Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2014 года г. Курильск
Курильский районный суд в составе:
Председательствующего Суриной И.Ю.
При секретаре Лукьяновой М.В.
С участием помощника прокурора Курильского района Гордеева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Курильского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании действий главы администрации МО «Курильский городской округ» незаконным и отмене распоряжения,
У С Т А Н О В И Л :
07.11.2013 года глава администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. издал распоряжение № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы», а также заключил с ФИО1 трудовой договор № 16, в соответствии с которым последний был принят на должность муниципальной службы в качестве первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ».
Прокурор Курильского района обратился в Курильский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий главы администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. по заключению с ФИО1 трудового договора № 16 от 07.11.2013 года и изданию распоряжения № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы», указав, что ответчиком был нарушен порядок назначения на должность. Так, в соответствии с п. 16. Ч. 1 ст. 46 Устава МО «Курильский городской округ» назначение и освобождение от должности первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» главой администрации происходит только по согласованию с Собранием Курильского городского округа. Согласование кандидатуры ФИО1 для назначения на должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» главой администрации получено не было. В результате незаконных действий главой администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. были нарушены основные принципы муниципальной службы, определенные ч. 2 ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе», им был допущен конфликт интересов, а действия ответчика можно расценивать как незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. При таких обстоятельствах прокурор просил также обязать главу администрации МО «Курильский городской округ» расторгнуть заключенный с ФИО1 трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года и отменить распоряжение № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы».
На данное исковое заявление главой администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. был принесен письменный отзыв, в котором требования прокурора не признаются по следующим основаниям. С учетом сложившейся ситуации и в целях организации работы в администрации, ФИО1 был назначен на должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» и с ним был заключен срочный трудовой договор № 16 с указанием периода действия: с 07.11.2013 года до назначения кандидатуры в порядке, установленном Уставом МО «Курильский городской округ». Поскольку впоследствии кандидатура ФИО1 Собранием Курильского городского округа для назначения на должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» согласована не была, распоряжением администрации № 395-к от 16.12.2013 года срочный трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года с ФИО1 был расторгнут, и последний уволен с занимаемой должности с 17.12.2013 года. Поскольку в настоящее время ФИО1 с занимаемой должности уволен, предмет спора отсутствует, а потому прокурору Курильского района в удовлетворении заявленного иска следует отказать.
На данное исковое заявление привлеченным по инициативе суда в качестве третьего лица на стороне истца Собранием Курильского городского округа был принесен письменный отзыв, в котором заявленные требования прокурора поддержаны. Обжалуемые действия и нормативные акты главы администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. по мнению Собрания Курильского городского округа являются незаконными и нарушающими основные принципы муниципальной службы, поскольку назначение ответчиком на должность первого заместителя главы администрации ФИО1 без предварительного согласования кандидатуры назначаемого с Собранием Курильского городского округа противоречит требованиям п.п. 16 п. 1 ст. 46 Устава МО «Курильский городской округ».
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Курильского района Гордеев А.А. от заявленных требований в части обязания ответчика расторгнуть с ФИО1 трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года отказался, поскольку данный договор был расторгнут и последний с занимаемой должности уволен по собственному желанию. В части остальных требований иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил его удовлетворить.
Глава администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. заявленные требования не признал и поддержал доводы, изложенные в его отзыве на иск. При этом просил учесть, что был вынужден назначить ФИО1 на должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» до момента согласования его кандидатуры с Собранием Курильского городского округа, поскольку было необходимо проводить мероприятия по подготовке муниципального образования к зиме. Решение же проблем ЖКХ муниципального образования относится к компетенции первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ». Трудовой договор с ФИО1 носил срочный характер, что не противоречит Уставу Курильского городского округа. Регламент назначения заместителя главы администрации в МО «Курильский городской округ» не разработан. Кроме того просил учесть, что обжалуемыми действиями и нормативными актами ничьи конкретно права нарушены не были. При таких обстоятельствах просил в удовлетворении требований прокурору отказать. При этом не возражал против прекращения дела в части обязания ответчика расторгнуть трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года, заключенный с ФИО1
Представитель ответчика ФИО2, выступающий по доверенности главы администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С., также привел доводы, изложенные ответчиком в письменном отзыве на иск. При этом просил учесть, что ни Устав МО «Курильский городской округ», ни Трудовой кодекс РФ не содержат норм, запрещающих заключать срочный трудовой договор с работником, чья кандидатура нуждается в предварительном согласовании третьих лиц, в данном случае – Собрания Курильского городского округа. Поскольку трудовой договор с ФИО1 расторгнут, отмена распоряжения № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» является излишней. В настоящее время ФИО1 уволен с муниципальной должности и покинул Курильский городской округ. При таких обстоятельствах просил производство по делу прекратить, поскольку отсутствует предмет спора. При этом не возражал против прекращения дела в части обязания ответчика расторгнуть трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года, заключенный с ФИО1
При таких обстоятельствах суд принял отказ от иска к главе администрации Голюк Н.С. прокурора Курильского района в части обязания ответчика расторгнуть трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года, заключенный с ФИО1 и прекратил дело в этой части.
