ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-250/2022 от 05.05.2022 Калязинского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г. Калязин Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Богословой Е.Ф.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Калязинского района Тверской области Скобелева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Калязинского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Калязинского района Тверской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области, Калязинскому муниципальному казенному предприятию «Водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению аудита,

установил:

И.о. прокурор Калязинского района Тверской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Калязинского района Тверской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области, КМКП «Водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению аудита.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Калязинского района по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения законодательства о собственности, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст.ст.20,26 Федерального закона «О государственных е муниципальных унитарных предприятиях» постановлением Администрации Калязинского района от 21.09.2020 №599 утверждено Положение о проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий МО «Калязинский район». Согласно п.3 Положения муниципальные унитарные предприятия муниципального образования «Калязинский район» Тверской области» (за исключением предприятий, в отношении которых введена процедура наблюдения, или которые признаны несостоятельными (банкротами)) обязаны ежегодно проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в следующих случаях: в отчетном году предприятию предоставлялись денежные средства из бюджета МО «Калязинский район» Тверской области; если величина стоимости чистых активов предприятия на конец года, предшествовавшего отчетному году, окажется меньше размера его уставного фонда на конец года, предшествовавшего отчетному году.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что основанием для проведения аудиторской проверки является распоряжение Администрации Калязинского района о назначении такой проверки. Подготовка проекта распоряжения о назначении аудиторской проверки и его согласование осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калязинского района.

Согласно информации Администрации Калязинского района в 2021 году из бюджета муниципального образования «Калязинский район» Тверской области предоставлялась субсидия КМКП «Водоканал» в размере 1135567,00 рублей. В 2020 году КМКП «Водоканал» из бюджета Калязинского района предоставлена субсидия в размере 1228362,86 рублей на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению, а также 177990,00 рублей на возмещение затрат по ремонту.

Однако, в нарушение вышеназванного законодательства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калязинского района проект распоряжения о назначении аудиторской проверки предприятий не подготовлен и в Администрацию Калязинского района не представлен. Администрацией Калязинского района распоряжение о назначении аудиторской проверки КМКП «Водоканал» не принималось.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой Калязинского района 17.02.2021 года и 01.10.2021 года в адрес Главы Калязинского района вносились представления об устранении нарушений закона, в которых ставился вопрос о необходимости проведения аудиторских проверок муниципальных предприятий. Однако до настоящего времени представления не исполнены, мер к проведению аудиторских проверок ответчиками не принято.

По состоянию на 22.02.2022 года задолженность КМКП «Водоканал» за потребленную электрическую энергию перед ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» 4488,07 тыс. руб., имеет динамику к росту. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных предприятию в качестве субсидии, а также привести к его банкротству, и как следствие - к невозможности выполнения им социально значимых функций по оказанию услуг населению и организациям г.Калязина и Калязинского района водоснабжения и водоотведения, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Поэтому прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обращается в суд с настоящим иском.

Учредителем и КМКП «Водоканал» является Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, обладающий от имени собственника имущества - Муниципального образования «Калязинский район» Тверской области полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

Просит признать бездействие Администрации Калязинского района и Комитет: по управлению муниципальным имуществом Калязинского района выразившихся в непринятии мер по подготовке и утверждению распоряжения о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности КМКП «Водоканал» незаконным. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района подготовить и представить для утверждения Администрацию Калязинского района проект распоряжения Администрации Калязинского района о проведении аудита бухгалтерской (финансовой отчетности КМКП «Водоканал» за 2020-2021 г.г. Обязать Администрацию Калязинского района издать распоряжение проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности КМКП «Водоканал» в соответствии Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обязать КМКП «Водоканал» провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности КМКП «Водоканал» соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на основании распоряжения Администрации Калязинского района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калязинского района Тверской области Скобелев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Калязинского района тверской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика КМКП «Водоканал» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания, причина неявки суду неизвестна. Возражений относительно исковых требований суду не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Ввиду того, что имущество унитарного предприятия является собственностью соответствующего публично-правового образования, в связи с этим собственнику имущества в лице уполномоченных органов власти и местного самоуправления предоставлено право осуществления контроля за деятельностью унитарного предприятия.

