ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2516/2021 от 03.08.2021 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

УИД 70RS0003-01-2021-004840-46

(2-2516/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Остольской Л.Б.

при секретаре Погребковой Л.С.,

помощник судьи Белоногов В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Администрации Колпашевского городского поселения к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация Колпашевского городского поселения обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее по тексту – УФССП России по Томской области), в котором просит освободить от исполнительского сбора в сумме 50000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.02.2021 в рамках исполнительного производства по делу №121256/20/70024-ИП от 30.12.2020.

В обоснование иска указано, что судебный пристав - исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП по Томской области 09.02.2021 вынес постановление о взыскании с должника (истца) исполнительского сбора в размере 50000 руб., в рамках исполнительного производства №121256/20/70024-ИП от 30.12.2020, в части возложения обязанности в течении двух лет со дня вступления в законную силу решения суда провести в границах МО «Колпашевское городское поселение» (за исключением земель лесного фонда) лесоустройство, разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах МО «Колпашевское городское поселение» и не относящихся к землям лесного фонда, обеспечить меры пожарной безопасности в городских лесах в границах МО «Колпашевское городское поселение» (за исключением земель лесного фонда), предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях МО «Колпашевское городское поселение», занятых городскими лесами. Взыскание исполнительского сбора мотивировано тем, что в установленные в постановлении сроки в добровольном порядке должник не исполнил требования, указанные в исполнительном листе. Вместе с тем для исполнения решения суда требуется значительное время. В 2019 году истцом подготовлены материалы графического и текстового описания границ населенных пунктов и территориальных зон МО «Колпашевское городское поселение». По итогам рассмотрения материалов в ЕГРН были внесены сведения о границах населенного пункта д. Север, по другим населенным пунктам получены уведомления о невозможности внесения указанных сведений в связи с несоответствием координатного описания границ населенных пунктов границам, утвержденных Генеральным планом. Была направлена заявка на предоставлении субсидии для подготовки проекта изменений в генеральный план. Планируемый срок проведения мероприятий по внесению изменений в генеральный план запланирован на 2021 год. Также по исполнению требований подготовлены и приняты меры по осуществлению контроля в отношении лесных участков.

В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика, третье лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП по Томской области ФИО1, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 113 ГПК РФ не явились, причину неявки в суд не сообщив.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 22.12.2020, далее по тексту – Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.

Частью 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, закреплено право должника обратиться в суд в частности с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 74 постановления от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ и п.1 ст. 401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 №2201-О).

Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

При этом лицо, требующее освободить от взыскания исполнительского сбора должно доказать, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, неисполнение (несвоевременное исполнение) связано с причинами, не зависящими от его воли.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по ТО ФИО1 в отношении Администрации Колпашевского городского поселения возбуждено исполнительное производство №121256/20/70024-ИП от 30.12.2020 на основании исполнительного листа ФС035144113 от 21.12.2020, выданного Колпашевским городским судом по делу №2-А-595/2018. Предмет исполнения: возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения в течении двух лет со дня вступления в законную силу решения суда провести в границах МО «Колпашевское городское поселение» (за исключением земель лесного фонда) лесоустройство, разработку и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах МО «Колпашевское городское поселение» и не относящихся к землям лесного фонда, обеспечить меры пожарной безопасности в городских лесах в границах МО «Колпашевское городское поселение» (за исключением земель лесного фонда), предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях МО «Колпашевское городское поселение», занятых городскими лесами.

Постановлением от 09.02.2021 в связи с неисполнением в добровольном порядке в предоставленный срок требований по исполнительному производству № 121256/20/70024-ИП от 30.12.2020, возбужденного на основании исполнительного листа ФС035144113 от 21.12.2020 с Администрации Колпашевского городского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50000, 00 руб. Срок исполнения требований установлен до 19.03.2021.

Как следует из текста искового заявления, истцом не оспаривается, что в 5-тидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа решение суда исполнено не было, однако истцом предпринимались меры для исполнения исполнительного документа.

Согласно письмам от 28.02.2020 и 02.06.2020 главы Колпашевского городского поселения главе Колпашевского района, истец просит рассмотреть вопрос о выделении денежных средств в необходимом объеме для исполнения решения суда.

