ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2511/18 от 05.07.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-2511/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2018 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Нещериковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Южно-Сахалинска к ФИО1 об изъятии земельного участка, установлении суммы выкупа, прекращении права частной собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности на земельный участок.

В судебном заседании приняли участие:

представителя истца (Администрации города Южно-Сахалинска) – ФИО2,

представитель ответчика (ФИО1) – ФИО3

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Южно-Сахалинска обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к ФИО1, в обоснование указав следующее. Ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером . В целях осуществления своих функций по строительству (реконструкции) дорог местного значения, органом местного самоуправления принято решение о реконструкции <адрес>. Вследствие указанной реконструкции, улица и проезжая часть расширяются, что приводит к наложению проектируемой автомобильной дороги на часть земельного участка, принадлежащего ответчику. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии у ответчика части принадлежащего ему земельного участка. Посредством проведения кадастровых работ, земельный участок с кадастровым номером был разделен на два самостоятельных участка: с кадастровым номером (изымаемый); с кадастровым номером (остающийся в собственности ответчика). Поскольку ответчик добровольно не согласился на отчуждение земельного участка с кадастровым номером с компенсацией его стоимости, истец обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, которым просит: изъять земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ответчику, образованный из земельного участка с кадастровым номером , для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения в границах реконструкции <адрес>; установить сумму выкупа земельного участка с кадастровым номером в размере 32583 рубля; прекратить право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером ; признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером за городским округом «Город Южно-Сахалинск».

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях, с учетом уточнений, настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась в связи с их необоснованностью.

Ответчик (ФИО1) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (Управление Росреестра по Сахалинской области) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Пунктом 3 статьи 56.2, пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ установлено следующее. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Решением городского собрания г. Южно-Сахалинска от 04.07.2012 г. утвержден генеральный план городского округа «Город Южно-Сахалинск» в составе карт (схем) территориального планирования, в том числе карты планируемого размещения объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры, в котором <адрес> обозначена как дорога общегородского значения, подлежащая реконструкции в первую очередь. При этом указано, что территориальное планирование осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области, муниципальными правовыми актами городского округа «Город Южно-Сахалинск» и направлено на комплексное решение задач развития городского округа и решение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данное решение опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» от 24.07.2012 г.

Пунктами 1 и 4 статьи 56.6 ЗК РФ установлено следующее. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

В соответствии с пунктом 10 статьи 56 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Пунктами 11 и 13 статьи 56.6 ЗК РФ установлено следующее. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07. 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

Судом установлено, что пунктом 1 постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08.07.2015 г. № 1700-па предписано изъять земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд. При этом указанный земельный участок подлежит образованию в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд в границах реконструкции <адрес> об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска предписано в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии направить его копию правообладателям изымаемых земельных участков письмами с уведомлениями о вручении; Управлению Росреестра по Сахалинской области; Администрации города Южно-Сахалинска, в целях подготовки соглашений об изъятии предписано выступить заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков, осуществит переговоры с правообладателями изымаемых земельных участков относительно условий их изъятия, осуществить подготовку проектов соглашений об изъятии земельных участков и их направление правообладателям для подписания. Администрации г. Южно-Сахалинска предписано в соответствии с условиями соглашений о размерах и порядке выплаты возмещения за изымаемые земельные участки произвести возмещение за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Приведенное постановление опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» ) от 16.07.2015 г., произведена государственная регистрация ограничений (изъятие для муниципальных нужд) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним; копия постановления администрации г. Южно-Сахалинска № 1700-па от 08.07.2015 г. направлена ДАГИЗ г. Южно-Сахалинска и ДЗП г. Южно-Сахалинска ответчику, однако почтовая корреспонденция вернулась за истечением срока хранения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации города Южно-Сахалинска от 08.07.2015 г. № 1700-па об изъятии у ответчика земельного участка в границах реконструкции <адрес> для муниципальных нужд принято уполномоченным на то органом, не оспорено, недействительным не признано. Порядок уведомления ответчика о принятии решения об изъятии земельного участка истцом соблюден – ответчик в силу пункта 11 статьи 56.6 ЗК РФ считается уведомленным со дня опубликования постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08.07.2015 г. № 1700-па в установленном законом порядке, то есть с 16.07.2015 г.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 г., обращено внимание на то, что с 01.04.2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п.5 ст.279 ГК РФ, подп.3 п.10 ст.56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п.2 и 4 ст.56.10 ЗК РФ). Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (п.2 ст.282 ГК РФ, п.10 ст.56.10 ЗК РФ).