В силу п. 16 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в иных случаях, установленных федеральными законами, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Исходя из ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 года № Д06-1874, в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным.

В соответствии со ст.ст.20,26 Федерального закона «О государственных е муниципальных унитарных предприятиях» постановлением Администрации Калязинского района от 21.09.2020 №599 утверждено Положение о проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий МО «Калязинский район».

В соответствии со ст.ст.20,26 Федерального закона «О государственных е муниципальных унитарных предприятиях» постановлением Администрации Калязинского района от 21.09.2020 №599 утверждено Положение о проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий МО «Калязинский район».

Согласно п.3 Положения муниципальные унитарные предприятия муниципального образования «Калязинский район» Тверской области» (за исключением предприятий, в отношении которых введена процедура наблюдения, или которые признаны несостоятельными (банкротами)) обязаны ежегодно проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в следующих случаях: в отчетном году предприятию предоставлялись денежные средства из бюджета МО «Калязинский район» Тверской области; если величина стоимости чистых активов предприятия на конец года, предшествовавшего отчетному году, окажется меньше размера его уставного фонда на конец года, предшествовавшего отчетному году.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что основанием для проведения аудиторской проверки является распоряжение Администрации Калязинского района о назначении такой проверки. Подготовка проекта распоряжения о назначении аудиторской проверки и его согласование осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калязинского района.

Согласно информации Администрации Калязинского района в 2021 году из бюджета муниципального образования «Калязинский район» Тверской области предоставлялась субсидия КМКП «Водоканал» в размере 1135567,00 рублей. В 2020 году КМКП «Водоканал» из бюджета Калязинского района предоставлена субсидия в размере 1228362,86 рублей на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению, а также 177990,00 рублей на возмещение затрат по ремонту.

Однако, в нарушение вышеназванного законодательства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калязинского района проект распоряжения о назначении аудиторской проверки предприятий не подготовлен и в Администрацию Калязинского района не представлен. Администрацией Калязинского района распоряжение о назначении аудиторской проверки КМКП «Водоканал» не принималось.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой Калязинского района 17.02.2021 года и 01.10.2021 года в адрес Главы Калязинского района вносились представления об устранении нарушений закона, в которых ставился вопрос о необходимости проведения аудиторских проверок муниципальных предприятий. Однако до настоящего времени представления не исполнены, мер к проведению аудиторских проверок ответчиками не принято.

По состоянию на 22.02.2022 года задолженность КМКП «Водоканал» за потребленную электрическую энергию перед ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», имеет динамику к росту. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных предприятию в качестве субсидии, а также привести к его банкротству, и как следствие - к невозможности выполнения им социально значимых функций по оказанию услуг населению и организациям г.Калязина и Калязинского района водоснабжения и водоотведения, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

Учредителем КМКП «Водоканал» является Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, обладающий от имени собственника имущества - Муниципального образования «Калязинский район» Тверской области полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. Бездействие ответчиков может привести к банкротству муниципального казенного предприятия, невозможности исполнения им социально важной функции водоснабжения населения района, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с вышеизложенным, исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования и.о. прокурора Калязинского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Калязинского района Тверской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района Тверской области, Калязинскому муниципальному казенному предприятию «Водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению аудита удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Калязинского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, выразившихся в непринятии мер по подготовке и утверждению распоряжения о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Калязинского муниципального казенного предприятия «Водоканал» незаконным.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района подготовить и представить для утверждения Администрацию Калязинского района проект распоряжения Администрации Калязинского района о проведении аудита бухгалтерской (финансовой отчетности Калязинского муниципального казенного предприятия «Водоканал» за 2020-2021 г.г.

Обязать Администрацию Калязинского района издать распоряжение проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Калязинского муниципального казенного предприятия «Водоканал» за 2020-2021 г.г. в соответствии Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязать Калязинское муниципальное казенное предприятие «Водоканал» провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Калязинского муниципального казенного предприятия «Водоканал» за 2020-2021 г.г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на основании распоряжения Администрации Калязинского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Осипова

Решение в окончательной форме принято судом 16.05.2022 года.

1версия для печатиДело № 2-250/2022 ~ М-136/2022 (Решение)