02.06.2020 СПИ ОСП по ИОВИП УФССП по Томской области ФИО1 направлена информация по исполнению судебного решения в части запроса денежных средств, а также доведено до сведения, что в 2019 году Администрацией Колпашевского городского поселения в рамках муниципального контракта подготовлены соответствующие материалы графического и текстового описания границ населенных пунктов и территориальных зон муниципальной образования «Колпашевское городское поселение». Данные материалы в 2019 год; направлены в Росреестр для внесения сведений о границах населенных пунктов территориальных зон (в том числе территориальных зон: зона особо охраняемых территорий (Р-1), зона зеленых насаждений общего пользования (Р-2), зона лесопарков (Р-3), зон рекреационных объектов (Р-4), зона природного ландшафта (Р-6), зона зеленых насаждена специального назначения (С-3), предусмотренных генеральным планом муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утвержденным решением Совет Колпашевского городского поселения от 25 декабря 2012 года № 76) в Единый государственный реестр недвижимости. По итогам рассмотрения направленных материала в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах только населенного пункта д. Север, по другим населенным пунктам получены уведомления (письма Филиала ФЕБУ «ФКП Росреестра по Томской области» от 26.12.2019 № 01 19/10759; от15.01.2020 № 01-20/00224; 04.02.2020 № 01-20/00864) о невозможности внесении указанных сведений в связи с несоответствием координатного описания границ населенны пунктов границам, утвержденным Генеральным планом муниципального образовали «Колпашевское городское поселение» 25 декабря 2012 года (часть земельных участков поставленных собственниками и пользователями на кадастровый учет после 25 декабря 201 года пересекает границы населенных пунктов, утвержденных Генеральным планом).

В целях актуализации сведений в документах территориального планирования градостроительного зонирования Администрацией Колпашевского городского поселения направлена заявка в Администрацию Колпашевского района на предоставление субсидии для подготовки проекта изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Колпашевского городского поселения в 2020 году в сумме 1500,0 тыс. руб. Срок проведения процедуры подготовки проекта изменений в генеральный план с учетом определения поставщика и проведения публичных слушаний по утверждению изменений составляет не менее 8 месяцев с момента доведения лимитов. В связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения короновирусной инфекции бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по внесения изменений в Генеральный план не доведены.

Необходимость внесения изменений в Генеральный план требуется для внесения сведений о границах населенных пунктов, а затем и границ территориальных зон, в Единый государственный реестр недвижимости, для определения местоположения и площади территориальных зон Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6.

Только после внесения изменений в Генеральный план, сведений о границах территориальных зон будет возможность определить площади и местоположение территорий, которые можно включить в городское лесничество, после чего выполнить работы по лесоустройству на территории городских лесов Колпашевского городского поселения в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г.№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Планируемый срок проведения вышеперечисленных мероприятий запланирован на 2021 год.

По обеспечению мер пожарной безопасности в городских лесах в границах муниципального образования «Колпашевское городское поселение» сообщаю, что Администрацией Колпашевского городского поселения ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Колпашевского городского поселения (опашка минерализованных противопожарных полос д.Волково, с.Тогур, г.Колпашево, д.Север).

Также в целях проведения комплекса мероприятий по исполнению требования подготовлены и приняты в установленном порядке решение Совета Колпашевского городского поселения от 20 июня 2020 года № 17 «Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», постановление Администрации Колпашевского городского поселения от 6 октября 2020 года № 656 «Об утверждении Административного регламента «Осуществления муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение».

Таким образом, доводы стороны истца о том, что должником предпринимались все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в ходе судебного заседания нашли свое подтверждение.

Суд учитывает и то, что фактическая возможность исполнить решение суда в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у истца отсутствует, в опровержение позиции истца о наличии исключительных обстоятельств не исполнения требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено.

При этом суд также учитывает и то, что истец является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязан использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

С учетом того, что истцом предпринимались необходимые меры для исполнения решения по делу №2А-595/2018, неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не было вызвано виновным противоправным поведением должника.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Администрации Колпашевского городского поселения к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Томской области ФИО1 от 09.02.2021 в рамках исполнительного производства №121256/20/70024-ИП от 30.12.2020, возбужденного на основании исполнительного листа №ФС035144113 от 21.12.2020, выданного Колпашевским городским судом.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: /подпись/ Л.Б.Остольская

Мотивированный текст решения изготовлен 10.08.2021.

Копия верна.

Судья Л.Б. Остольская

Секретарь: Л.С. Погребкова

10.08.2021 года

Оригинал хранится в деле УИД 70RS0003-01-2021-004840-46 (2-2516/2021) в Октябрьском районном суде г.Томска.