22RS0065-02-2020-003266-94 Дело №2-2513/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи при секретаре | ФИО1, ФИО2, |
с участием представителя процессуального истца - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сентябрь» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в котором с учетом его уточнения указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ООО «Сентябрь» законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов, в ходе которой установлено, что ответчик является застройщиком объекта капитального строительства «гостиница» по <адрес>, строительство которого осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В нарушение положений указанного Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***, которым утверждены Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного законодательства, ответчиком в указанной системе не размещены аудиторские заключения за 2017, 2018, 2019 годы. О наличии данных нарушений прокуратурой района указывалось директору ООО «Сентябрь» в представлении от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сентябрь» сообщило, что вся информация размещена на сайте единой информационной системы жилищного строительства в сети Интернет. Однако актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в части размещения требуемых аудиторских заключений предписание не исполнено, что свидетельствует о нарушении прав граждан - участников долевого строительства названного объекта.
На основании изложенного, прокурор Индустриального района города Барнаула в уточненном иске просит признать бездействие ООО «Сентябрь» по размещению информации, предусмотренной Правилами размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года №319, незаконным и возложить на ответчика обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию и документы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 9 вышеназванных Правил, а именно: аудиторские заключения за 2017, 2018 и 2019 годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель процессуального истца ДАННЫЕ ФИО4 поддержала доводы иска, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Сентябрь» - ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила. Ранее участвуя в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на его преждевременность, поскольку ответчиком предпринимаются меры для выполнения обязательства. Только после ДД.ММ.ГГГГ можно говорить об обоснованности иска, поскольку такой срок размещения заключений установлен крайним предписанием. Подготовка аудиторских заключений требует временных и материальных затрат, в настоящее время ведется подготовка пакета документов для заключения соответствующего договора.
Представитель третьего лица инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (Госинспекция Алтайского края) ФИО6, ранее участвуя в судебном заседании, поддержала заявленные прокурором требования, в соответствии с письменным отзывом указывала на неоднократность проведенных в отношении ответчика проверок по факту размещения информации и недостаточность предпринимаемых им мер для выполнения требований законодательства.
Судом в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Выслушав пояснения представителя процессуального лица, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В статье 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ закреплен перечень информации, которую застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрыть путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), указанной в статье 23.3 данного Закона.
Пунктом 7 части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ предусмотрено, что застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает, в частности, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
Согласно части 3.2статьи 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает: порядок, способы, сроки и периодичность размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в системе, а также состав сведений, относящихся к такой информации (пункт 2); адрес сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 года №1133 установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правилами размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года №319 (далее - Правила размещения информации), в пункте 9 предусмотрено, что застройщик размещает в системе жилищного строительства: а) каждое полученное до 1 июля 2018 года разрешение на строительство многоквартирного дома (домов) и (или) иного объекта (объектов) недвижимости, в состав которого входят объекты долевого строительства и (или) строительство (создание) которого осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - объект недвижимости), который по состоянию на 1 октября 2018 года не введен в эксплуатацию (подпункт «а»); годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в отношении такой отчетности за каждый год, в течение которого был начат и продолжает осуществляться проект строительства, информация о котором раскрыта в составе каждой размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение в отношении такой отчетности размещаются не позднее 120 календарных дней после окончания соответствующего отчетного года (подпункт «к»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Сентябрь» (ИНН ***, ОГРН ***) является действующим юридическим лицом, одним из дополнительных видов деятельности которого является строительство жилых и нежилых зданий (код ***).
На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ***-RU***, выданного комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (крайнее разрешение от ДД.ММ.ГГГГ***-RU***), ООО «Сентябрь» является застройщиком объекта капитального строительства «гостиница», общей площадью ***.м, этажность 8/1, по <адрес>.
Заместителем прокурора Индустриального района города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Сентябрь» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере долевого строительства, в том числе в связи с неразмещением в ЕИСЖС аудиторских заключений за 2017, 2018 годы.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района от ООО «Сентябрь» поступило сообщение, что вся информация, предусмотренная статьей 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ, касающаяся деятельности ООО «Сентябрь», размещена в системе.
