ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2511/14 от 28.02.2014 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

 Дело № 2-2511/14

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 28 февраля 2014 года г. Набережные Челны

 Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи М.Г. Миндубаевой,

 с участием прокурора А.Р.Сагитова,

 при секретаре Г.А.Шакировой,

 рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского транспортного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к ФИО1 о прекращении права допуска к полетам в качестве пилота-инструктора сверхлегкого воздушного судна с балансирным управлением и наложении обязанности по сдаче свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна,

 У С Т А Н О В И Л:

 Татарский транспортный прокурор в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о прекращении права допуска его к полётам в качестве пилота-инструктора сверхлёгкого воздушного судна дельталета с балансирным управлением, возникшее на основании свидетельства от 26.04.2012 № URL 001574, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации, и обязать ФИО1 незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна от 26.04.2012 № URL 001574 в Татарское МТУ ВТ Росавиации.

 В обоснование иска прокурор указал, что Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов в Частном образовательном учреждении «Авиационный учебный центр «Авиатор» (далее - ЧОУ «АУЦ «Авиатор»).

 В соответствии с п. 2.1. ФАП № 147 следует, что для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство, по п. 2.18 ФАП № 147 следует, что обладатель свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна должен продемонстрировать знания, в том числе, в областях использования и практического применения параметров взлётных (стартовых), посадочных и других лётно-технических характеристик, выполнения полётов в районах с интенсивным движением, а также основ полёта применительно к пилоту сверхлёгкого воздушного судна.

 Согласно п. 5.3. ФАП «Сертификация авиационных учебных центров», введенных в действие Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 № 23, передача сертификата АУЦ другим образовательным учреждениям запрещается.

 В соответствии с п. 3.2.3. ФАП № 23 после успешного окончания полного цикла обучения в соответствии с утверждённой программой в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

 Частное образовательное учреждение «Авиационный учебный центр «Авиатор» зарегистрировано 02.11.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1091600003252.

 Деятельность ЧОУ «АУЦ «Авиатор» осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан 30.01.2012 за номером 3337, а также свидетельства (сертификата) № 181, выданного ему 26.12.2012 Федеральным агентством воздушного транспорта, согласно которому ЧОУ «АУЦ «Авиатор» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству.

 Согласно свидетельству № 0192/13, выданного исполняющим обязанности директора ЧОУ «АУЦ «Авиатор» ФИО2, в период с 13.02.2013 по 24.02.2013 ФИО1 прошел обучение по программе «первоначальная подготовка инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы воздушных суден».

 Указанные дисциплины на основании задания на тренировку ФИО1 23.02.2013 пройдены и по ним 21.02.2013 приняты экзамены ФИО3, который оказывает услуги ЧОУ «АУЦ «Авиатор» на основании договора от 09.01.2013 № 10/ДП по обучению управления воздушным судном, при этом ФИО3 не включен в состав ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации, а также не является членом рабочей группы ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от ЧОУ «АУЦ «Авиатор», которым предоставлено право проверки теоретических знаний и практических навыков.

 Таким образом, обучение ФИО1 по программе «первоначальная подготовка инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы воздушных суден» осуществлялось лицом, которое не наделено такими полномочиями, а также не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности и сертификата о соответствии требованиям федерального законодательства.

 Приказом и.о. начальника Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО4 от 10.10.2012 № 106, утверждено Положение «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации».

 Пунктом 4.4. Положения «О территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации» установлено, что территориальная квалификационная комиссия организовывает проверку представленных на рассмотрение документов и указанных в них сведений.

 Согласно п. 5.1. вышеуказанного Положения, председатель территориальной квалификационной комиссии запрашивает необходимые сведения у юридическихи физических лиц для проверки подлинности представленных на рассмотрение документов и указанных в них данных.

 Кроме того, согласно п. 5.5. вышеуказанного Положения, председатель территориальной квалификационной комиссии принимает окончательное решение по присвоению квалификации, продлению свидетельства, восстановлении на летной работе после отстранения от полетов, представляемых на ТКК авиаспециалистов.

 Однако, в нарушение вышеуказанного Положения необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений истребованы не были, проверка документов и указанных в них сведений не организовывалась, вследствие чего 28.02.2013 принято решение по присвоению ФИО1 квалификации пилота-инструктора сверхлегкого ВС ГА (дельталет) с допуском к полетам в качестве пилота-инструктора сверхлегкого ВС дельталета с балансирным управлением.

 В силу статей 1065 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность; под деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, понимается и использование транспортных средств.

