УИД 86RS0014-01-2022-000336-78
производство по делу №2-250/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2022 года город Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г.Урая Сысоевой Е.А.,
представителя ответчика муниципального образования город Урай, представляемого администрацией города Урай, ФИО1, действующей на основании доверенности № 22-д от 05.04.2019, выданной сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Урай в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации г.Урай о признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
прокурор города Урая обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (далее Истец), с указанным иском к администрации г.Урай (далее Ответчик), просит признать незаконным постановление администрации города Урай от 27.03.2020 №817 «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении», установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, возложить на администрацию города Урай обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по включению несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Исковые требования обоснованы тем, что родители несовершеннолетнего ФИО2 лишены родительских прав, над ним установлена опека. Постановлением администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетний ФИО2 поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно свидетельству о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 унаследовал после смерти отца право собственности на 1/15 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 достиг <данные изъяты> возраста, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не включён.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> поступило заявление ФИО6 об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на несовершеннолетнего, составляет менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО6 отказано в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2 в занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающего в жилом помещении, составляет более учетной нормы, установленной в муниципальном образовании <адрес>.
При определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на несовершеннолетнего ФИО2 администрация <адрес> не вправе учитывать жилую площадь, принадлежащую иным лицам. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой четырехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на несовершеннолетнего ФИО2, составляет <данные изъяты> кв.м., что менее учетной нормы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проживание ребенка у опекуна является временным - до достижения подопечным совершеннолетия, и может рассматриваться только как место пребывания. Кроме того, право общей долевой собственности на квартиру имеют ФИО3, ФИО4, ФИО5, членами семьи которых подопечный ФИО2 не является. Иные собственники могут в любой момент распорядиться принадлежащими им долями.
При указанных обстоятельствах проживание несовершеннолетнего ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в котором несовершеннолетний имеет право пользования <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, не является членом семьи других собственников, не представляется возможным и прямо противоречит интересам несовершеннолетнего.
Письменные возражения Ответчика мотивированы тем, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. На момент постановки на учет несовершеннолетний не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ опекуну ФИО6 было отказано в установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении ФИО2 в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Урай. В собственности несовершеннолетнего имелась <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> (общая площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» проживание признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц. Т.е. законом установлена зависимость признания невозможности проживания от количества проживающих в данном в жилом помещении, а не от площади жилого помещения, находящегося в собственности несовершеннолетнего.
В жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, проживает 4 человека – опекуны ФИО6 и ФИО3, сын опекунов ФИО4 и опекаемый ФИО2 114 кв.м. : 4 = 28,5 кв.м. Учетная норма, установленная постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ кв.м.
Объективная нуждаемость истца в жилом помещении отсутствовала, в связи с чем постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято решение об отказе ФИО6 в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>ФИО2
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Урая Сысоева Е.А. исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления.
Несовершеннолетний истец ФИО2, его законный представитель ФИО6, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайств не заявили. В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, изложила доводы, соответствующие письменным возражениям на иск, так же просила отказать в иске в связи с пропуском трёхмесячного срока обращения в суд, обосновала тем, что органы опеки должны были направить ФИО6 оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ в течение трёх суток с момента вынесения. Представить доказательства вручения (получения) ФИО6 постановления Ответчик не может.
Выслушав доводы сторон, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что иск подлежит полному удовлетворению по следующим мотивам:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается свидетельством о рождении и актовыми записями отдела ЗАГС, решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34,96-99,106-108), родители несовершеннолетнего истца ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Над несовершеннолетним ФИО2 установлена опека, опекунами назначены бабушка и дедушка по линии отца ФИО6 и ФИО3 (л.д.129-134).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетний ФИО2 поставлен на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 48-50).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По общему правилу жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2 п. 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Заявление о включении в список подаётся законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трёх месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вопросы о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы Законом ХМАО – Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО-Югры №86-оз от 09.06.2009).
Согласно пунктам 3 и 3.3.3 ст. 5 Закона ХМАО-Югры №86-оз от 09.06.2009 органы опеки и попечительства по месту жительства детей и лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) (п.3).
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении указанных детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список не позднее 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.3.3.3).
Кроме того, постановлением Правительства ХМАО - Югры от 03.08.2012 N 273-п (ред. от 02.08.2019) утверждён Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в соответствии с которым учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее - Учет), осуществляется в целях обеспечения реализации их прав по предоставлению им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 порядка).
Учёт ведётся уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (п.2 порядка).
Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных указанной статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка, утверждённого Правительством ХМАО - Югры от 03.08.2012 N 273-п, предусмотрены следующие основания для снятия с учёта:
- включение детей-сирот в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
- установление факта обеспеченности детей-сирот жилыми помещениями.
Судом установлено и не оспаривалось Ответчиком, что 12.01.2020 несовершеннолетний ФИО2 достиг <данные изъяты> возраста, но в течение 3-х месяцев с этого момента законные представители несовершеннолетнего не обратились в органы опеки о включении несовершеннолетнего ФИО12 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органом опеки и попечительства администрации <адрес> меры по включению несовершеннолетнего ФИО2 в соответствующий список в установленные законом сроки и до настоящего времени не приняты, в Список ФИО2 не включён.
