ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-250/2022 от 06.05.2022 Тункинского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Кырен 06 мая 2022 года

Судья Тункинского районного суда Республики Бурятия Низовцев А.В., с участием представителя истца МО МВД России «Тункинский» ФИО1, представителя соистца МВД по Республике Бурятия ФИО2, при секретаре Александровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело № 2-250/2022

по иску МО МВД России «Тункинский» к ФИО3 о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю,

по иску Министерства внутренних дел по Республике Бурятия к ФИО3 о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю,

УСТАНОВИЛ:

Истцы - МО МВД России «Тункинский» и МВД по Республике Бурятия обратились в суд с иском к ФИО3 о взыскании ущерба в размере по 98 289 рублей 05 копеек в пользу каждого.

Исковые требования мотивированы тем, что КРО МВД по Республике Бурятия проведена документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности МО МВД России «Тункинский» за период с 01.09.2018 по 01.11.2020 года. В ходе проверки выявлены факты оплаты по государственным контрактам (договорам) на оказание услуг по обеспечению питания лиц, содержащихся в ИВС МО МВД, заключенных с ИП ФИО4 С-Х.Н., по завышенной стоимости. МВД по Республике Бурятия по данному факту проведена служебная проверка, по итогам которой установлено, что МО МВД России «Тункинский», выступая государственным заказчиком, заключены следующие государственные контракты по обеспечению горячим трехразовым питанием лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания МЛ МВД России «Тункинский»: от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 С-Х.Н.; сотДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 С-Х.Н.; от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 С-Х.Н., также МО МВД России «Тункинский» заключены договоры на обеспечение питанием лиц подозреваемых и обвиняемых, административно-арестованных, содержащихся в изоляторе временного содержания и дежурной части более 3 часов МО МВД России «Тункинский»: от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 С-Х.Н., от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 С-Х.Н. При сопоставлении сведений стоимости питания за оказанные услуги согласно счетов-фактур, актов, «Реестров выдачи питания», ИП ФИО4 С-Х.Н. и расчетов стоимости питания согласно условиям государственных контрактов установлено завышение (отклонение) на общую сумму 299 787 рублей. Результаты служебной проверки показали, что оплата по заключенным на оказание услуг по обеспечению ежедневным трехразовым горячим питанием лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и лиц, арестованных в административном порядке, содержащихся в ИВС МО МВД России «Тункинский» осуществлялось по предоставленным исполнителем счетам и счетам-фактурам без проведения экспертизы оказанных услуг. Согласно п. 4.1 и 4.2 приказа МВД по Республике Бурятия от 31.03.2014 года № 255 «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по приёмке товаров, работ, услуг в МВД по Республике Бурятия» руководителям территориальных органов МВД России на районном уровне предписано создавать экспертные комиссии по приёмке товаров, работ и услуг, разработать регламент работы комиссий, не допускать приемку оказанных услуг, а также отдельных этапов поставки товаров (работ, услуг) без проверки результатов, предусмотренных контрактами. В нарушение требований указанного приказа МВД по Республике Бурятия в МО МВД России «Тункинский» оплата оказанных услуг, а также отдельных этапов поставки товаров (работ, услуг) осуществлена без проверки результатов, предусмотренных контрактами без создания комиссии по приемке товаров (работ, услуг). 20.04.2018 года приказом МВД по Республике Бурятия № 689 на должность начальника Тыла в МО МВД России «Тункинский» назначен ФИО3 Пунктом 3 раздела 111 «Обязанности» должностной инструкции начальника Тыла МО МВД России «Тункинский» ФИО3 предусмотрено, что начальник Тыла обязан контролировать ход и качество, своевременность и обоснованность оплаты предоставленных МО МВД услуг, согласно заключенным государственным контрактам. Также начальник Тыла несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за выполнение функциональных обязанностей, за осуществление хозяйственно-договорной деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, ведомственных нормативно-правовых актов МВД РФ по . Вследствие ненадлежащего исполнения ФИО3 своих должностных обязанностей нанесен ущерб федеральному бюджету. За допущенное нарушение на ФИО3 наложено дисциплинарное взыскание - «выговор» (приказ МВД по л/с от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом МВД по от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО3 предоставлен отпуск с последующим увольнением, в связи с чем распоряжение о взыскании с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка в соответствии со ст. 248 Трудового кодекса РФ не издавалось. Согласно справке среднемесячный заработок ФИО3 на дату увольнения составлял 98 298 рублей 05 копеек.