 В судебном заседании прокурор А.Р.Сагитов поддержал иск по приведенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что исковых требований к ЧОУ «АУЦ «Авиатор» и Татарскому МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не имеется, Татарский транспортный прокурор отказался предъявлять к ним какие-либо требования и в связи с этим он не возражает против изменения их процессуального положения с ответчиков на положение третьих лиц.

 Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО5 в судебном заседании иск не признали, пояснив в ходе суда и в письменных возражениях на иск, что свидетельство ФИО1 было получено на законных основаниях, срок его действия истек 21 января 2014 года, новое свидетельство ему будет выдаваться на основании нового положения и в другом порядке, оспариваемое свидетельство уже не может быть продлено и ФИО1 в дальнейшем им пользоваться не сможет. Требований о признании этого свидетельства недействительным, как и требований о признании незаконными действий ЧОУ «АУЦ «Авиатор» и Управления Росавиации по его выдаче прокурором не предъявлено, решение председателя Территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО6, послужившего основанием для выдачи свидетельства, незаконным также не признано.

 Представитель ЧОУ «АУЦ «Авиатор» в судебное заседание не явился, надлежаще извещён, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд считает возможным.

 Представитель Татарского МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО7 иск не признала, пояснив в ходе суда и в письменных возражениях на иск, что согласно пункту 3 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка пилотов лёгких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесённой в него записью о праве проведения такой подготовки. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующее свидетельства».

 Приказом Минтранса России от 12.09.2008 г. №147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», которые определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей, в том числе, свидетельств пилота сверхлегкого воздушного судна.

 В соответствии с пунктом 8.2 ФАП №147 следует, что обладатель квалификационной отметки «пилот-инструктор» при условии соблюдения требований, указанных пунктов 1.6-1.11 и 2.5-2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:

 контролировать самостоятельные полеты пилотов-курсантов;

 проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частотного пилота, свидетельства коммерческого пилота, свидетельства пилота многочленного экипажа, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки пилота-инструктора.

 ФИО3 имеет свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна гражданской авиации UPL №000057, выданное 18.10.2010 г. полномочным органом Росавиации, с квалификационной отметкой от 26.04.2012 г. «Сверхлёгкое воздушное судно с балансирным управлением, дельталет, пилот-инструктор». Ранее ФИО3 имел свидетельство пилота сверхлёгкого летательного аппарата серия VII №000324, выданное высшей квалификационной комиссией ФАС 29.08.2001 г., с квалификационной отметкой от 29.08.2001 г. «Дельталеты, Пилот СЛА-Инструктор».

 Таким образом, пилот-инструктор ФИО3 имел законное право заниматься теоретическим и практическим обучением пилотов сверхлёгких воздушных судов (дельталеты).

 Согласно «Временного положения о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации», утверждённого Председателем ВКК ФИО8 21.05.2010 г., пунктом 1.2 определён состав ВКК ГА, в который входят территориальные квалификационные комиссии при Межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта (ТКК МТУ).

 Пунктом 4.6 разрешается «При необходимости или отсутствии в составе ВКК ГА (ТКК ГА) специалистов необходимого профиля, ВКК ГА (ТКК ГА) по согласованию с учебными и производственными организациями ГА, привлекают к работе необходимых экспертов для работы в составе ВКК ГА (ТКК ГА)».

 Также Приказом №172 от 17.05.2010 г. «О подготовке к выполнению полётов по уведомительному порядку использования воздушного пространства Российской Федерации и порядке замены свидетельств пилотов-любителей и пилотов сверхлегких летательных аппаратов» пунктом 4 определено, что «Проверку знаний и квалификационные проверки в полете авиационного персонала производить силами специалистов ВКК ГА и ТКК ГА с привлечением специалистов соответствующей квалификации сертифицированных АУЦ. Свидетельство Маракину выдано на основании данных о проверке его теоретических и практических знаний сертифицированным учебным заведением. ФИО3 отдельной лицензии на осуществление образовательной деятельности и отдельного сертификатата на это не должен был иметь, при наличии этих документов он мог бы сам самостоятельно осуществлять обучение и подготовку пилотов вне зависимости от учебного заведения.

 Третье лицо ФИО3 иск не признал, пояснив, что он является пилотом –инструктором, о чем имеет свидетельство, и как пилот-инструктор он по гражданско-правовому договору с ЧОУ «АУЦ «Авиатор» осуществлял практическое обучение лётным навыкам курсантов этого заведения, в ходе обучения составлялись задания на тренировку, лётную проверку, проверку техники пилотирования и самолётовождения, он как инструктор оценивал выполнение этих заданий, экзаменатором он не являлся. Свидетельство пилотам выдавалось Территориальной квалификационной комиссией на основании тестирований и документов, представленных ЧОУ «АУЦ «Авиатор».

