ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-250/2018 от 03.05.2018 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2-250/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 03 мая 2018 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Калько И.Н.,

при секретаре Аверьяновой Ю.С.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

представителя ответчика администрации МО «Бологовский район» Савельевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" МО "Бологовский район" Тверской области об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" МО "Бологовский район" Тверской области об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств. Требования прокурора мотивированы тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Тверской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан на территории МО «Бологовский район» Тверской области. В ходе проведения проверки в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» МО «Бологовский район Тверской области (далее МБУ ДО «ДЮСШ»), расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Кирова, д.33, выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства. В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. В соответствии с ч.ч.2, 3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии c настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Пунктом 8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» (далее - Требования) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта. В соответствии с п.15 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны: системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей; стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями; контрольно-пропускными пунктами (постами). В нарушение указанных требований, МБУ ДО «ДЮСШ» не оборудовано стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями. МБУ ДО «ДЮСШ» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий образовательного процесса, по обеспечению антитеррористической защищенности здания МБУ ДО «ДЮСШ», специально предназначенного для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, не исполняются, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, изложенным в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. Кроме того, в ходе проведения проверки в МБУ ДО «ДЮСШ» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.18* СНиП 21-01-97, на двери, ведущей на лестничную клетку, отсутствует доводчик; 2) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 2-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 3) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6,17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», двери эвакуационных выходов из танцевального зала и теннисного зала открываются не по направлению выхода из помещения; 4) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в тамбуре медпункта, в раздевалке зала бокса, теннисном зале, в коридоре у кабинета директора, кабинете рабочего горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 метра; 5) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении автошколы горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до вентиляции менее 0,5 метра; 6) в нарушение п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в тренажерном зале, около кабинета директора допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; 7) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.13 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в спортзале не предусмотрена защитная конструкция пожарных извещателей от механических повреждений; 8) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на лестнице у зала бокса отсутствуют перила; 9) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил! противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» табл.1, п.5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», отсутствует табло «Выход» над эвакуационными выходами из зала бокса и из теннисного зала; 10) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п,4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации лестничной клетки 2-го этажа, около эвакуационного выхода 1-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 11) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», перила лестничной клетки на путях эвакуации отделаны горючими материалами (дерево). Согласно ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно ст.38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий. В соответствии с Уставом МБУ ДО «ДЮСШ» учреждение является некоммерческой образовательной организацией, созданной для реализации прав граждан на получение дополнительного образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании. Основными видами деятельности учреждения являются: а) образовательная деятельность, осуществляемая на основании лицензии по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта; б) осуществление учебно-тренировочного, физкультурно-оздоровительного и воспитательного процесса по видам спорта; в) организация и проведение соревнований, конкурсов и иных спортивно- массовых мероприятий; г) проведение региональных, всероссийских конференций, фестивалей на базе Учреждения; д) организация в каникулярное время в установленном порядке спортивно-оздоровительных лагерей загородных или с дневным пребыванием. Учредителем МБУ ДО «ДЮСШ» является администрация МО «Бологовский район» Тверской области. Выявленные факты нарушают права граждан, посещающих МБУ ДО «ДЮСШ», в том числе несовершеннолетних, их законных представителей, а также работников образовательной организации на охрану жизни и здоровья и могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью, а также ущерба имуществу в результате противоправных посягательств. В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц. В целях защиты прав неопределенного круга лиц, прокурор в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ наделен правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле отдельно взятого гражданина, межрайонный прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,131,132 ГПК РФ, просит возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеская спортивная школа» обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, оснастить объект стационарным металлообнаружителем или ручным металлоискателем, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеская спортивная школа» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа»; возложить на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанность в случае отсутствия собственных денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей в здании Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Кирова, д.33.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 13 апреля 2018 года, в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено Главное управление МЧС России по Тверской области.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении основания.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Бологовский район» Савельева Ю.Ю. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Ответчик МБУ ДО «ДЮСШ», будучи извещенным о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений по иску не представлено.

Представители третьих лиц ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тверской области, Главного управления МЧС России по Тверской области, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя ответчика администрации МО «Бологовский район», изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Пунктом 8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

В соответствии с п.15 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны: системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей; стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями; контрольно-пропускными пунктами (постами).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 7.1 ст.14, пункту 6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Судом установлено, что решением заместителя Бологовского межрайонного прокурора №41 от 28 марта 2018 года по заданию прокуратуры области №71-25-2018 от 28.03.2018г. были проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности и соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта, а также иных местах с массовым пребыванием людей на территории Бологовского района (л.д.7,8,9).

