Дело № 2-250/2019 22RS0029-01-2019-000467-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кулунда 30 сентября 2019 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Балухиной В.Н.,
при секретаре Финько Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1о защите прав неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей к ИП ФИО1 о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что в магазине ИП ФИО1 по адресу: -------А, выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно: размещение (выкладка) товара осуществлено способом, не позволяющим визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты без заменителей молочного жира от иных пищевых продуктов, а также места выкладки указанной продукции не сопровождаются информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира", что является нарушением п. 33(1) Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее – Правила).
Согласно п. 124 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденному Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (далее – ГОСТ Р 51303-2013) выкладка товаров это размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.
Примечание - Выкладку товаров осуществляют в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например, по видам изделий, артикулам, размерам. Выкладкой не является размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании (непрозрачных, закрытых шкафах, контейнерах и подобном оборудовании) или в закрытой транспортной упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющее покупателю самостоятельно обозревать товар.
Визуализация это способ доведения информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Согласно п. 33(1) Правил в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Указанная норма предусматривает обязанность субъектов предпринимательской деятельности по визуальному выделению мест размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов без заменителей молочного жира, а также нанесению информационной надписи "Продукты без заменителя молочного жира" на этих местах. Выделение каждой единицы продукции действующие законодательство не предусматривает.
С 1 июля 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года N 50, в соответствии с которым Правила продажи отдельных видов товаров дополняются новым пунктом 33.1, устанавливающим обязанность к размещению в торговом зале или ином месте молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, а также сопровождению их информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
В этой связи 18 июня 2019 года Роспотребнадзором и Минпромторгом России издан совместный приказ "Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира" (далее - Методические рекомендации).
Несмотря на то, что Методические рекомендации не содержат обязательных требований, и организации торговли вправе самостоятельно определять, как визуально отделить такую продукцию, рекомендованные способы выкладки продукции (с применением разделителей, с дополнительным оформлением товарных полок, в отдельных низкотемпературных холодильниках) и ее информационного сопровождения (с дополнительным цветовым оформлением ценников, надписями на "ценникодержателях" или "стопперах" и др.) позволят обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, которое защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей".
«Правила продажи отдельных видов товаров» разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 10) устанавливает обязанность для продавцов информировать покупателей о цене, условиях покупки и основных потребительских характеристиках продаваемых товаров.
Цена товара указывается на ценнике и является публичным предложением.
Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «ПРОДАВЕЦ – ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЙ ФОРМЫ, А ТАКЖЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТОВАРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ - ПРОДАЖИ»
Таким образом, установлено, что нарушаются права неопределенного круга потребителей, так как в данном случае нарушены интересы потребителей, в частности право потребителей на предоставление необходимой и достоверной информации, на основе которой можно сделать компетентный выбор в приобретении того или иного товара. Информация о товаре доводится до покупателей в обязательном порядке. Молочная продукция, не сопровожденная обязательной информацией, предусмотренной п. 33(1) Правил, может привести к спорным ситуациям по определению доступности и потребительских свойств данного товара.
В судебное заседание представитель истца не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание истца не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон по делу, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 124 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденному Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (далее – ГОСТ Р 51303-2013) выкладка товаров это размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.
В соответствии с примечанием - Выкладку товаров осуществляют в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например, по видам изделий, артикулам, размерам. Выкладкой не является размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании (непрозрачных, закрытых шкафах, контейнерах и подобном оборудовании) или в закрытой транспортной упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющее покупателю самостоятельно обозревать товар.
Визуализация это способ доведения информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Согласно п. 33(1) Правил в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 10) устанавливает обязанность для продавцов информировать покупателей о цене, условиях покупки и основных потребительских характеристиках продаваемых товаров.
Цена товара указывается на ценнике и является публичным предложением.
Согласно Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «ПРОДАВЕЦ – ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЙ ФОРМЫ, А ТАКЖЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТОВАРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ - ПРОДАЖИ»
Таким образом, установлено, что нарушаются права неопределенного круга потребителей, так как в данном случае нарушены интересы потребителей, в частности право потребителей на предоставление необходимой и достоверной информации, на основе которой можно сделать компетентный выбор в приобретении того или иного товара. Информация о товаре доводится до покупателей в обязательном порядке. Молочная продукция, не сопровожденная обязательной информацией, предусмотренной п. 33(1) Правил, может привести к спорным ситуациям по определению доступности и потребительских свойств данного товара.
Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из ЕГРП; фототаблицей; объяснениями ФИО1; актом проверки №№№№ от /////////; постановление №№№№ по делу об административном правонарушении от /////////.
истца не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время проводятся работы по устранению отмеченных недостатков.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований указанной статьи закона, объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, времени, которое прошло с момента неисполнения требований закона, суд считает возможным предоставить ответчику 5 (пять) дней для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1 осуществляющего деятельность по продаже продовольственных товаров, противоправными и нарушающими право неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу: -------, визуально выделить место размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов без заменителей молочного жира с нанесением информационной надписи "Продукты без заменителя молочного жира" на этих местах; в течение пяти дней со дня вступления Решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Кулундинский районный суд.
Председательствующий В.Н. Балухина