ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2516/16 от 16.06.2016 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-2516/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2016 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством

судьи Лихомана В.П.,

при секретаре Лазгиян А.С.,

с участием

представителя истца, старшего

помощника прокурора г. Пятигорска Швец Е.С.,

представителей ответчиков:

МБДОУ детский сад № 26 Шаталовой С.В.,

МБДОУ детский сад № 32 Жидковой О.И.,

МБДОУ детский сад № 43 Ласкиной С.Г.,

МБДОУ детский сад № 45 Симоновой Ю.В.,

МБДОУ детский сад № 46 Кадинцевой Т.А.,

МБОУ СОШ № 26 Гаркина А.Ю.,

МУ «Управление образования г. Пятигорска» Назаренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в Пятигорском городском суде гражданское дело № 2-994/16 по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска, поданным в защиту неопределенного круга лиц к МУ «Управление образования г. Пятигорска», МУ «Управление общественной безопасности администрации г. Пятигорска», администрации г. Пятигорска, МБОУ СОШ № 26, МБДОУ детский сад № 32, МБДОУ детский сад № 43, МБДОУ детский сад № 26, МБДОУ детский сад № 46, МБДОУ детский сад № 45, МБДОУ детский сад № 30 о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Согласно доводам прокурора г. Пятигорска, прокуратурой города Пятигорска проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, выразившиеся в следующем.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем осуществления мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (п. 13 Концепции).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство РФ.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 утверждены требования к антитеррористическойзащищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее - Требования).

Исходя из положений пп. «в», «г», «д» п. 21 Требований,антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:

- контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;

- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;

- оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.

Согласно п. 23 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

В соответствии с п. 24 Требований, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Исходя из положений п. 30 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта (п. 31 Требований).

В силу п. 32 система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Во исполнение п. 2 Требований, 27 июля 2015 года заместителем главы администрации г. Пятигорска, заместителем председателя АТК г. Пятигорска утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г. Пятигорска.

Согласно п. 39 Перечня, МБОУ СОШ № 26 является местом с массовым пребыванием людей.

Как считает прокурор, вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует освещение обеспечивающее освещенность всей территории в темное время суток;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 62 Перечня, МБДОУ детский сад № 26 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории учреждения;

- отсутствует освещение обеспечивающее освещенность всей территории в темное время суток;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 65 Перечня, МБДОУ детский сад № 30 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории учреждения;

- отсутствует освещение обеспечивающее освещенность всей территории в темное время суток;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 67 Перечня, МБДОУ детский сад № 32 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории учреждения;

- отсутствует освещение обеспечивающее освещенность всей территории в темное время суток;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 75 Перечня, МБДОУ детский сад № 45 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории

учреждения;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 76 Перечня, МБДОУ детский сад № 46 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории учреждения;

- отсутствует автономная система оповещения, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно п. 82 Перечня, МБДОУ детский сад № 43 является местом с массовым пребыванием людей.

Вышеперечисленные требования закона должностными лицами указанного Учреждения в полном объеме не исполняются.

На момент проверки установлено следующее:

- отсутствует физическая охрана лиц пребывающих на территории учреждения;

- отсутствует освещение обеспечивающее освещенность всей территории в темное время суток;

- имеющаяся система видеонаблюдения (видеоконтроль) за состоянием обстановки не обеспечивает контроль по всему периметру территории объекта и КПП, периметру зданий и сооружений объекта, охраняемых помещений и подходов к ним, а также входов, выходов, въездов, выездов, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.

Из положений п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что образование в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, носит гуманистический характер (приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования) и светский характер.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с требованиями ст. 41 Федерального закона № 273-Ф3 охрана здоровья обучающихся включает в себя в числе прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Непринятие полного комплекса мер по исполнению требований законодательства о противодействии терроризму может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающимся, работникам образовательной организации, а также иным лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что в результате, как считает прокурор, неисполнения указанных требований законодательства о противодействии терроризму нарушаются права и законные интересы обучающихся, работников образовательной организации, а также иным лицам, определить круг которых не представляется возможным, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

По изложенным основаниям прокурор г. Пятигорска в исковом заявлении и судебном заседании его представитель, просили суд:

- возложить на МБОУ СОШ № 26 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить освещение всей территории МБОУ СОШ № 26 в темное время суток; обеспечить МБОУ СОШ № 26 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБОУ СОШ № 26 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

- возложить на МБДОУ детский сад № 30 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законнуюсилу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить освещение всей территории МБДОУ детский сад № 30 в темное время суток; обеспечить МБДОУ детский сад № 30 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 30 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней; принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения;

