Дело № 2-2512 20 августа 2014 года г. Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шиляковой Н.В.,
при секретаре Филипьевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд» о защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд» (далее по тексту – ООО «Жилфонд») о защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..... __.__.__ в ее квартире отсутствовало горячее водоснабжение (недостаточный нагрев воды), что говорит о некачественном предоставлении коммунальных услуг. По указанному факту был составлен соответствующий акт. Актами от __.__.__ и от __.__.__ также подтверждается факт предоставления некачественной услуги по горячему водоснабжению. Управляющей организацией в отношении многоквартирного дома в спорный период являлось ООО «Жилфонд» на основании договора управления. Истец также обращался в управляющую организацию ООО «Жилфонд» с заявлением о перерасчете платы за горячее водоснабжение. Однако принять данное заявление ответчик отказался. Игнорирование ответчиком действующего законодательства оказало на истца неблагоприятные последствия. Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред. Просит признать незаконным не предоставление ответчиком истцу качественной коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере руб. за не предоставление ответчиком истцу качественной услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__, признать незаконным невыполнение ответчиком изменения размера платы (перерасчета) за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__ и взыскать компенсацию морального вреда в размере рублей за невыполнение ответчиком изменения размера платы по горячему водоснабжению.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, с участием представителя ФИО2
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования уточнил, просит признать незаконным не предоставление ответчиком истцу качественной услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__ и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере руб. за не предоставление ответчиком истцу качественной услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__; признать незаконным бездействие ответчика по не оформлению документов для изменения размера платы (перерасчета) за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__ и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере рублей.
Представители ответчика ООО «Жилфонд» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в спорный период до __.__.__ ООО «Жилфонд» осуществляло управление многоквартирным домом № по .... в ..... В целях реализации обязанности управляющей компании по поставке собственникам жилых помещений услуг по горячему водоснабжению, обществом с ограниченной ответственностью «Жилфонд» был заключен договор поставки тепловой энергии, отпускаемой населению .... с МУП МО «Котласский муниципальный район» «Водотеплоснаб» с __.__.__ по __.__.__ и с ООО «КотласСтрой-Инвест» с __.__.__. В соответствии с договорами поставки на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по расчету платежей за тепловую энергию, прием платежей, а также перерасчет платежей в случае не предоставления тепловой энергии или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества. Истец в ООО «Жилфонд» по вопросу проверки качества предоставляемой коммунальной услуги и составления акта не обращался, так же как и не обращался с заявлением о перерасчете платы за потребленную коммунальную услугу. Просят в иске отказать.
Представители третьих лиц ООО «КотласСтрой-Инвест», МУП МО «Котласский муниципальный район» «Водотеплоснаб» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом, который вправе выбрать на общем собрании собственники помещений дома, является управление управляющей организацией, с которой собственниками заключается договор управления многоквартирным домом.
В силу ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч.7.1. ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, ответственность перед собственниками жилых помещений за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества несет управляющая организация, независимо от выбранного способа внесения платы за коммунальные услуги.
Судом установлено, что истец с __.__.__ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от __.__.__.
На основании договора управления от __.__.__ ответчик ООО «Жилфонд» приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом № по .... в .....
Согласно п.2.1.3 договора управления управляющая организация ООО «Жилфонд» обязана предоставлять коммунальные услуги, в том числе и по горячему водоснабжению, собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ от 6 мая 2011 года №354, установленного качества и в необходимом объеме.
Отношения между потребителями коммунальных услуг - физическими лицами, управляющими и ресурсоснабжающими организациями регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила №354, Правила предоставления коммунальных услуг №354).
Согласно п.п.а п.33 Правил №354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Разделом X указанных Правил №354 предусмотрен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Указанный порядок предполагает обязательными уведомление потребителем услуги аварийно-диспетчерской службы о факте предоставления услуги ненадлежащего качества, составление акта по поводу данного факта, участие исполнителя коммунальной услуги при установлении факта ее представления в ненадлежащем виде.
