2-250/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Сумусенковой О.Н.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» муниципального образования «Турочакский район» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ года о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации. В заявлении указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ он проживает в доме по адресу <адрес>. Жилой дом и земельный участок принадлежат ему на праве собственности. Жилой дом представляет собой рубленный из лафета площадью 16 кв. метров, дом пригоден для постоянного проживания в течение года. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, вызванного выходом из берегов реки Бия, жилой дом был затоплен до окон, пострадало имущество первой необходимости. Комиссией МО «Тондошенское сельское поселение» составлены акты обследования дома, утраченного имущества. Однако сельская администрация «Тондошенское сельское поселение» отказала во включении его в список граждан на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как отсутствует регистрация по указанному адресу. Заявитель зарегистрирован по адресу <адрес>, но фактически постоянно проживает по адресу <адрес>. ФИО1 производит оплату коммунальный услуг – вносит платежи за потребленную электроэнергию, обращается в лечебное учреждение по месту жительства - Турочакская центральная районная больница. Оформить прописку по адресу <адрес>, он не может, так как объект не введен в эксплуатацию, иного жилья в собственности не имеет.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал требования в полном объеме на основаниях и доводах изложенных в нем, дополнительно пояснил, что он зарегистрирован по адресу <адрес>. Но так как его соседи употребляют спиртные напитки, он стал постоянно проживать в строящимся доме по адресу <адрес>. Дом пригоден для круглогодичного проживания, но не введен в эксплуатацию. Он проживает в нем постоянно, ежемесячно платит за потребленную электроэнергию, продолжает строительство.
Представитель администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» глава ФИО2 признала требования заявителя, о чем предоставила суду письменное заявление, приобщенное к материалам дела, и дополнительно пояснила, что жилой дом, в котором проживает ФИО1 находится в зоне подтопления. ФИО1 действительно проживает постоянно по адресу: <адрес>. В результате подтопления ФИО1 утратил имущество первой необходимости, о чем свидетельствует акт обследования утраченного имущества, составленный и подписанный комиссией. ФИО1 администрацией сельского поселения был включен в списки пострадавших от наводнения и списки на возмещение материальных затрат. Однако после сверки адресов регистрации в миграционной службе было выяснено, что у него адрес регистрации иной, и не входит в зону подтопления. На этом основании он был исключен из списков пострадавших. Фактически ФИО1 постоянно проживает в <адрес>.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 25 вышеуказанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 18)
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке установленном федеральным законодательством.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного постановления орган местного самоуправления муниципального района Республики Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат и после и утверждения главой муниципального района в Республике Алтай, руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного пунктом 1 Настоящего порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, необходимо обязательное наличие одновременно таких условий, как являться гражданином Российской Федерации, проживать в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Как следует из вышеуказанных норм, для включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации не является обязательным условием.
Согласно свидетельства о регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1000 кв. метров, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположен по адресу: <адрес>.
Из паспорта Российской Федерации серии №, выданного <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
Согласно справки, выданной сельской администрацией Тондошенского сельского поселения за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В соответствии с разрешением на строительство № Администрация Тондошенского сельского поселения выдала ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу <адрес> сведения отсутствуют.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Тондошенского сельского поселения квартира по адресу <адрес> на балансе Тондошенской сельской администрации не числится.
Согласно справки ОАО «Алтаэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время производит оплату за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес>.
В материалах дела имеется протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания КЧС и ПБ муниципального образования «Тондошенское сельское поселения», по итогам которого принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о введении режима чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по территории муниципального образования «Тондошенское сельское поселение».
Распоряжением № 71 от 02.06.2014 года сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Об утверждении границ ЧС на территории муниципального образования Тондошенское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» утверждены границы затопляемой территории, куда вошла <адрес>.
Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной последствием поводка от сильных дождей от ДД.ММ.ГГГГ года, подписанным членами комиссии, утвержденным главой Тондошенского сельского поселения, согласованным с уполномоченным ГОЧС Тондошенского сельского поселения, установлено, что пострадавший ФИО1, по месту жительства <адрес> утратил имущество первой необходимости в виде посуды, приборов столовых, кухонных принадлежностей, шкафа с одеждой, дивана, стола обеденного, стульев; сделано заключение комиссии об утрате имущества первой необходимости частично.
В материалах дела имеется отказ главы сельской администрации Тондошенского сельского поселения ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с не совпадением регистрации с адресом подтопления.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Отсутствие постоянной регистрации ФИО1 по адресу <адрес> не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий чрезвычайной ситуации - наводнения, поскольку противоречит нормам ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Постановлению Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай.
Произвольное расширительное толкование норм Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
При таких обстоятельствах, суд находит, что требования заявителя о признании отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № 142 от ДД.ММ.ГГГГ о не включении ФИО1 в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным подлежит удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требования заявителя ФИО1 об обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить его в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как ФИО1 фактически постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями самого заявителя, главой администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» ФИО2, которая в судебном заседании не отрицала проживание заявителя в указанном доме, так же судом установлено, что ФИО1 производит оплату коммунальных платежей, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества по адресу: <адрес>; жилой дом расположен в границах зоны подтопления, утвержденной распоряжением сельской администрации «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ; в результате наводнения пострадало имущество первой необходимости ФИО1, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
В судебном заседании от заявителя ФИО1 поступило заявление с просьбой обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Главами 23, 25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что заявитель пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, что повлекла для истца ухудшение его материального положения, денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия его жизнедеятельности, его возраст, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителя, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий- судья К.В.Албанчинова
2-250/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Сумусенковой О.Н.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» муниципального образования «Турочакский район» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Председательствующий- судья К.В.Албанчинова