ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2513/2012 от 30.05.2012 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 г.о. Самара 30 мая 2012 года

 Ленинский районный суд г. Самары в составе:

 председательствующего судьи Булыгина Р.В.,

 при секретаре Коноваловой Я.А.,

 с участием представителя заявителя – ФИО1,

 представителей заинтересованных лиц – ФИО2, ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ЗАО «Стиф» о признании незаконным предписание Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара,

УСТАНОВИЛ:

 ЗАО «Стиф» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписание Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, указав, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела экологического контроля управления охраны окружающей среды департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара ФИО7 в отношении ЗАО «Стиф» вынесено Предписание № об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, которым предписано:

 1.                  Обеспечить руководителям и специалистам получение профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

 2.                    Назначить лиц, ответственных за обращение с отходами 1-4 класса опасности;

 3.                   Организовать сдачу отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

 4.                   Организовать ведение документации учета движения отходов, образованных и использованных;

 5.                   Подать заявление природопользователя о регистрации объектов негативного воздействия на окружающую среду;

 6.                   Своевременно осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

 ЗАО «Стиф» указывает на то, что согласно ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Исходя из буквального смысла указанной нормы обязанность возложена на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Фактически ни один из сотрудников ЗАО «Стиф» непосредственно не осуществляет деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

 Статья 15 Закона «Об отходах производства и потребления» указывает на то, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

 Согласно абзацу 4 статьи 1 Закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Фактически ни один из сотрудников ЗАО «Стиф» не осуществляет деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 Статья 19 Закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №

 Кроме того, акт проверки, на основании которого вынесено оспариваемое предписание, не содержит описания самого факта обращения с отходами, в нем лишь ссылка на представленные документы составленные самим ЗАО «Стиф».

 ЗАО «Стиф» является арендатором одного кабинета в офисном здании, собственник которого, в соответствии с договором аренды, осуществляет вывоз мусора с привлечением специализированной организации. Таким образом, ни один из сотрудников ЗАО «Стиф» не осуществляет непосредственного обращения с опасными веществами, т.е. сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и иного обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Ссылаясь на указанные обстоятельства, ЗАО «Стиф» просило суд признать незаконным и отменить предписание № об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела экологического контроля управления охраны окружающей среды департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара ФИО8 в отношении ЗАО «Стиф».

 В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представители заинтересованного лица полагали заявление ЗАО «Стиф» необоснованным по основаниям, изложенным в отзыве и представленных документах.

 Выслушал участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности

 Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Судом установлено, что на основании распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Стиф», расположенного по адресу: <адрес>.

 Проверка проводилась с целью проверки соблюдения ЗАО «Стиф» требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012.

 Лицом, уполномоченным на проведении указанной проверки назначен главный специалист отдела экологического контроля управления охраны окружающей среды Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара ФИО4.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 В ходе проверки был выявлен факт обращения (образование и размещение) с отходами IV класса опасности (мусор от бытовых помещений), что подтверждено расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также расчетами сумм платы по объекту негативного воздействия за периоды соответствующие отчетным представленными ЗАО «Стиф».

 По итогам проверки был составлен Акт проверки от 19.01.2012г., предписание № об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколы об административных правонарушениях.

 Согласно предписанию ЗАО «Стиф» необходимо устранить нарушения, выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки, а именно:

 1.          Обеспечить руководителям и специалистам получение профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

 2. Назначить лиц, ответственных за обращение с отходами I-IV класса опасности согласно требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

 3.       Организовать сдачу отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом МПР РФ от 16.02.2010г. № 30;

 4.     Организовать ведение документации учета движения отходов, образованных и использованных в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

 5. Подать заявление природопользователя о регистрации объектов негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Порядком ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.12.2011г. № 2017;

 6. Своевременно осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ст. 28 ФЗ РФ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ).

 Согласно ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 В соответствии с ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

 Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

 На основании ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

 Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 Согласно п. 1.1. Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского круга Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 22 декабря 2011г. N 2017, порядок ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара устанавливает процедуру ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара.

 Согласно п. 1.4. данного Порядка отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды по ведению учета объектов и источников негативного воздействия на территории городского округа Самара от имени муниципального образования осуществляются Администрацией городского округа Самара в лице отраслевого (функционального) органа - Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.

 В соответствии с п. 1.5. ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского круга Самара исполнение функции по ведению учета объектов и источников негативного воздействия осуществляется посредством ведения Реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара.

 На основании п. 3.1. указанного Порядка, основанием для внесения сведений в Реестр является представление в Департамент природопользователем (хозяйствующим субъектом), осуществляющим деятельность на территории городского округа Самара, заявления о регистрации в Реестре объектов негативного воздействия по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

 Помимо этого, частью 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

 Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.

 Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», установлено, что плата взимается с предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, оказывающих, в частности, такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду, как размещение отходов.

 В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

 Следовательно, отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности арендатора, также являются его собственностью. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).

 Поскольку по договору подряда размещение отходов осуществляется по заданию собственника данных отходов, все права и обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникают у организации (арендатора), деятельность которой оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду.

 Обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов предусматривается пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

 Из письма ЗАО «Стиф» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара следует, что обществом исполнены требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, приложены следующие документы: копия договора с НОУ «Центр дополнительного образования» «Промэнергобезопасность» о профессиональной подготовке в области охраны окружающей среды по образовательной программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», копия Приказа ЗАО «Стиф» «О назначении лиц ответственных за обращение с отходами», данные учета в области с обращениями с отходами за 1 квартал 2012г., копия письма ЗАО «Стиф» о направлении заявления в Департамент о регистрации объектов негативного воздействия на окружающую среду.

 Таким образом, в настоящее время обществом требования, изложенные в предписании Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара выполнены в полном объеме, тем самым, заявитель согласился с данными требованиями предписания.

 При указанных обстоятельствах, учитывая, что требования предписания Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара являются законными и обоснованными, ЗАО «Стиф» предписание выполнило в полном объеме, прав заявителя данное предписание не нарушает, суд находит заявление общества не подлежащим удовлетворению.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований ЗАО «Стиф» отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Булыгин