Согласно акту осмотра соблюдения действующего законодательства Российской Федерации на территории Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, старшим помощником прокурора Индустриального района города Барнаула проведена проверка полноты размещения ООО «Сентябрь» сведений в ЕИСЖС, которым установлено отсутствие аудиторских заключений.
Госинспекцией Алтайского края в отношении ООО «Сентябрь» представлены акты проверки соблюдения требований законодательства в области долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отмечалось отсутствие в ЕИСЖС аудиторских заключений, указанных в части 5 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ. На необходимость их размещения в установленные сроки неоднократно указывалось в предписаниях Госинспекции Алтайского края.
Постановлением №16-ДС о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Госинспекции юридическое лицо - ООО «Сентябрь» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ****.
Постановлением №17-ДС о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Госинспекции должностное лицо - директор ООО «Сентябрь» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ****.
В названных постановлениях также указано на отсутствие в ЕИСЖС аудиторских заключений по объекту капитального строительства «гостиница» по <адрес> за истекший период, размещение которых законом возложено на ООО «Сентябрь».
В предписании от ДД.ММ.ГГГГ***-ДС Госинспекцией Алтайского края установлен ООО «Сентябрь» срок устранения нарушений, в том числе по размещению аудиторских заключений до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом руководителя Госинспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ*** в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции продлены сроки исполнения предписаний, обязанность исполнения по которым наступила с ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика не оспаривала факт отсутствия в ЕИСЖС аудиторских заключений за 2017, 2018 и 2019 годы, срок размещения которых наступил. Пояснила, что обществом предпринимаются меры для заключения договоров на подготовку таких заключений, однако за период рассмотрения дела копия договора так и не была представлена ответчиком в материалы дела.
Доводы представителя ответчика о том, что по <адрес> ООО «Сентябрь» силами подрядчика возводит гостиницу, а не многоквартирный жилой дом, не являются основанием для неразмещения требуемых прокурором аудиторских заключений, поскольку к застройщикам и субъектам размещения информации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ отнесены хозяйственные общества, которые привлекают денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) не только многоквартирных домов, но и иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство. Факт привлечения ООО «Сентябрь» денежных средств участников долевого строительства для возведения гостиницы по <адрес> подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, гостиница к объектам производственного назначения не относится, что свидетельствует о правомерности требований иска.
Поскольку срок, установленный законом для размещения ответчиком в ЕИСЖС аудиторских заключений в отношении объекта по <адрес> за 2017, 2018 и 2019 годы наступил, такая обязанность в добровольном порядке ответчиком не исполнена, оснований для вывода о преждевременности заявленных прокурором требований у суда не имеется.
Факт незаконного бездействия ООО «Сентябрь» по своевременному размещению в ЕИСЖС аудиторских заключений в отношении объекта капитального строительства по <адрес> за 2017, 2018 и 2019 годы установлен в судебном заседании, что является основанием для удовлетворения требований прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
В этой связи суд возлагает на ООО «Сентябрь» обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отношении объекта капитального строительства - «гостиница» по <адрес> информацию и документы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 9 Правил размещения информации, а именно: аудиторские заключения за 2017, 2018, 2019 годы.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что выполнение обязанности по размещению аудиторских заключений для ответчика требует определенных финансовых и временных затрат, направлено на восстановление допущенных ответчиком нарушений прав неопределенного круга лиц, суд находит возможным согласиться с доводами прокурора и установить ответчику срок для исполнения обязанности, возложенной решением, - до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «Сентябрь» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ****.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Сентябрь» обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию и документы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года №319, а именно: аудиторские заключения за 2017, 2018, 2019 годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сентябрь» (ИНН ***, ОГРН ***) в доход муниципального образования - городской округ город Барнаул - государственную пошлину в размере ****.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2020 года.
Судья | ФИО1 |
Верно, судья | ФИО1 |
Секретарь судебного заседания | ФИО2 |
По состоянию на 15 сентября 2020 года решение суда в законную силу не вступило, секретарь судебного заседания | ФИО2 |
Подлинный документ находится в гражданском деле №2-2513/2020 Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края |