ДД.ММ.ГГГГ скончался лишённый родительских прав отец несовершеннолетнего Истца ФИО8, и после его смерти ФИО2 унаследовал <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 23.04.2019 и выписками из ЕГРН, договором приватизации квартиры от 23.02.1996 (л.д. 53, 61-69, 101-102).
Таким образом, обеспеченность несовершеннолетнего ФИО2 общей площадью жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.метра, что менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ и постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3195 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) на территории <адрес> в размере менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учётной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
В то же время при отсутствии законных оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и постановлением Правительства ХМАО - Югры от 03.08.2012 N 273-п, ФИО2 постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.136) снят с учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании пункта 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей – сирот, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
02.03.2020 опекун несовершеннолетнего Истца ФИО6 обратилась в отдел опеки и попечительства администрации города Урай с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 137-138).
Постановлением администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 135) было отказано в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО13 в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учётной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Урае.
Из содержания подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 следует, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.01.2013 №21-п утверждён Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Порядок №21-п от 25.01.2013).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка №21-п от 25.01.2013 проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - жилое помещение), признается невозможным, если это противоречит их интересам при наличии одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (п.2.).
Для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот (далее - заявитель) в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление по форме, установленной в приложении к настоящему Порядку, о признании факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - заявление) с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, подтверждающих обстоятельства (п.3).
Согласно пунктам 9 и 10 Порядка №21-п от 25.01.2013 уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и документов (сведений), предусмотренных пунктами 4, 6 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: 9.1. Об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. 9.2. Об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
Указанные в пункте 9 настоящего Порядка решения оформляются актом уполномоченного органа, копия которого в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявителю по его месту жительства, указанному в заявлении, или передается ему лично с отметкой о получении.
В то же время суду не представлено Ответчиком доказательств соблюдения приведённых требований Порядка №21-п от 25.01.2013: отправления ФИО6 копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомления о вручении либо личной отметки о получении, в связи с чем доводы Ответчика о пропуске срока обращения в суд несостоятельны.
Срок так же не может считаться пропущенным, поскольку разрешается спор о жилищных правах несовершеннолетнего ребёнка – сироты, который не мог самостоятельно защищать свои права ввиду возраста, а его опекуны и органы опеки и попечительства, на которых законом возлагаются обязанности контроля за своевременным и добросовестным исполнением законными представителями ребёнка – сироты их обязанностей и принятие всех необходимых мер по защите его интересов, бездействовали.
Отказывая в установлении невозможности проживания в жилом помещении, Ответчик исходил из того, что в собственности несовершеннолетнего находится <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой проживает четыре человека: опекуны ФИО6 и ФИО3, сын опекунов ФИО4 и опекаемый ФИО2, поэтому на одного проживающего приходится <данные изъяты> кв.м. (114 кв.м.: 4), при учётной норме жилого помещения 12 кв.м.
В то же время Ответчиком не учтено, что в силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из п.2 ст. 244 ГК РФ следует, что участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при её возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьёй 250 настоящего Кодекса.
В силу п. 2.ст. 247 ГК РФ участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, учитывая изложенные положения закона и установленные юридически значимые обстоятельства дела, суд пришёл к убеждению, что несовершеннолетний ребёнок- сирота ФИО2, обладая правом на <данные изъяты> долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеет безусловное право владения и пользования лишь частью общего имущества, соразмерной его доле, что составляет <данные изъяты> кв. метра. При этом ФИО2 в силу части 1 ст. 31 ЖК РФ членом семьи других сособственников не является, право собственности ещё четверых сособственников (л.д. 101-102) в отношении их долей не прекращено. Данные сособственники могут распорядиться своим имуществом в пользу третьих лиц, в любой момент не проживающий в настоящее время в квартире собственник ФИО5 может вселиться в жилое помещение вместе с членами его семьи. А принадлежащая ФИО2 доля в праве собственности не даёт ему права претендовать на выделение отдельной комнаты в квартире, которые по площади превышают его долю, что следует из плана расположения помещения, содержащегося в выписке из ЕГРН (л.д. 67).
При таких обстоятельствах, когда единственным основанием для отказа в установлении невозможности проживания в жилом помещении ребёнка – сироты и, следовательно, во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являлось наличие у ФИО2<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, порядок пользования которым зависит от волеизъявления и действий других сособственников жилого помещения, оспариваемое постановление Ответчика является незаконным и несправедливым, не соответствующим принципу первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребёнка, когда государство несёт позитивное обязательство по защите детей от физического и психологического вреда, которое может включать в себя гарантирование нормальных условий для проживания. Действия администрации <адрес> нарушают права ребёнка - сироты ФИО2, поскольку общая площадь жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в данном муниципальном образовании, и вследствие этого ФИО2 не утратил право на обеспечение его специализированным жилым помещением.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении», установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по включению несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск прокурора г.Урай в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации г.Урай удовлетворить полностью.
Признать незаконным постановление администрации города Урай от 27.03.2020 №817 «Об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении».
Установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию города Урай обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по включению несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (решение в окончательной форме принято судом 06 апреля 2022 года).
Председательствующий судья Шестакова Е.П.