Дело №2-2517/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего Кузьминой Е.В.
При секретаре Возыка О.В.
С участием заявителя ФИО1, представителя ОСП по г. Благовещенску ФИО2, представителя УФССП по Амурской области ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании бездействия ОСП по г. Благовещенску,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с указанными требованиями в порядке главы 25 ГПК РФ, в обоснование заявленных требований указав, что она является взыскателем по исполнительному листу Благовещенского городского суда *** от *** о взыскании с ОЮ алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов заработка. С *** взыскание было обращено на пенсию должника, в связи с чем, исполнительный лист был направлен в пенсионный отдел Благовещенского ФИО4, а впоследствии перенаправлен в ***. *** должник переехал на постоянное место жительство в другой регион (***), о чем в *** года заявитель устно по телефону уведомила судебного пристава-исполнителя и просила направить исполнительный лист в службу судебных приставов по новому месту жительства должника, назвав при этом его новый адрес места жительства. В конце *** года из пенсионного отдела СБ РФ *** по телефону заявитель узнала, что исполнительный лист направлен в ОСП по г. Благовещенску в связи со сменой должником места жительства. Согласно штампу на конверте исполнительный лист поступил в ОСП по г. Благовещенску в *** года. В ***-*** года на приеме у судебного пристава-исполнителя АГ, последняя пояснила заявителю, что исполнительный лист вернулся, она запросит из Сбербанка *** справку о задолженности по алиментам, после чего направит исполнительный лист с данной справкой в *** В *** года судебный пристав-исполнитель сменился на НА, которая на телефонные звонки заявителя пояснила, что справка о задолженности еще не поступила, но сразу после ее поступления исполнительный лист будет направлен в ***. Однако в связи с тем, что время шло, а исполнительный лист так и не направлялся, *** заявитель обратилась к судебному приставу-исполнителю с письменным заявлением, содержащим просьбу о направлении исполнительного листа в ОСП в ***. При этом в заявлении были указаны адрес нового места жительства должника, адрес заявителя и ее телефон. Однако из представленного в материалы дела ответа от *** (который заявитель так и не получила) следовало, что исполнительный лист в ОСП по г. Благовещенску не поступал. До середины *** года исполнительный лист так и не был направлен в службу судебных приставов по новому месту жительства должника. При этом *** НА сменилась на *** НА В *** года на телефонные звонки заявителя судебный пристав-исполнитель НА отвечала, что все уже направлено, при этом не называла точную дату направления, указывая, что заявителю сообщено об этом в письме. Однако никаких писем в *** года заявитель не получала. И лишь *** *** НА было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, а также составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий, согласно сопроводительному письму от *** *** документы были направлены в ***. Информация об этом была направлена заявителю лишь спустя месяц - ***. Кроме того, в нарушение п. 1 ч. 6 т. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявитель не получала по почте копии постановлений об окончании исполнительного производства, а также о его возбуждении, получив их лишь *** при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Кроме того, *** при ознакомлении с материалами исполнительного производства заявитель обнаружила, что в копии исполнительного листа стоит отметка банка о том, что по состоянию на *** задолженности по алиментам нет, в связи с чем, полагает, что ссылаясь на то, что ждут справку о задолженности из Сбербанка, судебные приставы вводили ее в заблуждение. Относительно срока на обращения в суд с ответствующими требованиями указала, что в *** года она узнала, что бездействие ОСП по г. Благовещенску окончено, исполнительный лист направлен на исполнение по новому месту жительства должника. Однако *** должник умер, о чем заявитель знала ***. Одновременно *** она узнала о нарушении прав ее ребенка, заключающемся в том, что она не получит образовавшуюся по вине ОСП по г. Благовещенску задолженность по алиментам. Поскольку о нарушении прав ребенка заявитель узнала лишь ***, полагает, что срок на обращение в суд истекал ***, являющегося нерабочим днем. Заявление в суд подано *** - в следующий за выходными днями рабочий день, в связи с чем, срок на обращение в суд ею не пропущен. В подтверждение даты, когда заявитель узнала о нарушении прав своего ребенка, заявитель ссылается на список вызовов клиента ФИО1 за период с *** по ***, из которого усматривается, что *** в 18 часов 47 минут местного времени заявителем был произведен звонок в ***, из которого от сестры должника она узнала о смерти ОЮ, *** она разговаривала с *** ОЮ по поводу прошедших похорон. Указала, что длительное неисполнение должностными лицами ОСП по г. Благовещенску своих должностных обязанностей привело к нарушению прав ребенка заявителя, предусмотренных ч. 1 ст. 60 СК РФ, который своевременно не получал содержание от отца, в то время как в случае своевременного исполнения должностными лицами ОСП по г. Благовещенску действий по исполнительному производству по алиментным обязательствам, права ребенка нарушены не были бы.