 Выслушав указанных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

 В соответствии с частью 1 статьи 53 и части 3 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации

 К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

 Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

 Приказом Минтранса России от 12.09.2008 №147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», которые определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей, в том числе, свидетельств пилота сверхлегкого воздушного судна.

 1.2. Настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:

 пилота сверхлегкого воздушного судна;

 2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилам

 сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.

 2.2. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 2.12. Для осуществления летного обучения обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку "пилот-инструктор" и квалификационные отметки, позволяющие выполнять функции командира воздушного судна класса/типа, на котором производится обучение.

 Лицо, занимающееся обучением на пилотажном тренажере, должно иметь или имело ранее квалификационную отметку "пилот-инструктор" в свидетельстве пилота или специальное разрешение уполномоченного органа.

 Согласно пункта 8.2 ФАП №147 обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:

 контролировать самостоятельные полеты пилотов-курсантов;проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, свидетельства коммерческого пилота, свидетельства пилота многочленного экипажа, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки пилота-инструктора;

 при наличии отметки "экзаменатор" проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими Правилами, у пилотов, подготовленных другими инструкторами.

 В соответствии пунктами 3.2.4.1 и 4.1 Федеральных авиационных правил №23, утвержденных Приказом Федеральной авиационной службой России от 29.01.1999 «Сертификация авиационных учебных центров»

 3.2.4.1. Конкретная структура разрабатывается АУЦ самостоятельно с учётом объёма и вида выполняемых работ, а также с учетом организационно - правовой формы АУЦ.

 4.1. Лётная подготовка осуществляется АУЦ с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта.

 Согласно пунктов 1.3.6, 1.4,1.5, 1.8 Методических рекомендаций по организации подготовки и аттестации пилотов сверхлегких воздушных судов, утвержденных 26.11.2010 заместителем руководителя ВКК Росавиации ФИО8, для получения квалификационной отметки «Пилот сверхлёгкого воздушного судна-инструктор» обладатель свидетельства пилота СВС должен пройти подготовку в сертифицированном АУЦ и иметь налёт…; подготовка пилотов СВС авиации общего назначения может проводится инструкторами, получившими соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации; такое разрешение могут получить пилоты СВС имеющие в своём свидетельстве квалификационную отметку «Пилот СМВС-инструктор», внесённую РГ ВКК СВС (ТКК), проверка знаний и квалификационные проверки в полёте, аттестация пилотов СВС, выдача свидетельств пилотов СВС проводятся РГ ВКК СВС, а также ТКК, которые укомплектованы специалистами соответствующей квалификации по СВС различных классов и получили разрешение ВКК (л.д.88-92).

 Согласно пунктам 1 и 6 Положения об инструкторах и инструкторах-экзаменаторах авиапредприятий гражданской авиации Российской Федерации инструктором является лётный специалист или лицо командно-лётного, инспекторского состава, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий квалификационную отметку инструктора в свидетельстве специалиста гражданской авиации (далее ГА); командиры воздушных судов и другие лётные специалисты, не имевшие ранее квалификацию инструктора, для получения допуска к инструкторской работе проходят теоретическую подготовку в сертифицированном авиационном учебном центре «АУЦ» по программам первоначальной подготовки инструкторского состава и инструктор имеет право проводить практическую подготовку специалистов ГА в соответствии с ППЛС своего авиапредприятия.

 По делу установлено, что приказом и.о. начальника Татарского МТУ ВТ Росавиации ФИО4 от 10.10.2012 №106, утверждено Положение «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации», а также утверждён новый состав ТКК, председателем ТКК был назначен ФИО6. Пунктом приложения 2 к данному приказу определено, что проверку теоретических знаний и практических навыков у авиаспециалистов, представляемых в ТКК проводить только членами ТКК; при необходимости, с разрешения председателя комиссии или лица, его замещающего, привлекать к работе в комиссии специалистов предприятий, входящих в состав рабочей группы, согласно Временного Положения о Высшей квалификационной комиссии ГА от 21.056.2010 (л.д.28, 29-32, 33-46).

 Согласно «Временного положения о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации», утверждённого Председателем ВКК ФИО8 21.05.2010 г., пунктом 1.2 определён состав ВКК ГА, в который входят территориальные квалификационные комиссии при Межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта (ТКК МТУ).

