ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2514/20 от 02.12.2020 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-2514/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Дубовской О.М.,

при секретаре судебного заседания Сивове О.А.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика АО [ В ] ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к АО [ В ] о признании действия (бездействия) по отказу принимать к расчету платы показания прибора учета горячего водоснабжения незаконным, обязании производить расчет платы за горячее водоснабжение с учетом показания ИПУ, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указано, что ввиду предоставления услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, истцом был установлен счетчик [ С], место установки прибора - кухня, разделяющий количество потребленной воды с температурой до 40 градусов и выше 40 градусов. Данные по второму показателю (температурой выше 40 градусов) нужно передавать АО [ В ] и производить оплату как за горячую воду, а разницу между первыми и вторыми показателями оплачивать по тарифам холодной воды.

[ДД.ММ.ГГГГ] Актом № [Номер] вышеуказанный прибор учета принят в эксплуатацию управляющей организацией АО [ В ] с показаниями в куб.м, на момент допуска: VI - 9.405, У2 - 0.021, VI - 5.025. и опломбирован.

Истец обращался к ответчику с письменными заявлениями о необходимости принять счетчик к учету. Однако ответчик под разными предлогами не принимает показания прибора учета к расчету платы за коммунальную услугу.

Актом №[Номер][ДД.ММ.ГГГГ], время местное 14:43 установлено следующее:

Наличие паспорта на установленный счетчик: Да;

Наличие схемы квартирного узла учета: ДА;

Наличие механических повреждений на приборах учета: НЕТ;

Наличие пломб энергосбытовой организации: В НАЛИЧИИ;

Наличие пломб поверки: В НАЛИЧИИ;

Соблюдение сроков поверки приборов учета: СОБЛЮДЕНЫ;

Проверка состояния водосчетчика: РАБОЧЕЕ.

Актом от [ДД.ММ.ГГГГ] зафиксированы следующие показания ИПУ в куб.м.: VI - 320.195, V2 - 0.021, VI - 188.368. П.4 данного Акта прибор признан пригодным.

[ДД.ММ.ГГГГ] выдано Свидетельство о поверке [Номер], действительно до [ДД.ММ.ГГГГ].

По настоящее время истцу продолжают выставлять квитанции на оплату горячей воды не по данным прибора учета, а по нормативу.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участи процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (7) Правил).

Установленные истцами счетчик горячей воды [ С] соответствует требованиям законодательства, предназначен для измерения объема горячей воды СНиП. Имеет паспорт [ ... ], из которого следует, что термометр предназначен для непрерывных измерений температур разных сред, имеет исполнение с классами точности 1 и 2, имеет степень защиты 1Р68 по ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89). Даты проверки [ДД.ММ.ГГГГ], дата последующей проверки [ДД.ММ.ГГГГ] год.

При этом приобретенный истцом счетчик [ С] помимо функции измерения общего объема воды имеет дополнительную функцию - измерение объема воды с температурой выше установленного значения, которая измеряется подключаемым термометром сопротивления, то есть данный счетчик предназначен для раздельного учета всей воды, которая прошла через счетчик, и воды, температура которой была выше запрограммированного значения. В свою очередь, температура порога определения холодной воды является программируемой по желанию заказчика.

Согласно данным паспорта Счетчика он выполняет учет количества потребленного объема горячей воды как объем холодной воды при ее температуре ниже 40 °С (порог определения холодной воды).

В связи с начислением платы за горячее водоснабжение, которое производилось без учета показаний указанного прибора, а по нормативам истец обратился в АО [ В ] о принятии в расчет платы за горячее водоснабжение показаний прибора учета ГВС как индивидуального прибора учета потребления горячего водоснабжения с параметрами, указанными в паспорте. В удовлетворении требований истцу было отказано, в связи с несоответствием установленного прибора учета обязательным параметрам, закрепленным в пункте 5 Приложения № 1 Правил, который закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества при температуре ниже 40 °С.