На основании, изложенного, уточнив в ходе производства по делу предмет заявленных требований, заявитель просила суд признать незаконным бездействие ОСП по г. Благовещенску, выразившееся в несвоевременной регистрации исполнительного листа, поступившего из Дальневосточного банка СБ РФ *** в отношении должника ОЮ, а также в несвоевременном направлении данного исполнительного листа по новому месту жительства должника. При этом в случае признания судом срока на обращение в суд пропущенным, просила суд восстановить указанный срок как пропущенный по уважительным причинам.
В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении с учетом его уточнения.
Представитель ОСП по г. Благовещенску в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что по факту несвоевременной регистрации исполнительного документа в отношении должника ФИО1 о взыскании алиментов в пользу ФИО1, поступившего в ОСП по г. Благовещенску в *** года, отобрана объяснительная от *** - ИА, из которой следует, что в связи с большим объемом входящей корреспонденции, копия указанного исполнительного документа была ошибочно подколота к другим документам, при проведении инвентаризации в *** года обнаружена и передана судебному приставу-исполнителю. На заявление взыскателя ФИО1 от *** судебным приставом-исполнителем был дан ответ о невозможности направления исполнительного листа по месту жительства должника в *** в связи с нахождением листа по месту получения должником пенсии, в Благовещенском ОСБ. *** судебному приставу-исполнителю поступил на исполнение исполнительный документ - исполнительный лист Благовещенского городского суда *** от *** о взыскании алиментов с ОЮ в размере 1/4 части всех видов заработка в пользу ОЮ, в связи с переменой места жительства должника. *** на основании данного исполнительного документа в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем НА вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ***, копии которого были направлены сторонам исполнительного производства. *** судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п.п. 5 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный лист направлен для исполнения по месту жительства должника в УФССП по *** по адресу: ***. Копия постановления об окончании исполнительного производства направлена сторонам исполнительного производства для сведения простым письмом, что подтверждается регистрационной карточкой от ***. Указал, что довод заявителя о том, что ею не была получена информация на заявление от *** не нашел своего подтверждения, т.к. на заявлении и на листе ознакомления с исполнительным производством *** имеется отметка об ознакомлении с исполнительным производством ***, заявителем получены копии запрашиваемых документов. Полагает, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства об исполнительном производстве. Указала, что положениями ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 441 ГПК РФ установлен 10-дневный срок для подачи жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия). В соответствии со ст. 109 ГПК РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом срока. Согласно ст. 112 ГПК РФ пропущенный срок может быть восстановлен судом при ходатайству лица только при наличии уважительных причин. О действии судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об окончании исполнительного производства от ***, заявителю стало известно 18.01.2о11 года при получении почтового письма, что подтверждается конвертом. В связи с чем, полагает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование возражений указав, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействия ОСП по г. Благовещенску. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов - исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, все действия по исполнению судебных актов осуществляет судебный пристав-исполнитель. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от *** определен перечень должностных лиц, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ. Поскольку Отдел судебных приставов по г. Благовещенску не относится к указанным лицам, его бездействие, выразившееся в несвоевременной регистрации исполнительного документа, а также в несвоевременном направлении исполнительного листа, не могут быть обжалованы в порядке ст. 441 ГПК РФ. Из материалов дела усматривается, что согласно штампа входящей корреспонденции в ОСП по г. Благовещенску *** из Дальневосточного Банка Сбербанка России *** поступила копия исполнительного листа, выданного Благовещенским городским судом о взыскании с ОЮ в пользу ФИО1 алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка, с указанием на изменение должником места жительства. Данная копия исполнительного документа зарегистрирована за номером 194447. Указанная копия была передана *** НА ***, о чем свидетельствует реестр передачи исполнительных документов, на основании которой в тот же день *** НА было возбуждено исполнительное производство ***. В тот же день указанным должностным лицом составлен акт передачи исполнительного документа и материалов исполнительного производства по новому месту жительства должника, т.е. в УФССП по ***. На основании указанного акта *** *** НА было вынесено постановление об окончании исполнительного производства по основаниям, указанным в п.