Представитель МВД по ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований и дополнительно суду сообщила, что факт причинения ответчиком ущерба работодателю, его размер и причинно-следственная связь между неисполнением должностных обязанностей установлен заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проведения которой ФИО3 давал соответствующие письменные объяснения. С письменными заявлениями об ознакомлении с материалами служебной проверки, в том числе с заключением, ответчик не обращался к работодателю. Заключение служебной проверки не обжаловал. Считает, что установленный порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности соблюден. С приказом о наложении дисциплинарного взыскания он был ознакомлен. Привлечение к дисциплинарной ответственности не является обязательным условием о взыскании с него материального ущерба. Просила удовлетворить исковое заявление.

Представитель МО МВД России «Тункинский» ФИО1 просила удовлетворить исковые требования МВД по , поскольку оно является главным распорядителем средств федерального бюджета, а в данном случае ущерб причинен бюджету Российской Федерации. На удовлетворении исковых требований МО МВД России «Тункинский» не настаивала.

Ответчик ФИО3 иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, мотивируя тем, что основанием для обращения в суд с настоящими исками явились результаты служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что оплата по заключенным на оказание услуг по обеспечению ежедневным трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, арестованных в административном порядке, содержащихся в ИВС МО МВД России «Тункинский», осуществлялась по представленным исполнителем (ИП ФИО4) счетам и счетам-фактурам без проведения экспертизы оказанных услуг. При этом ссылку стороны истца на пункт 3 раздела 3 Должностного регламента начальника тыла МО МВД России «Тункинский», которым предусмотрена его обязанность контролировать ход и качество, своевременность и обоснованность оплаты услуг, предоставленных МО МВД России «Тункинский», считает необоснованной, поскольку экспертная комиссия не была создана не по его вине. С приказами о включении его в состав контрактной службы, назначении контрактным управляющим его не ознакамливали. Специальное обучение и переподготовку в сфере закупок он не проходил, поэтому в составе контрактной службы состоять не может. С материалами служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности он не был ознакомлен. Письменные объяснения в рамках служебной проверки отбирались у него по другим фактам, не связанным с нарушениями, выявленными в деятельности контрактной службы. В актах выполненных работ он не расписывался, их подписывал начальник отдела полиции (а в его отсутствие ВрИО начальника МО МВД России «Тункинский». Полагает, что факт ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей не доказан, не установлена причинно-следственная связь между его действиями (бездействиями) и причиненным федеральному бюджету ущербом.

Выслушав представителей истцов, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление МВД по обоснованным и подлежащим удовлетворению и не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований МО МВД России «Тункинский» в связи со следующим.

Согласно ст. 232 Трудового кодекса РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии со статьей 242 Трудового кодекса РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В силу положений статьи 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Частью 6 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что за ущерб, причиенный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Порядок привлечения сотрудника к материальной ответственности регламентирован главой 39 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии п.4 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 52 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством внутренних дел по и ФИО3 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ.

Приказом Министерства внутренних дел по л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначен на должность начальника тыла МО МВД России «Тункинский», по контракту сроком на 4 года.

Должностным регламентом начальника тыла МО МВД России «Тункинский» ФИО3 предусмотрена обязанность контролировать ход и качество своевременность и обоснованность оплаты предусмотренных МО МВД услуг, согласно заключенных государственных контрактов, котировок и т.д.

ФИО3 с указанным должностным регламентом ознакомлен, что подтверждается его подписью.

Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ между МО МВД России «Тункинский» и ИП ФИО4 С-Х.Н. заключен государственный контракт , предметом которого является оказание исполнителем государственному заказчику услуг по обеспечению горячим трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Тункинский» с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 государственного контракта с момента заключения контракта на 2475 человеко-дней, из расчета стоимости питания на одного человека в сутки – 267 рублей. Исполнитель осуществляет доставку приготовленного питания 3 раза в день без выходных и без праздничных дней по следующим адресам заказчика: ИВС МО МВД России «Тункинский» . В соответствии с п. 2.4 раздела 2 оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги, исходя из фактического количества лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и дежурной части подозреваемых и обвиняемых и лиц, арестованных в административном порядке, в составе МО МВД России «Тункинский», подлежащих обеспечению трехразовым питанием.

ДД.ММ.ГГГГ между МО МВД России «Тункинский» и ИП ФИО4 С-Х.Н. заключен государственный контракт , предметом которого является оказание исполнителем государственному заказчику услуг по обеспечению горячим трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Тункинский» с момента подписания по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 государственного контракта с момента заключения контракта на 2475 человеко-дней, из расчета стоимости питания на одного человека в сутки – 256 рублей 28 копеек. Исполнитель осуществляет доставку приготовленного питания 3 раза в день без выходных и без праздничных дней по следующим адресам заказчика: ИВС МО МВД России «Тункинский» . В соответствии с п. 2.4 раздела 2 оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги, исходя из фактического количества лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и дежурной части подозреваемых и обвиняемых и лиц, арестованных в административном порядке, в составе МО МВД России «Тункинский», подлежащих обеспечению трехразовым питанием.

ДД.ММ.ГГГГ между МО МВД России «Тункинский» и ИП ФИО4 С-Х.Н. заключен государственный контракт , предметом которого является оказание исполнителем государственному заказчику услуг по обеспечению горячим трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания МО МВД России «Тункинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 государственного контракта с момента заключения контракта на 2475 человеко-дней, из расчета стоимости питания на одного человека в сутки – 256 рублей 28 копеек. Исполнитель осуществляет доставку приготовленного питания 3 раза в день без выходных и без праздничных дней по следующим адресам заказчика: ИВС МО МВД России «Тункинский» . В соответствии с п. 2.4 раздела 2 оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги, исходя из фактического количества лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и дежурной части подозреваемых и обвиняемых и лиц, арестованных в административном порядке, в составе МО МВД России «Тункинский», подлежащих обеспечению трехразовым питанием.

ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Тункинский» и ИП ФИО4 С-Х.Н. заключен договор , предметом которого является обеспечение питанием лиц подозреваемых и обвиняемых, административно-арестованных, содержащихся в ИВС и дежурной части МО МВД России «Тункинский» более 3 часов. Согласно п. 1.2 договора, объем оказываемых услуг в соответствии с периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – наполняемость в среднем 8 человек в сутки. Исполнитель осуществляет доставку приготовленного питания собственным транспортом в адрес заказчика. Цена договора составляет 71 700 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Тункинский» и ИП ФИО4 С-Х.Н. заключен договор , предметом которого является обеспечение питанием лиц подозреваемых и обвиняемых, административно-арестованных, содержащихся в ИВС и дежурной части МО МВД России «Тункинский» более 3 часов. Согласно п. 1.2 договора, объем оказываемых услуг в соответствии с периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – наполняемость в среднем 8 человек в сутки. Исполнитель осуществляет доставку приготовленного питания собственным транспортом в адрес заказчика. Цена договора составляет 95 000 рублей.