Что же касается остальных требований прокурора Курильского района, то суд, выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, пришел к следующему.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление, как отмечено в ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее – № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации"), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 42 вышеназванного №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 6 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации", должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с Уставом МО «Курильский городской округ», принятого решением сессии Курильского районного Совета депутатов от 07.04.2006 года № 28, администрацией муниципального образования на принципах единоначалия руководит глава администрации (п. 5 ст. 45 Устава), который в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания Курильского городского округа, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации (п. 6 ст. 45 Устава).
Глава администрации формирует администрацию и руководит ее деятельностью в соответствии с Уставом и Положением об администрации (п. 15 ст. 46 Устава), после согласования с Собранием Курильского городского округа назначает и освобождает от должности первого заместителя главы администрации Курильского городского округа (п. 16 ст. 46 Устава).
Ответчик Голюк Н.С. был назначен на должность главы администрации МО «Курильский городской округ» решением № 14 Собрания Курильского городского округа от 22.10.2013 года на срок полномочий Собрания (на л.д.5)
Как следует из рассматриваемого искового заявления и пояснения сторон, назначение ФИО1 на должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» имело место быть без предварительного согласования с Собранием Курильского городского округа.
Судом был исследован трудовой договор № 16 от 07.11.2013 года, заключенный между ФИО1 и администрацией МО «Курильский городской округ» в лице главы администрации Голюк Н.С. (на л.д.7-12).
По условиям данного трудового договора ФИО1 был принят на работу в администрацию МО «Курильский городской округ» на должность муниципальной службы «первый заместители главы администрации» (п.1.1.). Данный договор заключен на определенный срок с 07.11.2013 года до назначения на должность кандидатуры в порядке, установленном Уставом Курильского городского округа (п.7.1).
В соответствии с данным трудовым договором глава администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. было издано распоряжение № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» (на л.д.13), в соответствии с которым ФИО1 был назначен на должность муниципальной службы первым заместителем главы администрации с 07.11.2013 года до назначения на должность кандидатуры в порядке, установленном Уставом Курильского городского округа.
Согласно справки к проекту решения о согласовании назначения на должность первого заместителя главы администрации, документы для согласования кандидатуры ФИО1 были переданы в Собрание Курильского городского округа 08.11.2013 года (на л.д.51).
Таким образом, назначение ФИО1 07.11.2013 года на муниципальную должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» без предварительного согласования кандидатуры с Собранием Курильского городского округа является незаконным, поскольку оно противоречит положением Устава Курильского городского округа.
Довод ответчика Голюк Н.С. о том, что Устав Курильского городского округа не содержит норм, запрещающих заключать срочный трудовой договор для замещения должности перового заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ» быть принят во внимание не может, поскольку основан на неверном трактовании закона.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Аналогичные положения содержит и ч. 2 ст. 3 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в соответствии с которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 16 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к соответствующим должностям муниципальной службы устанавливаются законом субъекта РФ.
Устав Курильского городского округа с достаточной ясностью регламентирует процедуру назначения главой администрации МО «Курильский городской округ» первого заместителя главы, а именно: данное назначение возможно только после согласования с Собранием Курильского городского округа.
Таким образом, трудовой договор с ФИО1 мог быть заключен только при предоставлении последним наравне с перечнем документов, определенных п. 3 ст. 16 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", установленным порядком оформленного согласования его кандидатуры Собранием Курильского городского округа.
При этом Уставом Курильского городского округа, законодательством РФ и Сахалинской области о муниципальной службе, а также нормами трудового законодательства не предусмотрена возможность назначения на условиях срочного трудового договора на должность муниципальной службы в случае, когда для назначенная на эту должность предусмотрена процедура предварительного согласования кандидатуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 Устава Курильского городского округа, нарушение должностными лицами муниципального образования «Курильский городской округ» (к которым относится и глава администрации муниципального образования) Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Сахалинской области, законов Сахалинской области и настоящего Устава влечет ответственность данных должностных лиц, предусмотренную данным Уставом.
Обжалуемыми действиями ответчик нарушил не только вышеназванное положение Устава Курильского городского округа, регулирующего порядок назначения на должность первого заместителя главы администрации, но и основные принципы муниципальной службы, установленные ст. 4 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а именно: право на равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего (п. 2); профессионализм и компетентность муниципальных служащих (п. 3).