В рассматриваемом разделе регламентированы условия определения даты начала предоставления услуг ненадлежащего качества и даты окончания предоставления услуг с нарушением качества. Так, согласно пункту 111 названных Правил:
датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110 (1) настоящих Правил (то есть, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом), в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
В целях обеспечения собственников и нанимателей жилых помещений коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению ООО «Жилфонд» __.__.__ заключило с МУП МО «Котласский муниципальный район» «Водотеплоснаб» договор поставки тепловой энергии. Согласно п.7.2 договора от __.__.__ расчет платежей за тепловую энергию, расчет льгот, начисление, изготовление, рассылка квитанций, прием платежей, перерасчет платежей за тепловую энергию в случае не предоставления тепловой энергии или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества производит энергоснабжающая организация.
С __.__.__ поставку тепловой энергии для населения .... осуществляло ООО «КотласСтрой-Инвест» на основании договора от __.__.__, заключенного с управляющей организацией ООО «Жилфонд». Пункт 7.2. указанного договора также предусматривает обязанность энергоснабжающей организации (ООО «КотласСтрой-Инвест») производить расчет платежей за тепловую энергию, расчет льгот, начисление, изготовление, рассылка квитанций, прием платежей, перерасчет платежей за тепловую энергию в случае не предоставления тепловой энергии или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества.
Из пояснений представителя ответчика ФИО3 следует, что перерасчет платы населению в случае установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества энергоснабжающая организация должна была производить на основании представленных ООО «Жилфонд» документов.
Таким образом, с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги потребитель должен обращаться в управляющую организацию ООО «Жилфонд», которая организовывает проверку факта нарушения качества коммунальной услуги и представляет соответствующий документ энергоснабжающей организации для перерасчета платы, в случае если нарушение качества подтверждено в ходе проверки.
Из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что в период с __.__.__ по __.__.__ ответчик ООО «Жилфонд» предоставлял некачественную коммунальную услугу по горячему водоснабжению истцу ФИО1, в связи с чем она неоднократно устно обращалась в ООО «Жилфонд», а письменное обращение от __.__.__ ответчик принять отказался.
В подтверждение факта предоставления некачественной услуги по горячему водоснабжению истец ссылается на акты выявления предоставления некачественных жилищно-коммунальных услуг от __.__.__, от __.__.__, __.__.__, составленные без участия представителя управляющей организации ООО «Жилфонд» в соответствии с п.110.1 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку на ее устные обращения ООО «Жилфонд» не реагировал, по телефону до ООО «Жилфонд» невозможно было дозвониться.
Акты от __.__.__, __.__.__ не могут быть приняты судом в качестве достоверных и допустимых доказательств факта предоставления некачественной услуги, поскольку пункт 110(1) Правил предоставления коммунальных услуг №354 был введен в действие Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, а акты составлены в отношении событий от __.__.__, __.__.__. Кроме того, акты составлены и подписаны старшей по подъезду и двумя потребителями.
Согласно п. 105,106 Правил предоставления коммунальных услуг №354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Из представленных представителем ответчика копий журнала учета поступления и выполнения заявок от жильцов, журнала регистрации входящих документов, пояснений свидетеля З.О.. следует, что с жалобами на некачественное горячее водоснабжение ФИО5 в спорный период не обращалась.
Свидетель М.С. в судебном заседании пояснила, что она является председателем совета многоквартирного дома ...., и к ней в период с __.__.__ по __.__.__ обращалась ФИО1 с жалобами на отсутствие горячего водоснабжения в квартире.
Из пояснений свидетеля и материалов дела следует, что __.__.__ М.С. с участием потребителя ФИО1 (....), Ч.Т. (....) был составлен акт выявления предоставления некачественных жилищно-коммунальных услуг, поскольку до аварийной службы ООО «Жилфонд» было невозможно дозвониться с целью установления факта предоставления услуги ненадлежащего качества, на личные обращения ФИО1 ООО «Жилфонд» не реагировал, своих представителей в квартиру ФИО1 не направлял.
