ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2511/2015 от 10.08.2015 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

при секретаре Баскаль В.С.,

с участием представителя заявителя Валеева Л.Ю. – Ахпашева П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Валеева Л.Ю. об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае.

В обоснование заявления указано следующее, Государственной инспекцией труда в Пермском крае ДД.ММ.ГГГГ заявителю, индивидуальному предпринимателю Валееву Л.Ю,, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту также - Предписание) в соответствии с пунктом 1 которого он обязан устранить нарушение требований ст. 22, ст. 136, ст. 133.1 Трудового кодекса РФ и Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно произвести работнику гр.бперерасчет заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (исходя из занимаемой работником ставки), которая установлена в сумме 8 307 рублей - за ДД.ММ.ГГГГ, 8 730 рублей - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований ст. 236 ТК РФ. Произвести соответствующие удержания и отчисления: в ИФНС, ПФ РФ, ФСС.

Заявитель считает, данное требование, указанное в п. 1 Предписания, незаконным и возлагающим на него обязанность, не соответствующую действующим законодательством на основании следующего.

Статья 12 Трудового кодекса РФ устанавливает, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Верховный Суд РФ указал обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина» если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Статья 133.1 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 48 от 08.12.2014 года. Таким образом, оно не может применяться к правоотношениям, возникшим до момента его официального опубликования и не имеет обратной силы.

Более того, требуемое ст. 133.1 предложение работодателям, осуществляющим деятельность на территории Пермского края и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему, официально нигде не опубликовывалось. В связи с этим оснований для распространения действия Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ на работодателей, не участвовавших в заключении такого соглашения не имеется.

На основании изложенного заявитель просит признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ в части требования к индивидуальному предпринимателю Валееву Л.Ю, об устранении нарушения требований ст. 22, ст. 136, ст. 133.1 Трудового кодекса РФ и Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно произвести работнику гр.б перерасчет заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (исходя из занимаемой работником ставки), которая установлена в сумме 8 307 рублей - за ДД.ММ.ГГГГ, 8 730 рублей - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований ст. 236 ТК РФ, а также произвести соответствующие удержания и отчисления в Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.

Заявитель в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается почтовым уведомлением с подписью заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы и основания заявления поддержал в полном объеме, дополнительных пояснений не давал.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия в осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконного возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Государственным инспектором труда гр.а в связи с обращением гр.б проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ИП Валеева Л.Ю., осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документарной проверки по обращению гр. гр.б и на основании Распоряжения государственным инспектором труда гр.а составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (далее Акт) и выдано Предписание.

Акт и предписание вручены ИП Валееву Л.Ю, под роспись ДД.ММ.ГГГГ

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Государственный инспектор труда гр.а возложила на ИП Валеева Л.Ю. обязанность устранить нарушения требований ст. 22, ст. 136, ст. 133.1 ТК РФ и соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушения требований п. 6 ст. 84.1 ТК РФ; устранить нарушение требований ст. 234 ч. 1 абз. 3 ТК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

С данным предписанием заявитель не согласен, поскольку Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в Бюллетене законов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, по мнению заявителя, оно не может применяться к правоотношениям, возникшим до момента его официального опубликования, и не имеет обратной силы.

С данным доводом заявителя суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Правительства Пермского края, Объединения организаций профсоюзов Пермского края "Пермский крайсовпроф" и Регионального объединения работодателей Пермского края "Сотрудничество", действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края, заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 указанного соглашения установлен размер минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края (л.д. 8-10).

Указанное Соглашение подписано полномочными представителями ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, начало действия данного документа исчисляется с указанной даты, а не с момента опубликования его в официальных источниках.

Довод заявителя о том, что Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ опубликованное в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, не может применяться к правоотношениям, возникшим до момента его официального опубликования и не имеет обратной силы, суд находит несостоятельным.

Юридическая сила нормативного акта определяет период его действия, т.е. круг общественных отношений, подлежащих урегулированию нормами данного закона. Именно с момента вступления закона в силу он подлежит практической реализации применительно к общественным отношениям, составляющим его предмет. Порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе. Согласно п. 6 указанного Соглашения оно вступает в законную силу с даты его подписания и действует до вступления в силу нового Соглашения. Указание на то, что Соглашение подлежит применению с момента его официального опубликования, в данном случае отсутствует.

Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в официальном источнике по истечении нескольких месяцев с момента его принятия и подписания, что не противоречит п. 3 ст. 15 Конституции РФ. Следовательно, данный акт подлежит применению. Поскольку в соглашении отражено, что оно вступает в силу с момента его подписания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, при применении минимального размера заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ, следует руководствоваться указанным выше соглашением, что влечет за собой обязанность для заявителя произвести перерасчет начисленной работникам зарплаты до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предписании Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на ИП Валеева Л.Ю. обязанности произвести перерасчет работнику гр.б за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, законно и обоснованно.

Исходя из изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ИП Валеева Л.Ю., поскольку оснований для отмены предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения дела не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление индивидуального предпринимателя Валеева Л.Ю. об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Федеральный судья: О.В. Жданова