 Пунктом 4.6 разрешается «При необходимости или отсутствии в составе ВКК ГА (ТКК ГА) специалистов необходимого профиля, ВКК ГА (ТКК ГА) по согласованию с учебными и производственными организациями ГА, привлекать к работе необходимых экспертов для работы в составе ВКК ГА (ТКК ГА)».

 Также Приказом №172 от 17.05.2010 г. «О подготовке к выполнению полётов по уведомительному порядку использования воздушного пространства Российской федерации и порядке замены свидетельств пилотов-любителей и пилотов сверхлёгких летательных аппаратов» пунктом 4 определено, что «Проверку знаний и квалификационные проверки в полёте авиационного персонала производить силами специалистов ВКК ГА и ТКК ГА с привлечением специалистов соответствующей квалификации сертифицированных АУЦ.

 Пунктами 4.4., 5.1 и 5.5 Положения «О территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации» установлено, что территориальная квалификационная комиссия организовывает проверку представленных на рассмотрение документов и указанных в них сведений, председатель территориальной квалификационной комиссии запрашивает необходимые сведения у юридических и физических лиц для проверки подлинности представленных на рассмотрение документов и указанных в них данных; председатель территориальной квалификационной комиссии принимает окончательное решение по присвоению квалификации, продлению свидетельства, восстановлении на лётной работе после отстранения от полётов, представляемых на ТКК авиаспециалистов (л.д.29-32).

 Судом также установлено, что Частное образовательное учреждение «Авиационный учебный центр «Авиатор» зарегистрировано 02.11.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1091600003252 (л.д.6).

 Деятельность ЧОУ «АУЦ «Авиатор» осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан 30.01.2012 за номером 3337, а также свидетельства (сертификата) № 181, выданного ему 26.12.2012 Федеральным агентством воздушного транспорта, согласно которому ЧОУ «АУЦ «Авиатор» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведённым в приложении к свидетельству (л.д.7, 8-11, 12, 13-17).

 Согласно свидетельству № 0192/13, выданному исполняющим обязанности директора ЧОУ «АУЦ «Авиатор» ФИО2, в период с 13.02.2013 по 24.02.2013 ФИО1 прошел обучение по программе «Первоначальная подготовка инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы ВС», в том числе прошёл наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолётовождение (л.д.24).

 Указанные дисциплины на основании заданий на тренировку ФИО1 02.02.2013 пройдены и по ним 20.02.2013 проведена проверка знаний ФИО3, который оказывал услуги ЧОУ «АУЦ «Авиатор» на основании договора от 09.01.2013 № 10/ДП по обучению управления воздушным судном (л.д.21-23, 25, 27).

 ФИО3 имеет свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна гражданской авиации UPL №000057, выданное 18.10.2010 г. полномочным органом Росавиации, с квалификационной отметкой от 26.04.2012 г. «Сверхлёгкое воздушное судно с балансирным управлением, дельталет, пилот-инструктор» и «руководителя полетов» и свидетельство пилота сверхлёгкого летательного аппарата серии VII №000324, выданное высшей квалификационной комиссией ФАС 29.08.2001 г., с квалификационной отметкой от 29.08.2001 г. «Дельталеты, Пилот СЛА-Инструктор», соответственно имел право заниматься практической подготовкой соответствующих лиц к полётам на сверхлёгких воздушных суднах (л.д.121-125,126-133)

 Таким образом, пилот-инструктор ФИО3 имел законное право заниматься теоретическим и практическим обучением пилотов сверхлёгких воздушных судов (дельталеты).

 28 февраля 2013 года в Татарское ТТК ВТ Росавиация от ЧОУ «АУЦ «Авиатор» было направлено представление на ФИО1 о его переподготовке на сверхлёгкие ВС (дельталет) и выдано свидетельство №0192/13 о прохождении им курса «Первоначальная подготовка инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы ВС» (л.д.20, 24).

 В этот же день ему было выдано свидетельство № URL 001574 на допуск к полётам в качестве пилота-инструктора сверхлегкого воздушного судна с балансирным управлением со сроком действия свидетельства до 21 января 2014 года (л.д.72-73). Указанное свидетельство выдано ему территориальной квалификационной комиссией Татарского МТУ ВТ Росавиации.