Из пояснений представителей ответчика и представленной информации, размещенной на сайте управляющей организации, следует, что аварийно-диспетчерская служба в ООО «Жилфонд» отсутствует, в связи с чем суд приходит к выводу, что __.__.__ у истца отсутствовала возможность уведомить ООО «Жилфонд» о факте нарушения качества предоставляемых услуг, поэтому ФИО1 была вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
Согласно акту от __.__.__ фактическая температура воды в квартире истца составляет + градусов по Цельсию, что не соответствует установленным требованиям. Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов по Цельсию и не выше 75 градусов по Цельсию.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт предоставления ответчиком истцу услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, что подтверждается актом от __.__.__, составленным в соответствии с п. 110(1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исковые требования истца о признании незаконным не предоставление ответчиком качественной услуги по горячему водоснабжению за период с __.__.__ по __.__.__ подлежат частичному удовлетворению, поскольку факт предоставления ответчиком истцу услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества имел место только с __.__.__ по __.__.__
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда за не предоставление ответчиком истцу качественной услуги по горячему водоснабжению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Возникшие правоотношения между собственником жилого помещения дома и управляющей организацией ООО «Жилфонд» подпадают под действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку ответчик оказывает услуги по управлению многоквартирным домом.
Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что права ФИО1 на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, как потребителя, были нарушены неправомерными действиями ответчика, то причиненный моральный вред подлежит возмещению.
С учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, продолжительность нарушения прав, требований разумности и справедливости суд определяет компенсацию морального вреда в размере рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
С учетом вышеизложенного, с ответчика ООО «Жилфонд» подлежит взысканию в пользу истца штраф в размере 50 % от присужденной суммы, то есть рублей ( /2).
Рассматривая требование истца о признании бездействия ответчика по не оформлению документов для изменения размера платы за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению и взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст. 157 ЖК РФ установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.150 Правил №354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от такой услуги.
Согласно п.п. «к» п.31 Правил №354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Из пояснений представителей ответчика и представленных ответчиком копий журнала учета поступления и выполнения заявок от жильцов, журнала регистрации входящих документов, З.О. следует, что ФИО6 с жалобами заявлением на качество предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и заявлениями о проведении перерасчета платы не обращалась.
Оспаривая бездействие ответчика по не оформлению документов для изменения размера платы за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению, истец ссылается на акт от __.__.__, в котором указано, что сотрудники ООО «Жилфонд» отказались принять заявление у ФИО1 о перерасчете за дни предоставления нормального отопления.
Согласно копии акта от __.__.__, составленного ФИО1, Ч.Т.., М.С.., с __.__.__ в квартире ФИО1 отсутствует нормальное отопление, поэтому ФИО1 попыталась подать заявление в ООО «Жилфонд» о перерасчете за дни отсутствия предоставления нормального отопления. Однако сотрудники ООО «Жилфонд» отказались принять у ФИО1 данное заявление, о чем был составлен акт.
Из представленного представителем истца заявления от __.__.__ следует, что ФИО8 обращается в ООО «Жилфонд» с жалобами на нормальное горячее водоснабжение, просит восстановить подачу горячего водоснабжения и произвести перерасчет за дни отсутствия предоставления нормального горячего водоснабжения.
Суд указанные документы не может принять в качестве доказательств доводов истца, поскольку заявление от __.__.__ составлено не ФИО1, а ФИО8 и в нем идет речь об отсутствии горячего водоснабжения __.__.__, в то время как в акте от __.__.__ идет речь о заявлении ФИО1 о некачественной услуге по теплоснабжению.
Кроме того, суд учитывает, что истец в случае отказа сотрудника ООО «Жилфонд» принять заявление могла направить соответствующее заявление почтой, в связи с чем, не было необходимости в составлении акта об отказе в принятии заявления, составление которого действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, истцом не представлено надлежащих доказательств обращения к ответчику ООО «Жилфонд» с жалобой на качество предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и проведении перерасчета (оформления документов для перерасчета), в связи с чем, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчика по не оформлению документов для изменения размера платы за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению и взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Жилфонд» подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд» о защите прав потребителей и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным не предоставление в период с __.__.__ по __.__.__ обществом с ограниченной ответственностью «Жилфонд» качественной услуги по горячему водоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: .....
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере рублей 00 копеек, штраф в размере рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд» о признании незаконным бездействия по не оформлению документов для изменения размера платы за некачественное предоставление услуги по горячему водоснабжению и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд» в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Н.В.Шилякова