- возложить на МБДОУ детский сад № 26 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить освещение всей территории МБДОУ детский сад № 26 в темное время суток; обеспечить МБДОУ детский сад № 26 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 26 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней; принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения;

- возложить на МБДОУ детский сад № 32 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить освещение всей территории МБДОУ детский сад № 32 в темное время суток; обеспечить МБДОУ детский сад № 32 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 32 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней; принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения;

- возложить на МБДОУ детский сад № 43 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить освещение всей территории МБДОУ детский сад № 43 в темное время суток; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 43 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения;

- возложить на МБДОУ детский сад № 45 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить МБДОУ детский сад № 45 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 45 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней; принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения;

- возложить на МБДОУ детский сад №46 г. Пятигорска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить МБДОУ детский сад № 46 автономной системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать территорию МБДОУ детский сад № 46 системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней; принять меры к организации физической охраны лиц, пребывающих на территории учреждения.

Представители ответчиков, явившиеся в судебное заседание, возражали в отношении исковых требований прокурора г. Пятигорска, и в обоснование своих возражений суду сообщили, что прокуратурой г. Пятигорска с привлечением инженера ЦОУ ОМВД по г. Пятигорску проведены проверки исполнения в указанных Учреждениях ответчиков законодательства о противодействии терроризму.

При этом в актах проверки не указаны основания к проведению проверки и нормы закона, в соответствии с которыми они проводились.

Часть 2 ст. 21 Закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки, проводимые прокуратурой, не подпадают под действие вышеуказанного Федерального закона, однако это не говорит о том, что данный вид проверочных мероприятий находится вне зоны правового регулирования.

Прокуратура, как и другие государственные органы, обязана руководствоваться конституционным принципом законности, установленным ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, и строить свою деятельность по проведению проверок юридических лиц на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Статья 22 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет прокурору право при осуществлении функций по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Пунктом 6 приказа Генерального прокурора от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлено, что проверки исполнения законов надлежит проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Таким образом, как считают представители ответчиков, у прокуратуры должны быть веские основания для проведения проверки того или иного субъекта, и руководитель предприятия вправе требовать предъявления данных оснований. Основания для проведения проверки должны быть надлежащим образом оформлены, а не являться лишь словами сотрудника прокуратуры.

В связи с тем, что в данном случае отсутствовали правовые основания для проведения проверки, отсутствие какого-либо оформления таких оснований, сотрудник прокуратуры не мог проводить проверку исполнения законодательства, и факты, указанные в акте, не могут являться доказательством нарушений законодательства.

В соответствии с п.4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 утверждены требования (далее - Требования) к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов.

При этом п. 2 данного Постановления МВД РФ поручено давать разъяснения по вопросам применения данных Требований.

В целях формирования единых подходов к организации и проведению работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей МВД РФ разработаны и подготовлены разъяснения, согласно которым основные критерии по определению перечня мест массового пребывания людей и объектов содержатся в Федеральном законе «О противодействии терроризму», согласно которому под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.

Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание «при определенных условиях», не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень мест массового пребывания людей.

В перечень не включаются также территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например, школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения,объекты спорта, театры, концертные залы), а также объекты (территории), подлежащие обязательной охране полицией. В отношении таких территорий (мест) действую положения иныхнормативных актов.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Установление системы видеонаблюдения, которая имеется в ряде случаев, и пост охраны, являются мерами профилактического характера, направленными на противодействие террористической деятельности, в соответствии с действующим законодательством.

В связи с этим, требования заместителя прокурора об устранении нарушений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272, представители ответчиков считают не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Также, по мнению представителей ответчиков, не обоснованы требования заместителя прокурора в части возложения обязанности устранения нарушений в двух месячный срок.

Данное требование не основано на нормах закона, ни чем не подтверждено и не обосновано.

В соответствии со ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должныустанавливаться с учетом принципа разумности.

На основании данной нормы закона требования по исполнению обязательств должны быть заявлены с учетом финансирования и наличия бюджетных средств, прогнозного объема расходов из средств федерального бюджета, сроков на подготовку проектной документации и в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По изложенным основаниям представители ответчиков, присутствующих в судебном заседании, просили суд в удовлетворении заявленных прокурором г. Пятигорска требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание не явились представители ответчиков: МБДОУ детский сад № 30, администрации г. Пятигорска и МУ «Управление общественной безопасности администрации г. Пятигорска», извещенные о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. О причинах неявки суд не известили.

На основании ч.ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможность рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных ответчиков.