Нарушение ответчиком основных принципов муниципальной службы нарушило права неопределенного круга лиц и выразилось в приоритете обстоятельств, на которые ссылался Голюк Н.С. (необходимость организации работы администрации при подготовке МО к зиме) перед требованиями Устава Курильского городского округа и действующего законодательства, регулирующего вопросы поступления на муниципальную службу, в результате которого было издано обжалуемое распоряжение. При этом ФИО1 при принятия на должность муниципальной службы был поставлен в неравные условия с иными лицами, желающими занять муниципальную должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ», для которых предварительное согласование кандидатуры на должность Собранием Курильского городского округа является обязательным.
Кроме того, принятие на муниципальную службу лица, чья кандидатура не прошла установленного Уставом Курильского городского округа согласования Собрания, нарушает права муниципального образования, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований Устава, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к процедуре назначения муниципального служащего, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Таким образом, довод ответчика Голюк Н.С. о том, что обжалуемыми действиями, распоряжением и трудовым договором не были нарушены чьи-либо интересы и права основан на неверном трактовании закона.
Обжалуемые действия ответчика посягают на установленный законом и Уставом Курильского городского округа порядок назначения на должность муниципальной службы, а конкретно – на должность заместителя главы администрации муниципального образования а потому нарушают как права неопределенного круга лиц, которые в силу соответствия определенным для этого требованиям и соответствиям могли занять муниципальную должность первого заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ», так и права муниципального образования «Курильский городской округ» в целом.
С учетом указанных выше обстоятельств прихожу к выводу, что распоряжение главы администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. № 353-к от 07.11.2013 года «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы», и действия ответчика по изданию данного распоряжения и заключению с ФИО1 трудового договора № 16 от 07.11.2013 года противоречат требованиям указанных выше положений федерального законодательства и Устава Курильского городского округа, и не могут быть признаны законными.
При таких обстоятельствах доводы прокурора о том, что при приеме на службу ФИО1 ответчиком были допущены нарушения норм действующего законодательства, являются обоснованными, в связи с чем заявленные им требования о признании распоряжения главы администрации МО «Курильский городской округ» Голюк Н.С. № 353-к от 07.11.2013 года «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы», и действия ответчика по изданию данного распоряжения и заключению с ФИО1 трудового договора № 16 от 07.11.2013 года незаконными подлежат удовлетворению.
Оценивая довод представителя ответчика ФИО2 о том, что требование прокурора об обязании отмены обжалуемого распоряжение № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» в то время, как трудовой договор с ФИО1 расторгнут, является излишним, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 43 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Данные распоряжения входят в систему муниципальных правовых актов.
Таким образом, обжалуемое распоряжение № 353-к от 07.11.2013 года «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» является ненормативным муниципальным правовым актом, изданным главой местной администрации по вопросу организации работы администрации МО «Курильский городской округ».
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку обжалуемое распоряжение № 353-к от 07.11.2013 года «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» ответчиком не отменено, при этом признано настоящим решением суда незаконным, суд в силу абз. 2 ст. 13 ГК РФ обязан разрешить вопрос о том, каким образом подлежат восстановлению нарушенные права неопределенного круга лиц и муниципального образования.
Таким образом, требование в части возложения на ответчика обязанности по отмене обжалуемого распоряжения № 353-к от 07.11.2013 года подлежит удовлетворению, поскольку это является способом восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и муниципального образования, в чьих интересах обратился с настоящим иском прокурор Курильского района.
В то же время, не нашел своего подтверждения довод прокурора Курильского района о наличии в обжалуемых действиях ответчика Голюк Н.С. конфликта интересов и признаков коррупции.
Статьей 14.1 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (часть 1 ст. 14.1).
При этом под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами (часть 2 ст. 14.1).
Однако истцом ни в исковом заявлении, ни при его рассмотрении не приведено доводов, свидетельствующих о возможности получения ответчиком выгоды в какой-либо форме при незаконном назначении ФИО1 на муниципальную должность заместителя главы администрации МО «Курильский городской округ».
Ни приведено истцом и доводов, которые возможно оценить как коррупционные со стороны ответчика, в то время как в силу п. "а" ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции» коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действие главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» Голюк Николая Степановича по заключению с ФИО1 трудового договора № 16 от 07.11.2013 года и изданию распоряжения № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» - незаконным.
Обязать главу муниципального образования «Курильский городской округ» Голюк Николая Степановича отменить распоряжение № 353-к «О назначении ФИО1 на должность муниципальной службы» в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба либо представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд.
Мотивированное решение составлено 22.02.2014 года.
Председательствующий: судья И.Ю. Сурина