В соответствии с Уставом МБУ ДО «ДЮСШ» учреждение является некоммерческой образовательной организацией, созданной для реализации прав граждан на получение дополнительного образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании. Основными видами деятельности учреждения являются: а) образовательная деятельность, осуществляемая на основании лицензии по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта; б) осуществление учебно-тренировочного, физкультурно-оздоровительного и воспитательного процесса по видам спорта; в) организация и проведение соревнований, конкурсов и иных спортивно-массовых мероприятий; г) проведение региональных, всероссийских конференций, фестивалей на базе Учреждения; д) организация в каникулярное время в установленном порядке спортивно-оздоровительных лагерей загородных или с дневным пребыванием (л.д.11-24).

Учредителем МБУ ДО «ДЮСШ» является администрация МО «Бологовский район» Тверской области (п.1.5 Устава).

В нарушение вышеуказанных требований, МБУ ДО «ДЮСШ» не оборудовано стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки Бологовской межрайонной прокуратуры от 09 апреля 2018 года.

В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В статье 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

Согласно ст.ст.34,37,38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

В ходе проведения проверки в МБУ ДО «ДЮСШ» выявлены также нарушения требований пожарной безопасности: 1) в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., п.4.2.7 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.6.18* СНиП 21-01-97, на двери, ведущей на лестничную клетку, отсутствует доводчик; 2) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации 2-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 3) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6,17 Строительные нормы и правила (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», двери эвакуационных выходов из танцевального зала и теннисного зала открываются не по направлению выхода из помещения; 4) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в тамбуре медпункта, в раздевалке зала бокса, теннисном зале, в коридоре у кабинета директора, кабинете рабочего горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 метра; 5) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г., ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в помещении автошколы горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до вентиляции менее 0,5 метра; 6) в нарушение п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в тренажерном зале, около кабинета директора допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; 7) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.13 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в спортзале не предусмотрена защитная конструкция пожарных извещателей от механических повреждений; 8) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на лестнице у зала бокса отсутствуют перила; 9) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., Приказа МЧС РФ от 20.06.2003г. №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» табл.1, п.5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», отсутствует табло «Выход» над эвакуационными выходами из зала бокса и из теннисного зала; 10) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п,4.3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на полу на путях эвакуации лестничной клетки 2-го этажа, около эвакуационного выхода 1-го этажа допускаются перепады высот менее 45 см; 11) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», перила лестничной клетки на путях эвакуации отделаны горючими материалами (дерево), что подтверждается информацией, предоставленной ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тверской области от 06 апреля 2018 года.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик МБУ ДО «ДЮСШ» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий образовательного процесса, по обеспечению антитеррористической защищенности здания, специально предназначенного для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, не исполняет, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, а также нарушает права граждан, посещающих МБУ ДО «ДЮСШ», в том числе несовершеннолетних, их законных представителей, а также работников образовательной организации на охрану жизни и здоровья и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью, а также ущерба имуществу в результате противоправных посягательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований нормативных документов по пожарной и антитеррористической безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, граждан, посещающих образовательное учреждение, нарушает их права и законные интересы.

Из системного толкования положений п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, следует, что орган местного самоуправления, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению нарушений требований безопасности в здании МБУ ДО «ДЮСШ», как на МБУ ДО «ДЮСШ», так и на администрацию МО «Бологовский район», как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 1 части 1 статьи 9); к обязанностям образовательной организации – создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28), равно как и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Приказом Рособразования от 11.11.2009г. №2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения администрации МО «Бологовский район» от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч.1 ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Таким образом, требование прокурора обязать администрацию МО «Бологовский район» Тверской области в случае отсутствия собственных денежных средств у МБУ ДО «ДЮСШ» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической и пожарной безопасности в здании МБУ ДО «ДЮСШ», расположенном по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Кирова, д.33, подлежит удовлетворению.

Указанный прокурором срок для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, суд считает обоснованным и разумным.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленной п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку по данному делу истец по заявленному требованию неимущественного характера должен был уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей, с ответчика подлежат взысканию в местный бюджет судебные расходы в этом размере.

При этом суд принимает во внимание, что согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с МБУ ДО «ДЮСШ» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу закона, в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" МО "Бологовский район" Тверской области об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования Бологовский район Тверской области обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, оснастить объект стационарным металлообнаружителем или ручным металлоискателем, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования Бологовский район Тверской области обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа».

Возложить на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанность в случае отсутствия собственных денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей в здании Муниципального бюджетного учреждения «Детско-юношеская спортивная школа», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, ул.Кирова, д.33.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального образования Бологовский район Тверской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 08 мая 2018 года.

Председательствующий И.Н.Калько