Заслушав объяснения представителей участников процесса, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Порядок системы противодействия терроризму определяют Конституция РФ, Федеральные законы № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ, от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», от 30 мая 2001 года № 3-ФЗК «О чрезвычайном положении», от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», иные нормативные акты.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов.

В силу п. 2 указанных Требований, Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Настаивая на заявленных исковых требованиях о понуждении к совершению определенных действий, прокурор г. Пятигорска обосновывает их требования тем, что во исполнения Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 заместителем главы администрации г. Пятигорска, заместителем председателя АТК г. Пятигорска 27 июля 2015 года утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г. Пятигорска. Согласно указанному Перечню объекты: МБОУ СОШ № 26, МБДОУ детский сад № 32, МБДОУ детский сад № 43, МБДОУ детский сад № 26, МБДОУ детский сад № 46, МБДОУ детский сад № 45, МБДОУ детский сад № 30, являются местами с массовым пребыванием людей.

Однако с доводами истца суд согласиться не может по следующим основаниям.

27 июля 2015 года заместителем главы администрации г. Пятигорска, заместителем председателя АТК г. Пятигорска утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г. Пятигорска. В указанный перечень вошли 183 объекта, расположенные на территории г. Пятигорска.

Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 МВД РФ поручено давать разъяснения по вопросам применения данных Требований.

В целях формирования единых подходов к организации и проведению работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей МВД РФ разработаны и подготовлены разъяснения, согласно которым основные критерии по определению перечня мест массового пребывания людей и объектов (территорий) содержаться в п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которому под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.

Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание «при определенных условиях», не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более пятидесяти человек, может включаться в перечень мест массового пребывания людей. В перечень не включаются также территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например, школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения, объекты спорта, театры, концертные залы), а также объекты (территории) подлежащие обязательной охране полицией. В отношении таких территорий (мест) действуют положения иных нормативных актов.

Первым заместителем министра МВД РФ в адрес начальников ГУ МВД РФ по субъектам РФ направлены разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272.

Руководствуясь указанными разъяснениями, 06 апреля 2016 года глава г. Пятигорска - председатель антитеррористической комиссии утвердил новый Перечень, в который вошли 52 объекта, включенные в первоначальный Перечень и 31 объект, включенный в Перечень впервые. Так же из Перечня исключены все государственные учреждения здравоохранения, муниципальные и государственные образовательные учреждения, государственные учреждения культуры и спорта.

В связи с изложенным, главой г. Пятигорска исключены из Перечня образовательные учреждения, в том числе и ответчики: МБОУ СОШ № 26, МБДОУ детский сад № 32, МБДОУ детский сад № 43, МБДОУ детский сад № 26, МБДОУ детский сад № 46, МБДОУ детский сад № 45, МБДОУ детский сад № 30.

В настоящее время Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г. Пятигорска на 2015 год (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272) с изменениями, внесенными в соответствии с разъяснениями МВД РФ (Приложение к письму МВД России от 29 декабря 2015 года №1/10983), не отменен.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 года № 466) Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Согласно пп. 5.1 п. 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.

Из указанных выше правовых норм следует, что, в частности, в отношении объектов образовательных организаций, которые относятся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, только данное Министерство может определить перечень объектов, подлежащих антитеррористической защите, разработать требования к антитеррористической защищенности этих объектов, а также формы их паспорта безопасности.

В настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие перечень объектов образовательных организаций, подлежащих антитеррористической защите, а также требования к антитеррористической защищенности данных объектов и формы их паспорта безопасности Правительством Российской Федерации не изданы.

Таким образом, поскольку в Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г. Пятигорска, утвержденный главой г. Пятигорска ответчики не входят, у прокурора г. Пятигорска отсутствовали правовые основания для предъявления заявленных требований.

В условиях состязательности гражданского процесса, когда в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна предоставить доказательства в подтверждение тех обстоятельств, на которые она ссылается в подтверждение своих требований и возражений, истцом не предоставлено суду доказательств в подтверждение заявленных им требований.

При изложенных обстоятельствах, установленных судом, иск прокурора г. Пятигорска удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления прокурора г. Пятигорска, поданным в защиту неопределенного круга лиц к МУ «Управление образования г. Пятигорска», МУ «Управление общественной безопасности администрации г. Пятигорска», администрации г. Пятигорска, МБОУ СОШ № 26, МБДОУ детский сад № 32, МБДОУ детский сад № 43, МБДОУ детский сад № 26, МБДОУ детский сад № 46, МБДОУ детский сад № 45, МБДОУ детский сад № 30 о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья В.П. Лихоман