 Свидетельство Маракину выдано на основании данных о проверке его теоретических и практических знаний сертифицированным учебным заведением. ФИО3 отдельной лицензии на осуществление образовательной деятельности и отдельного сертификатата на это не должен был иметь, это требование прокурора на законе не основано и указанное свидетельство ФИО1 выдано на основании решения Уполномоченного органа исполнительной власти в области гражданской авиации - председателем ВКК (РКК) территориальной квалификационной комиссией Татарского МТУ ВТ Росавиации по документам, представленным сертифицированным и имеющим соответствующую лицензию ЧОУ «АУЦ «Авиатор».

 Требований о признании свидетельства №0192/13 о прохождении ответчиком переподготовки лётного состава на сверхлёгкие воздушные суда» и свидетельства № URL 001574 на допуск его к полётам в качестве командира сверхлегкого ВС дельталета с балансирным управлением недействительным прокурором не предъявлено, также как не предъявлено и требований о признании незаконной деятельности ЧОУ «АУЦ «Авиатор» и ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации» по оформлению и выдаче этого свидетельства.

 При таких обстоятельствах требование о прекращении права допуска ФИО1 к полетам суд считает необоснованным.

 Тот факт, что ФИО3 не был включён в состав ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации, а также не является членом рабочей группы ТКК Татарского МТУ ВТ Росавиации от ЧОУ «АУЦ «Авиатор», которым предоставлено право проверки теоретических знаний и практических навыков, в данном случае правового значения не имеет. Суд также обращает внимание на то, что согласно вышеприведенного пункта 8.2 ФАП №147 обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" при наличии отметки "экзаменатор" имеет право проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими Правилами, у пилотов, подготовленных другими инструкторами, а не им самим.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года за №670 утверждены «Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям Федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (настоящее Постановление вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования; опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.08.2013).

 1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - свидетельство).

 5. Проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение свидетельства (далее - кандидат на получение свидетельства), требованиям федеральных авиационных правил (далее - проверка знаний) осуществляется высшей квалификационной комиссией или территориальными квалификационными комиссиями, образованными Федеральным агентством воздушного транспорта.

 Проверка знаний осуществляется в форме тестирования.

 По результатам проверки знаний оформляется протокол проверки знаний, в котором указывается фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата на получение свидетельства, вид свидетельства, для получения которого проводилась проверка знаний, дата, время, место проведения проверки знаний и информация о результате ее прохождения.

 Протокол проверки знаний подписывается председателем квалификационной комиссии и заверяется ее печатью.

 6. Кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами (далее - проверка навыков), которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков.

 Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции пилота:

 осуществляется лицом, обладающим свидетельством с внесенной в него записью о праве проведения подготовки кандидатов на получение свидетельств соответствующего вида;

 осуществляется на воздушном судне, класс или тип которого соответствует получаемому свидетельству, с двойным управлением в полете или на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

 не может осуществляться лицом, участвовавшим в подготовке (обучении) кандидата на получение свидетельства.

 8. Для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

 Указанное Постановление и утвержденные им Правила вступают в действие с 6 февраля 2014 года и обратной силы не имеют и на основании этих нормативных актов право ФИО1 на допуск к полётам также не может быть ограничено.

 В настоящее время в соответствии с информацией Росавиации от 06.02.2014 функции по выдаче и продлению свидетельств авиационного персонала временно приостановлены.

 При таких обстоятельствах требование прокурора о прекращении допуска ФИО1 к полётам в качестве пилота-инструктора сверхлегкого ВС дельталета с балансирным управлением, возникшего на основании свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна от 28 февраля 2013 года №URL 001574, выданного Татарским МТУ ВТ Росавиации, суд считает не состоятельным, соответственно как и производное от этого требование о сдаче указанного свидетельства в Татарское МТУ ВТ Росавиации.

 При этом суд обращает внимание и на то, что срок действия свидетельства пилота ответчика истёк 21 января 2014 года, и в будущем продлить его действие и воспользоваться им ФИО1 возможности не имеет, так как допуск в полётам он может получить только на основании нового свидетельства пилота, выдаваемого в порядке вышеприведенных Постановления и Правил.

 Исходя из изложенного суд считает заявленный прокурором иск несостоятельным и подлежащим отклонению.

 Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении иска Татарского транспортного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к ФИО1 о прекращении права допуска к полётам в качестве пилота-инструктора сверхлёгкого воздушного судна с балансирным управлением и наложении обязанности по сдаче свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна отказать.

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через городской суд.

 С У Д Ь Я: М.Г. Миндубаева

 подпись         Копия верна   

 Судья:                     М.Г. Миндубаева

 Секретарь: Г.А.Шакирова

 Решение на момент размещения на сайте суда в законную силу не вступило.

 «Согласовано» судья: ___________ М.Г. Миндубаева