п. 5 п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Таким образом, бездействие *** НА ОСП по г. Благовещенску, выразившееся в несвоевременном окончании исполнительного производства не допущено. Порядок учета, оформления и хранения документов исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов предусмотрен главой 9 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Минюста РФ от *** ***. В соответствии с п. 167 Инструкции поступившие в структурное подразделение территориального органа ФССП России документы, в том числе исполнительные документы, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регистрируются делопроизводителем путем присвоения уникальных регистрационных номеров, состоящих из индекса территориального органа, индекса структурного подразделения судебных приставов, порядкового номера по регистрационному журналу входящих документов (электронной базе данных). Зарегистрированные исполнительные документы учитываются в Книге учета исполнительных документов под теми же регистрационными номерами. При электронной регистрации исполнительных документов делопроизводитель ежедневно распечатывает, заверяет своей подписью и помещает в дело учета исполнительных документов перечень зарегистрированных в течение дня документов. В соответствии с п. 169 Инструкции по каждому исполнительному документу делопроизводителем заводится номенклатурное дело «исполнительное производств», которое не позднее следующего дня после регистрации исполнительного документа, а по исполнительным документам, требующим немедленного исполнения, - в день поступления передается приставу в соответствии с распределением по зональному принципу. При получении исполнительного документа с заявлением взыскателя (их законных представителей) пристав ставит свою подпись в Книге учета исполнительных документов. В рассматриваемом случае имела место несвоевременная регистрация инспектором по делопроизводству копии исполнительного документа. Однако Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от *** определен перечень должностных лиц, действия (бездействия) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ. Поскольку старший инспектор по делопроизводству не относится к указанным лицам, его бездействие, выразившееся в несвоевременной передаче исполнительных документов судебному приставу-исполнителю, не могут быть обжалованы в порядке ст. 441 ГПК РФ. При этом в должностные обязанности судебных приставов-исполнителей не входит контроль и организация работы по делопроизводству. Довод заявителя о том, что на приеме у *** АГ она поясняла, что должник сменил место жительства и судебный пристав ей пояснила, что исполнительный лист в отношении ОЮ поступил в отдел судебных приставов по г. Благовещенску и она направила запрос в Сбербанк ***, не нашел своего подтверждения. Согласно приказа *** от *** *** АГ с *** по *** предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, а с *** предоставлен отпуск по беременности и родам. По факту направления ответа на заявление от *** в адрес заявителя по адресу: г. Благовещенск, ***, указала, что данный адрес был указан в исполнительном производстве за *** год и ответ был ошибочно направлен по данному адресу *** НА Также указала, что ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для подачи жалобы на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия). Такой же срок установлен ст. 441 ГПК РФ. Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. В рассматриваемом случае о действиях судебного пристав-исполнителя заявителю стало известно ***, в связи с чем, заявителем пропущен рок на обращение в суд. В связи с изложенным, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется в том числе на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 30 указанного Федерального закона заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 33 указанного Федерального закона если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое исполнительное производство оканчивается постановлением судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», исполнительный документ, поступивший для исполнения в подразделение судебных приставов, в течение трех дней со дня его поступления должен быть передан судебному приставу-исполнителю, которым в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа решается вопрос о возбуждении исполнительного производства, после чего в двухмесячный срок должны быть приняты меры к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов гражданского дела следует, что решением Благовещенского городского суда от *** по результатам рассмотрения гражданского дела *** по иску ФИО1 к ОЮ о взыскании алиментов на содержание ребенка, с ОЮ в пользу ФИО1 были взысканы алименты на содержание дочери Ксении, *** года рождения, в размере 1/4 части дохода ежемесячно, до совершеннолетия ребенка.
На основании указанного решения суда *** Благовещенским городским судом был выдан исполнительный лист *** от ***, который был предъявлен для принудительного исполнения в ОСП по г. Благовещенску.
Из материалов гражданского дела усматривается, что в рамках принудительного исполнения исполнительный лист *** от *** был направлен по месту работы должника ОЮ - в Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области для производства удержаний из заработной платы должника, откуда сопроводительным письмом от *** был возвращен в ОСП по г. Благовещенску в связи с увольнением должника ОЮ с ***.
