ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2510/2013 от 09.12.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2510/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 09 декабря 2013 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гарькуша А.Ф.,

при секретаре Малюк А.Н.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Воронцова А.В.,

а так же Галка Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах Галка Г.Н. к администрации муниципального образования Темрюкский район о предоставлении специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах Галка Г.Н. о возложении на администрацию муниципального образования Темрюкский район обязанности предоставить в порядке очередности Галка Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное жилое помещение, расположенное в пределах Темрюкского района, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Галка Г.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который на основании постановления главы муниципального образования <адрес> от 31.07.2012г. № поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, что является нарушением ст.57 ЖК РФ в соответствии с которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании помощник прокурора Воронцов А.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства, и просил обязать администрацию МО Темрюкский район предоставить Галка Г.Н. в порядке очередности специализированное жилое помещение, расположенное в пределах Темрюкского района, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, и отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма.

Галка Г.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора.

Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель ФИО1, действующая на основании доверенности, предоставила письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Галка Г.Н. значится в списках детей-сирот оставшихся без попечения родителей и будет обеспечен жильем в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан указанной категории, в силу закона на администрацию Темрюкского района уже возложена обязанность по предоставлению Галка Г.Н. жилого помещения.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Темрюкский район, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, а также в судебное заседание предоставила письменное заключение начальника управления ФИО3, согласно которому Галка Г.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма до 1 января 2013 года по муниципальному образованию Темрюкский район Краснодарского края, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда (приказ Министерства социального развития и семейной политики от 29.04.2013 №253-жс). В связи с чем, управление по вопросам семьи и детства просит признать право Галка Г.Н. на обеспечение специализированным жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «Дети ФИО4» на 2009 - 2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года, № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - органы местного самоуправления муниципальных образований Края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам путем приобретения (строительства) жилья. Кроме того, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. №1746-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Просит суд отказать прокурору Темрюкского района в удовлетворении заявленных требований и на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства финансов Краснодарского края.

Представитель заинтересованного лица – Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что исходя из положения пункта 21 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список. Учитывая нормы, указанные в статье 5 и 7 Закона от 03.06.2009 № 1748- КЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положениям Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1654-КЗ (в редакции от 14.12.2012 № 2616-КЗ) «Об утверждении краевой целевой программы «Дети ФИО4» на 2009-2013 годы» (принят постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.12.2008 № 1083-11) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с установленными сроками реализации указанной программы. Следовательно, Галка Г.Н. будет обеспечен жилым помещением в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В нарушение ст.55 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, которые подтверждают факт нарушения прав Галка Г.Н. на получение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма. Просит суд отказать прокурору Темрюкского района в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные документы, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями (ст.7 указанного закона).

Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, ссылка Министерства социального развития и семейной политики <адрес> на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде <адрес> осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.

То же касается и указания на предоставление жилого помещения в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом <адрес> соответствующими государственными полномочиями.

Пунктом 4.4. указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из анализа указанных норм Закона, следует, что администрация МО <адрес>, наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» ввиду чего, является надлежащим ответчиком по делу.

На основании постановления главы МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, Галка Г.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании, Галка Г.Н. не обеспечен администрацией МО Темрюкский район вне очереди жилой площадью в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика, что Галка Г.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, и по поступлению бюджетных ассигнований будет обеспечен жильем в порядке указанной очереди. Данные доводы не основаны на законе и не могут быть приняты судом, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, жилой площадью во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей»).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Темрюкского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район предоставить Галка Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке очередности специализированное жилое помещение, расположенное в пределах Темрюкского района, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, и отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: А.Ф. Гарькуша