицом федерального органа исполнительной власти, заключающего контракт от имени Российской Федерации. После подписей гражданина (военнослужащего) и должностного лица указываются: дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу; дата и основание прекращения действия контракта. Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением, о чем издается соответствующий приказ.
Исходя из прямого толкования изложенных правовых норм, надлежит прийти к выводу, что одним из способов оформления военно-служебных отношений является заключение контракта о прохождении военной службы, в котором закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, однако учитывая, что ФИО1 не подписал контракт о прохождении военной службы, выразив этим свое не желание проходить военную службу по контракту, пункт 448 приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 и пункт 23 приказа Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190 следует признать незаконными.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункту «а» пункта 3 статьи 3 Положения и военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву, при этом срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Положения перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 1818 «О приказах по личному составу» установлено, что приказы по личному составу издаются Министром обороны Российской Федерации.
Понятие и перечень приказов по личному составу определены в пунктами 97 и 98 Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2005 года № 085. Приказ, регламентирующий исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, в названном перечне отсутствует.
Согласно пункту 24 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 19 августа 2009 года № 205/2/588, приказами командира (начальника) воинской части по строевой части в пределах предоставленных полномочий могут регламентироваться, в том числе вопросы исключения из списков личного состава воинской части.
Из изложенного следует, что увольнение с военной службы военнослужащих, проходящего военную службу по призыву, осуществляется Командующим войсками Восточного военного округа.
На основании вышеизложенного, поскольку заявитель не желает проходить военную службу по контракту, он подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также то, что законных оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя ФИО1 не имеется, суд находит это заявление обоснованным, в связи с чем считает необходимым признать пункт 448 приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 и пункт 23 приказа Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190 - незаконными, и учитывая характер дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав военнослужащего, обязать Командующего войсками Восточного военного округа в течение месяца после вступления решения в законную силу уволить ФИО1 с военной службы по истечении срока военной службы по призыву.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании решений статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации и Командующего войсками Восточного военного округа, связанных с изданием приказа о заключении контракта о прохождении военной службы, - удовлетворить.
Признать пункт 448 приказа статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2013 года № 98 и пункт 23 приказа Командующего войсками Восточного военного округа от 2 июля 2013 года № 190 - незаконными.
Обязать Командующего войсками Восточного военного округа в течение месяца после вступления решения в законную силу уволить ФИО1 с военной службы по истечении срока военной службы по призыву.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Спасск-Дальний гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 6 декабря 2013 года.
Председательствующий по делу
судья С.Ю. Винник