№2-2511/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2014 года г.Владивосток
Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края
в составе:
председательствующего судьи Крамаренко Ю.П.
при секретаре Цельман В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности
установил:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об открытии для постоянной эксплуатации приемоотправочных железнодорожных путей станции Шкотово Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги, исковые требования обосновал тем, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка законности эксплуатации железнодорожных путей общего пользования ОАО «РЖД» на железнодорожной станции Шкотово ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что в период с 2010 по 2012 год ОАО «РЖД» проведена «Реконструкция железнодорожной станции Шкотово Дальневосточной железной дороги. Удлинение приемоотправочных путей станции», в рамках которой выполнены работы по удлинению приемоотправочных железнодорожных путей №№ 1, 2, 3, 4, 6 и строительство нового пути № 10 в четной горловине станции.
Проведение данных работ подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.11.2011.
Актом определения технической годности новых железнодорожных путей общего пользования к вводу во временную эксплуатацию от 11.05.2012 приемочной комиссией разрешена временная эксплуатация объекта «Реконструкция железнодорожной станции Шкотово Дальневосточной железной дороги. Удлинение приемоотправочных путей станции» сроком до 2012 года..
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Также, Приказом Минтранса РФ от 27.12.2006 № 169, действовавшим на момент приемки законченного строительством объекта (26.11.2011), а также на момент окончания срока действия временного разрешения на
эксплуатацию (2012 год), утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению Государственной функции по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
В настоящее время действует Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути, утвержденный Приказом Минтранса России от 01.02.2013 № 20. Указанные нормативные документы определяют порядок получения решения государственного органа об открытии пути и предусматривают исчерпывающий перечень документов.
С момента окончания действия временного разрешения на эксплуатацию данного объекта (2012 год) до настоящего времени владелец инфраструктуры - ОАО «РЖД» не приняло меры, направленные на открытие реконструированных железнодорожных путей ст. Шкотово для постоянной эксплуатации в установленном законом порядке и не получило решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта - Федерального агентства железнодорожного транспорта. Вместе с тем, проверкой установлено, что несмотря на отсутствие вышеуказанного решения Федерального агентства железнодорожного транспорта в настоящее время ОАО «РЖД» эксплуатирует данные железнодорожные пути ст. Шкотово.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В Нарушение порядка введения в эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования - приемоотправочных железнодорожных путей станции Шкотово ОАО «РЖД» может привести к нарушению безопасности движения железнодорожного транспорта и повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц.
В судебном заседании старший помощник Приморского транспортного прокурора Демидо Е.В. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО8 требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что на момент ввода в эксплуатацию спорных объектов отсутствовал Административный регламент по принятию решений. Комиссия установила готовность объектов к обеспечению пассажирских и грузовых перевозок в объемах, предусмотренных проектом, в связи с чем, были составлены акты приемки во временную эксплуатацию. Таким образом, доводы истца о нарушении порядка введения в эксплуатацию спорных железнодорожных путей считает необоснованными, кроме того полагает, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком прав и интересов граждан, наличия угрозы безопасности на приемоотправочных путях ст.Шкотово.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, давая оценку доказательствам в их совокупности, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта «Реконструкция станции Шкотово Дальневосточной железной дороги. Удлинение приемо-отправочных путей» и акту определения технической готовности новых железнодорожных путей общего пользования к вводу во временную эксплуатацию, объект ст.Шкотово 1 и 2 очереди выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным, строительным нормам СТН Ц-01-95, государственным стандартам, а также условиям безопасности труда работающих и готовы к вводу в эксплуатацию.
Однако, в нарушение ст. 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по открытию для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования ст.Шкотово не выносилось. Филиал Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД», являющегося владельцем инфраструктуры, которому принадлежат указанные железнодорожные пути, в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не обращался.
Данный факт в судебном заседании не отрицается представителем ОАО «РЖД».
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 169 от 27.12.2006, согласно которого Росжелдор осуществляет государственную функцию по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути вступил в действие 12.03.2007 и утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 01.02.2013 № 20, которым утвержден новый Административный регламент с аналогичным порядком принятия решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования.
Вместе с тем, доводы ответчика о том, что на момент сдачи объектов «Реконструкция станции Шкотово Дальневосточной железной дороги. Удлинение приемо-отправочных путей» административный регламент, регламентирующий порядок получения решения государственного органа об открытии пути не был принят и, следовательно, отсутствовала возможность, а как следствие, и обязанность, получения решения об открытии для постоянной эксплуатации удлиненных приемоотправочных железнодорожных путей железнодорожной станции Шкотово суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Статья 15 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" прямо предусматривает, что открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути. Закон вступил в действие с мая 2003 года и ответчик обязан соблюдать его требования.
В соответствии с пунктами 5.3.5 и 5.3.6 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397 Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути, и также принятию решений о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
Следовательно, на момент введения в эксплуатацию спорных объектов у ответчика имелась обязанность обратиться за решением в уполномоченный орган, чего им не было сделано. Данное нарушение не устранено до настоящего времени.
Кроме того, Закон ограничивает возможности уполномоченного органа по отказу в открытии железнодорожного пути для постоянной эксплуатации и предусматривает возможность его обжалования в судебном порядке (абзац 2 ч.5 ст.15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»).
Следовательно, ответчик обязан был обратиться за получением решения и наличие, либо отсутствие Административного регламента не является основополагающим обстоятельством для этого.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объект железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В данном случае, ОАО «РЖД» с 2012 года по настоящее время, эксплуатирует железнодорожные пути общего пользования на станции Шкотово в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти об их открытии для эксплуатации, что может привести к нарушению безопасности движения железнодорожного транспорта и повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц. Следовательно, прокурор, в пределах предоставленных ему полномочий, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлины в сумме 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Российские железные дороги» получить решение федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об открытии для постоянной эксплуатации приемоотправочных железнодорожных путей станции Шкотово Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 05 августа 2014 года
Председательствующий