В соответствии с п. 5 Приложения № 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 к числу требований к качеству предоставления услуг горячего водоснабжения отнесено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора. соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С. за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °С. суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Таким образом, в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета горячей воды [ С], произведен технический осмотр прибора учета, составлен акт первичного, повторного допуска в эксплуатацию узла учета ГВС, прибор опломбирован, замечаний по монтажу нет, проведена поверка средств измерения индивидуальных приборов учета ГВС, прибор исправен и допущен для эксплуатации в качестве средства учета расхода горячей воды. Установленный в Счетчике программируемый порог определения холодной воды в 40 °С в качестве дополнительной функции прибора учета сам по себе не является препятствием для использования Счетчика в качестве прибора потребленного объема горячего водоснабжения.

На основании изложенного, просит:

Признать действия (бездействия) АО [ В ] по отказу принимать к расчету платы показания прибора учета горячего водоснабжения [ С] установленного по адресу: [Адрес] – незаконным.

Обязать АО [ В ] производить расчет платы за горячее водоснабжение с учетом показаний ИПУ, установленного по адресу: [Адрес] и положений п. 5 Приложения № 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Взыскать с АО [ В ] в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие ([ ... ] В материалы дела представлены письменные пояснения [ ... ]

Представитель истца ФИО1 по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в письменных пояснениях ([ ... ]), в которых указано, что Согласно таблице «Объема потребления горячей воды» истцом с [ДД.ММ.ГГГГ] не передаются показания по ИПУ. Этот факт не соответствует действительности. В материалах дела имеются показания счетчика по передаче объема горячей воды, отправленных с сайта АО [ В ] О чем свидетельствуют входящие письма- подтверждения от Ответчика о передаче показаний.

В соответствии с п.5 Приложения 1 Правил 354 за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Соответственно, оплата за воду с температурой ниже 40 С. прошедшую через ИПУ, установленный на кухне Истца, должна оплачиваться по тарифам холодного водоснабжения.

Истцом в адрес АО [ В ] неоднократно направлялась информация о некачественном оказании услуг ГВС: заявление, принятое АО [ В ][ДД.ММ.ГГГГ], ценное письмо с описью вложения от [ДД.ММ.ГГГГ], ценное письмо с описью вложения от [ДД.ММ.ГГГГ]. Ответы на данные обращения до сих пор не получены и мер со стороны Ответчика по исправлению ситуации не предпринималось.

Из ст.1 ГК РФ следует, что никто не может извлекать выгоду из своего незаконного поведения. Поэтому, если управляющая организации уклоняется от составления акта, то можно подтвердить факт ненадлежащего оказания услуг иными доказательствами.

Этой позиции придерживается ВС РФ ( Постановление Пленума № 22 от 27.06.20177). В п.20 говорится, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ)., п.21 в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354). В п.22 Постановления Пленума от 27.06.2017 № 22 суд указал следующее: При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). В любом случае нельзя отказать в перерасчете на том основании, что не составлен акт.

Согласно пп. "к" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием: причин отказа.

Истцом в адрес Ответчика неоднократно направлялись жалобы и акты о некачественно оказанной услуге ГВС (от [ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ],[ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ][ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ]). Меры со стороны Ответчика предприняты не были.

Также согласно выписке с лицевого счета истца, представленной Ответчиком, в [ДД.ММ.ГГГГ] Ответчиком произведено полное списание платы за КУ ГВС, а также производились перерасчеты платы с [ДД.ММ.ГГГГ] по причине некачественного предоставления КУ ГВС.

Ответчик – представитель АО [ В ] - ФИО2 по доверенности, в судебном заседании с иском не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях ([ ... ]) в которых указано, что раздел 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. [Номер] (далее - Правила [Номер]) определяет порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно- диспетчерская служба) (п. 105 Правил). По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (п. 109 Правил).

Из указанных норм следует, что установление фактов ненадлежащего оказания коммунальных услуг проводится по каждому конкретному факту нарушения.

Таким образом, из анализа указанных выше положений действующего законодательства следует, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.

Иного порядка осуществления перерасчета законодательством РФ не предусмотрено.

Управляющей компанией дома № [Номер] по адресу [Адрес], является ООО [ Н ] которая и является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с Правилами N 354 Исполнитель (юридическое лицо, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

АО [ В ] является ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с положениями пункта 107 Правил № 354. если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то она несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, АО [ В ] не несет ответственности за поставленный ненадлежащего качество услугу горячего водоснабжения, по мнению Истца, в отношении жилого помещения в МКД.

В силу изложенного считает, что АО [ В ] является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того, истцом не доказан факт некачественной поставки коммунальной услуги в ее жилое помещение.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

С учетом вышеуказанных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу.

Истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены только односторонние акты, направленные в адрес АО [ В ] и не представлено никаких других доказательств предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц – ООО [ Ц ] ООО [ Н ] ООО [ А ]» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст.35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными и считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406, в систему регулируемых тарифов входит тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).

В соответствии с пп.) е) п.3 п.6 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 №534, в отношении тарифов в сфере водоснабжения осуществляется государственный надзор, в том числе надзор за правильностью применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение.

Статьей 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно п.д) п. 33 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель вправе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

Согласно п. 91 Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги носит заявительный характер.

В соответствии с пп. «в» п. 111 Правил №354 установлено, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества является дата и время начата нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и перерасчета по качеству ресурса, отпущенного на услугу по горячему водоснабжению составляют почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора зафиксированные ИПУ.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен в гл. X Правил № 354.

Таким образом, Правилами № 354 четко установлен порядок установления причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, без учета которого не может быть осуществлен перерасчет.

Согласно п.104, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

В соответствии с п.105 Правил, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Судом установлено и явившимися лицами не оспаривается, что квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета ГВС – счетчиком [ С]. Квартирный счетчик холодной и горячей воды [ С] зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации за N [Номер], изготовитель ЗАО [ И ][Адрес]. Данный тип средств измерений утвержден Приказом от 23.04.2012 г. N 277 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за N 38.

Собственником указанного жилого помещения является ФИО3

[ДД.ММ.ГГГГ] Актом № [Номер] вышеуказанный прибор учета был принят в эксплуатацию и опломбирован представителями АО [ В ][ ... ]

В соответствии с требованиями действующего законодательства (Правил № 354 и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124), расчеты за поставленный в многоквартирный дом коммунальный ресурс должны осуществляться по стоимости коммунального ресурса, который рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством, т.е. регулируемым тарифам.

Установлено, что истцом в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] г. передавались показания счетчика горячей воды только выше 40 градусов, что подтверждается уведомлениями и пояснениями представителя истца ([ ... ]

Таким образом, при передаче Истцом АО [ ... ] показаний счетчика об объеме потребления воды температурой выше 40 градусов, ответчик не мог произвести расчет за горячее водоснабжение. Расчет платы за горячее водоснабжение по тарифам, установленным для холодного водоснабжения, противоречит действующему законодательству.

Установлено, что на обращения ФИО3 АО [ В ] неоднократно разъяснял порядок начисления платы за горячее водоснабжение, в том числе порядок установления факта оказания услуг ненадлежащего качества и порядок соответствующего перерасчета при его установлении ([ ... ]) - письма от [ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ], [ДД.ММ.ГГГГ]).

[ДД.ММ.ГГГГ] представителями АО [ В ] была проведена поверка ИПУ ГВС, по результатам которой были зафиксированы все показания ИПУ и произведено начисление за весь период потребления ([ ... ] Акт выполненных работ и расчет потребления – [ ... ]

В связи с тем, что в [ДД.ММ.ГГГГ]., [ДД.ММ.ГГГГ]., [ДД.ММ.ГГГГ]., [ДД.ММ.ГГГГ]. - [ДД.ММ.ГГГГ]. показания об общем объеме потребления горячей воды Истцом не передавались, расчет производился АО [ В ] в соответствии с пунктом 59 и 60 Правил № 354, а именно: три месяца, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, а начиная с четвертого месяца - по нормативу. При этом повышающий коэффициент, предусмотренный п. 60 Правил № 354, Истцу не выставлялся.

Согласно Актам, составленных ООО [ А ] от [ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 62 градуса, в [Адрес] – 60 градусов [ ... ][ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 63 градуса, в [Адрес] – 60 градусов [ ... ]); от [ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 60 градусов, в [Адрес] – 59,5 градусов [ ... ][ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 60 градусов, в [Адрес] – 55,4 градусов [ ... ]); от [ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 60 градусов, в [Адрес] – не измерялась ([ ... ] от [ДД.ММ.ГГГГ] зафиксирована температура горячей воды на вводе в [Адрес], - 31 градус, в [Адрес] – 31градус ([ ... ]

Свидетель [ФИО 1] в судебном заседании пояснил, что истец его теща, он сам занимался установкой прибора учета ГВС – счетчика [ С], заключив договор с ООО [ С] Приняли решение об установке данного счетчика, поскольку температура горячей воды ненадлежащего качества. В квартире тещи они бывают регулярно, в летний период заходят каждый день, горячая вода практически каждый день ниже 40 градусов. Конкретных дат и время подачи горячей воды ненадлежащего качества он не фиксировал.

Аналогичные показания дала свидетель [ФИО 2]

Согласно Акта проверки юридического лица [Номер] Государственной жилищной инспекции [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] ([ ... ]) в отношении ООО [ А ] с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителей, проживающих по адресу: [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] о ненадлежащем горячем водоснабжении, установлено, что на момент внеплановой выездной проверки [ДД.ММ.ГГГГ] в 09 часов 40 минут нарушений не выявлено, температура горячей воды на вводе в дом указанного многоквартирного дома составила 60 градусов, в [Адрес] точке водоразбора на кухне температура горячей воды составила 55,4 градусов.

Ссылка истца на п. 5 приложения № 1 Правил № 354, устанавливающего, что за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплаты потребленной воды производится по тарифу за холодную воду, является необоснованной.

Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394 «О признании частично недействующим пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354» пункт 5 приложения № 1 признан недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Учитывая указанные нормы права, поскольку тариф на горячую воду является регулируемым и не может быть изменен, требование истца о расчете платы за горячую воду по тарифам, установленным для холодного водоснабжения, противоречит действующему законодательству и не подлежит удовлетворению.

Из указанных выше пунктов Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует, что установление фактов ненадлежащего оказания коммунальных услуг производится по каждому конкретному факту нарушения, установление факта ненадлежащего оказания жилищно-коммунальных услуг постоянно Правилами не предусмотрено.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

С учетом вышеуказанных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу.

Истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены только односторонние акты направленные в адрес АО [ В ] и не представлено никаких других доказательств предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Перерасчет платы за горячую воду может быть произведен только на основании заявления потребителя и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом. Иного порядка осуществления перерасчета законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 приложения №1 к Правилам №354, закрепляющий условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальные услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.

Более того, из приложения к свидетельству №[Номер] об утверждении типа средств измерений следует, что счетчики холодной и горячей воды [ С] предназначены для измерений объема питьевой воды безотносительно температуры. Иными словами, если температура воды ниже нормативных значений, то его показания ни коим образом не меняются в отношении объема потребленного коммунального ресурса.

В соответствии с Правилами N 354 Исполнитель (юридическое лицо, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

АО [ В ] является ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с положениями пункта 107 Правил № 354. если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то она несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Если температура горячей воды в тепловых узлах (на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения) соответствует установленным нормативам, претензии жилищной инспекции необоснованны, так как инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирных домов и внутри квартир, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер] по делу N [Номер]

Инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирного дома (конкретной квартиры), не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, отбор проб воды произведен из внутридомовых инженерных систем, техническое обслуживание которых она не осуществляла. Таким образом, контролирующий орган не установил факт несоответствия температурного режима горячей воды именно вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей ресурсоснабжающей организацией.

Ресурсоснабжающая организация, получившая предписание об устранении нарушений, не осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем ни в силу действующего законодательства, ни на основании договоров с собственниками жилых домов; инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирных домов и внутри квартир, не относятся к зоне ее эксплуатационной ответственности; качество предоставления коммунальной услуги (температурный режим) на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организацией обеспечено - температура горячей воды в тепловых узлах соответствует установленным нормативам.

Таким образом, АО [ В ] не несет ответственности за поставленный ненадлежащего качество услугу горячего водоснабжения, в отношении жилого помещения в МКД.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что АО [ В ] является ненадлежащим ответчиком.

На основании изложенного, исковые требования ФИО3 о признании действия (бездействия) по отказу принимать к расчету платы показания прибора учета горячего водоснабжения незаконным, обязании производить расчет платы за горячее водоснабжение с учетом показания ИПУ удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении основного требования, суд отказывает в удовлетворении требований истцов о взыскании в их пользу компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к АО [ В ] о признании действия (бездействия) по отказу принимать к расчету платы показания прибора учета горячего водоснабжения незаконным, обязании производить расчет платы за горячее водоснабжение с учетом показания ИПУ, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Дубовская О.М.