КРО МВД по Республике Бурятия проведена документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности МО МВД России «Тункинский» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенной служебной проверкой (результаты которой оформлены в виде заключения от ДД.ММ.ГГГГ) установлено завышение (отклонение) стоимости питания на общую сумму 299 787 рублей. В том числе по времени приема пищи: завтрак – завышение стоимости (отклонение) на сумму 72 525 рублей, обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 134 807 рублей 50 копеек, ужин-обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 92 454 рубля 50 копеек, в том числе по периодам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 94 240 рублей, в том числе по времени приема пищи: завтрак – завышение стоимости (отклонение) на сумму 22 036 рублей, обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 41 139 рублей, ужин-обед - завышение стоимости (отклонение) на сумму 31065 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 73 994 рубля, в том числе по времени приема пищи: завтрак – завышение стоимости (отклонение) на сумму 16 896 рублей, обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 33 373 рубля 50 копеек, ужин – обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 23 724 рубля 50 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 39 843 рубля, в том числе по времени приема пищи: завтрак – завышение стоимости (отклонение) на сумму 11 071 рубль, обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 15 346 рублей, ужин – обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 13 426 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 91 710 рублей, в том числе по времени приема пищи: завтрак – завышение стоимости (отклонение) на сумму 22 522 рубля, обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 44 949 рублей, ужин – обед – завышение стоимости (отклонение) на сумму 24 239 рублей.

По итогам служебной проверки установлено, что оплата по заключенным на оказание услуг по обеспечению ежедневным трехразовым горячим питанием лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и лиц арестованных в административном порядке, содержащихся в ИВС МО МВД России «Тункинский» осуществлялась по представленным ИП ФИО4 С-Х.Н. счетам и счет-фактурам без проведения экспертизы оказанных услуг, в нарушение п. 4.1 и 4.2 приказа МВД по Республике Бурятия от 31.03.2014 года № 255 «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по приемке товаров, работ, услуг в МВД по Республике Бурятия».

Как видно из пункта 3 раздела 3 Должностного регламента начальника МО МВД России «Тункинский» ФИО3, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником МО МВД России «Тункинский» ФИО6, начальник Тыла МО МВД обязан контролировать ход и качество, своевременность и обоснованность оплаты предоставленных МО МВД услуг, согласно заключенных государственных контрактов, котировок и т.д.

Данные обязанности ФИО3 исполнял ненадлежащим образом, что подтверждено материалами служебной проверки.

Вина ответчика ФИО3, выразившаяся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, подтверждается заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которое не оспорено ответчиком в установленном порядке.

Приказом МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО3 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. С приказом ответчик ознакомлен. Приказ также им не был оспорен и не отменен.

Распоряжение о взыскании с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка в соответствии со ст. 248 Трудового кодекса РФ, не издавалось, поскольку приказом МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО3 предоставлен отпуск с последующим увольнением из органов внутренних дел.

Договор о полной материальной ответственности с ФИО3 не заключался. Следовательно, пределы его материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, ограничены его средним месячным заработком (ст.241 Трудового кодекса РФ).

Согласно бухгалтерской справке от ДД.ММ.ГГГГ среднемесячный заработок ФИО3 на момент увольнения составил 98 289 рублей 05 копеек.

Таким образом, с ФИО3 подлежит взысканию в пользу МВД по Республике Бурятия материальный ущерб в размере среднего заработка в размере 98 289 рублей 05 копеек.

Суд отказывает в удовлетворении исковых требований МО МВД России «Тункинский» к ФИО3 о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю, поскольку МО МВД России «Тункинский» главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета не является и бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не наделено (подп.100 п.11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подп.52 п.13 Типового положения о территориальной органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президентва Российской Федерации от 21.12.2016 № 699).

Согласно ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Аналогичные нормы содержатся в Налоговом кодексе РФ (подп. 1 п. 1 ст. 333.36).

Поскольку истцы освобождены от уплаты государственной пошлины в суд в силу прямого указания в законе, ответчик ФИО3 также освобожден от ее уплаты, государственная пошлина взысканию со сторон не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска МО МВД России «Тункинский» к ФИО3 о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю.

Удовлетворить исковое заявление Министерства внутренних дел по Республике Бурятия к ФИО3 о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю.

Взыскать с ФИО3 в пользу Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в счет возмещения материального ущерба 98 289 (девяносто восемь тысяч двести восемьдесят девять) рублей 05 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Тункинского районного суда А.В. Низовцев