Судом установлено, что сопроводительным письмом от 08.08.2016 г. в адрес ответчика направлено соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером для муниципальных нужд и отчет об оценке от 30.11.2015 г. Дополнительно сообщено, что после подписания проект соглашения необходимо направить в адрес администрации города Южно-Сахалинска. От получения указанных документов ответчик уклонился.

Поскольку на момент обращения в суд с иском (13.07.2017 г.) соглашение об изъятии земельного участка не подписано ответчиком, суд на основании пункта 10 статьи 56.10 ЗК РФ приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о принудительном изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , образованного из земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 1 статьи 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. В этом случае согласно пункту 3 статьи 55 ЗК РФ выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (п.7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 г.).

В связи с изложенным суд принимает во внимание только размер возмещения, определенный заключением эксперта от 18.06.2018 г. (231000 рублей).

Пунктами 1 и 2 статьи 56.11 ЗК РФ установлено следующее. Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия. В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

В соответствии с пунктом 13 статьи 56.10 ЗК РФ, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

Учитывая факт отсутствия в материалах дела сведений о расчетном счете ответчика, как собственника изымаемого объекта недвижимого имущества, суд считает необходимым на основании пунктов 1 и 2 статьи 56.11 ЗК РФ и статьи 204 ГПК РФ установить порядок и сроки исполнения судебного решения в указанной части, определив, что денежные средства подлежат внесению истцом за счет средств бюджета муниципального образования на депозит нотариуса в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 3 и подпункта 3 пункта 4 статьи 56.11 ЗК РФ, права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Из содержания искового заявления следует, что истцом заявлены требования о прекращении права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером и признании в отношении данного участка права муниципальной собственности.

Однако, согласно материалам дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним имеется запись только о государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером , а не в отношении образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами и , в связи с чем требование о прекращении права частной собственности и признании права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, согласно пунктам 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Пунктами 2 и 3 статьи 41 указанного закона установлено следующее. В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Кроме того, пунктами 1 и 10 статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено также следующее. Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что настоящее решение является основанием: для снятия с государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прекращения права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером ; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за ответчиком права собственности на земельный участок с кадастровым номером ; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за муниципальным образованием городской округ «Город Южно-Сахалинск» права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации <адрес> к ФИО1, с учетом уточнений, об изъятии для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения в границах реконструкции <адрес> земельного участка с кадастровым номером , образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, установлении суммы выкупа земельного участка с кадастровым номером в размере 32583 рубля, о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , о признании за муниципальным образованием городской округ «Город Южно-Сахалинск» права собственности на земельный участок с кадастровым номером , удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения в границах реконструкции <адрес> земельный участок с кадастровым номером , образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1.

Установить возмещение ФИО1 за земельный участок с кадастровым номером , изымаемый для муниципальных нужд, в размере 231000 рублей 00 копеек.

Денежные средства в размере 231000 рублей 00 копеек подлежат внесению администрацией города Южно-Сахалинска за счет средств бюджета муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» на депозит нотариуса в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования администрации города Южно-Сахалинска к ФИО1 оставить без удовлетворения.

Настоящее решение является основанием: для снятия с государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером ; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером ; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за муниципальным образованием городской округ «Город Южно-Сахалинск» права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев