ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2512/20 от 27.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-2512/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Сулеймановой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании произвести перерасчет пособия по уходу за ребенком,

УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к ответчику об обязании произвести перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения полутора дел, исходя из размера пособия 27799,80руб., обязании производить выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения полутора дела с момента его назначения до достижения ребенком полутора лет – 12.06.2021г. в размере 27 799,80руб., заменив календарные годы с 2019г. на 2017г, с 2018г. на 2018г., взыскании расходов за услуги представителя, в обоснование указав следующее.

Истица состоит в трудовых отношениях с ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области (далее – ОГКУ «Правительство для граждан» с 19.07.2019г.).

Истица родила сына ДД.ММ.ГГГГ.

Истица обратилась через работодателя с заявлением о выплате ей пособия по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет. Размер подлежащего выплате пособия составил 18 805,56руб.

Истица также обратилась с заявлением о перерасчете пособия, заменив при расчете пособия 2019г. на 2017г. Однако ответчик отказал в перерасчете.

Не согласившись с отказом в перерасчете пособия, истица обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истица и ее представитель на исковых требованиях с учетом их уточнения настаивали, привели в обоснование довода, аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснив следующее. Истица до июля 2019г. работала в УЛГТУ и за 2018г. начало 2019г. предоставляла справку работодателю с прежнего места работы при трудоустройстве, а работодатель сам направлял все документы в УРО ФСС. Полагали, что вины истицы в неверном представлении первоначальных сведений о заработке не имеется.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, представил в суд письменный отзыв, в котором, в частности, указал, ссылаясь на положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294, что перерасчет уже назначенного пособия возможен только в случае предоставления застрахованным лицом справки о сумме заработка, которой ранее не было. По состоянию на день подачи заявления о назначении пособия у истицы имелись все справки о заработке. Полагал, что работодатель при приеме документов у истицы обязан был разъяснить ей за какие годы ей выгоднее было предоставлять сведения. Также пояснил, что при представлении ее работодателем первоначально сведений о заработке за 2017-2018годы, размер пособия был бы назначен в большем размере.

Представитель третьего лица ОГКУ «Правительство для граждан» в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, представил в дело письменный отзыв, в котором, в частности, указал, что им как работодателю было сложно определить за какой период необходимо было предоставлять сведения о заработке истицы.

Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.

С 19.07.2019г. истица состоит в трудовых отношениях с ОГКУ «Правительство для граждан» в должности специалиста группы по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

До июля 2019г. истица работала в УЛГТУ.

Истица в 17.03.2020г. обратилась к работодателю с заявлением и документами о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5лет.

17.03.2020г. ОГКУ «Правительство для граждан» в УРОФСС представлен электронный реестр сведений на ФИО1 для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 24.02.2020г. по 12.06.2021г.

В представленном реестре работодателем отражен заработок истца за 2018 год – 481 429,94руб. и 2019 год – 3723 245,78руб., исходя из которого размер пособия составил 18 805,56 руб. в месяц.

Истица 08.04.2020г. обратилась к работодателю с заявлением о перерасчете пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с учетом замены периода 2019г. на 2017г.

09.04.2020 года названным страхователем ответчику представлен реестр сведений для перерасчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет о замене календарных годов с 2019 года на 2017 год, с 2018года на 2018год, исходя из заработка в которых и количества календарных дней в расчетном периоде размер пособия составит 27 799,80 руб. в месяц.

ГУ-УРО ФСС РФ отказало в перерасчете назначенного и выплачиваемого ФИО1 ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с предоставлением последней заявления о замене лет со ссылкой на п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и указанием на то, что перерасчет уже назначенного пособия возможен только в случае предоставления застрахованным лицом справки о сумме заработка.

По мнению суда, заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Часть 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) среди страховых случаев по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством называет рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Статья 14 Федерального закона № 255-ФЗ определяет порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Так, частью 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 данного Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 02-09-11/15-23247 разъяснено, что пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Судом установлено, что в работодатель истицы, предоставляя первоначально в УРОФСС сведения для назначения истице пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им 1,5 лет, не мог не знать размер ее заработка за необходимый период ее работы и порядок расчета данного пособия, в связи с чем обязан был разъяснить истице данные обстоятельства для предоставления ей возможности выбрать размер заработка за определенные года и их возможной замене другими годами. Однако этого не сделал и предоставил сведения о ее заработке за 2018г. и 2019г., в связи с чем размер ежемесячного пособия оказался значительно ниже, если бы доход за 2019г. был заменен доходом за 2017г.

В связи с изложенным, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства и разъяснений, истица имеет право на замену периода 2019г. на 2017г., поскольку это соответствует законодательству и ведет к увеличению размера пособия на ребенка.

То обстоятельство, что ранее работодатель истицы при оформлении реестра сведений на истицу указал невыгодный для истицы вариант расчёта пособия, не является основанием для ограничения прав истицы на получение страхового возмещения в предусмотренном Законом размере.

Таким образом, исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации произвести ФИО1 перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с момента назначения пособия, исходя из заработной платы за 2017год и 2018год и размера данного пособия, составляющего сумму 27 799руб. 80 коп., обязав выплачивать данное пособие в сумме 27 799руб. 80 коп. до достижения ребенком полутора лет, т.е., до 12.06.2021г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.И.Петрова

Решение в окончательной форме принято 03.08.2020г.