На основании указанного исполнительного документа, поступившего в ОСП по г. Благовещенску ***, постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Благовещенску АГ от *** было возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника ОЮ в пользу взыскателя ФИО1 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
В рамках исполнительного производства постановлением *** ОСП по г. Благовещенску АГ от *** было обращено взыскание на пенсию должника ОЮ, для производства удержаний суммы долга из пенсии должника копия исполнительного документа направлена в Благовещенское ФИО4.
В связи с указанными обстоятельствами *** судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Благовещенску АГ *** было вынесено постановление об окончании исполнительного производства *** на основании п.п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что в связи с переменой места жительства должником ОЮ, а именно переездом его в ***, сопроводительным письмом Филиала АК Сберегательного Банка РФ (ОАО) Дальневосточный банк от *** за исх. *** исполнительный лист Благовещенского городского суда *** от *** был возвращен в адрес ОСП по г. Благовещенску для дальнейшего исполнения. Согласно штемпелю на почтовом конверте, указанный исполнительный документ фактически был направлен в адрес ОСП по г. Благовещенску ***, поступил в организацию почтовой связи по месту нахождения адресата ***, в связи с чем, фактически поступил в ОСП по г. Благовещенску в начале *** года, что не оспаривалось представителями заинтересованных лиц.
Обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов ФССП правила документирования и порядок документооборота (кроме секретного делопроизводства) определены Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, действующей на момент поступления в ОСП по *** в *** года копии исполнительного документа *** от ***.
Пунктом 5 указанной Инструкции установлено, что получение и отправка документов, их регистрация, доведение до исполнителей, учет, контроль, формирование номенклатурных дел, иные процедуры документооборота в структурных подразделениях Службы осуществляются государственными служащими указанных подразделений, ответственными за делопроизводство, в соответствии с их должностными регламентами.
Согласно п. 6 Инструкции ответственность за организацию и соблюдение установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, в том числе порядка работы с обращениями граждан, возлагается на руководителей структурных подразделений и территориальных органов Службы.
В соответствии с п. 167 Инструкции поступившие в структурное подразделение территориального органа ФССП России документы, в том числе исполнительные документы, указанные в части 1 статьи 12 Федерального закона от *** *** "Об исполнительном производстве", а также заявления взыскателей (их представителей) о возбуждении исполнительного производства регистрируются делопроизводителем в порядке, предусмотренном пп. 4 п. 48 Инструкции, путем присвоения уникальных регистрационных номеров, состоящих из индекса территориального органа, индекса структурного подразделения судебных приставов, порядкового номера по регистрационному журналу входящих документов (электронной базе данных).
Так, согласно пп. 4 п. 48 Инструкции вся входящая корреспонденция (за исключением по содержанию не относящейся к компетенции Службы, обращений граждан, факсимильных сообщений, личной переписки и справочных документов) подлежит обязательной централизованной регистрации в Управлении делопроизводства отделом документационного обеспечения в электронной базе данных "Служебная корреспонденция", в которую включаются основные реквизиты поступивших документов:
дата документа;
исходящий регистрационный номер документа;
корреспондент;
краткое содержание (заголовок к тексту);
почтовый адрес для ответа (если не содержится в тексте или реквизитах документа).
Факт регистрации входящего документа подтверждается оттиском регистрационного штампа Службы, который помещается на лицевой стороне первого листа в правом нижнем углу. В указанный оттиск от руки вписываются дата получения документа (арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год, например: ***) и его регистрационный номер в электронной базе данных "Служебная корреспонденция".
Реквизит "Регистрационный номер" входящего документа оформляется отделом документационного обеспечения и состоит из его порядкового номера в пределах календарного года в электронной базе данных "Служебная корреспонденция", который для отдельных видов документов дополняется индексом дела по номенклатуре дел (кодом по классификатору корреспондентов).
Зарегистрированные исполнительные документы учитываются в Книге учета исполнительных документов под теми же регистрационными номерами.
При электронной регистрации исполнительных документов делопроизводитель ежедневно распечатывает, заверяет своей подписью и помещает в дело учета исполнительных документов перечень зарегистрированных в течение дня документов. Ведение дела учета исполнительных документов еженедельно проверяется начальником районного (межрайонного, городского) отдела судебных приставов - старшим судебным приставом, о чем им после последней регистрационной записи вносится отметка о результатах проверки: "Правильность и достоверность регистрационного учета проверена..." с указанием даты проверки, должности, инициалов и фамилии, личной подписи проверяющего.
Согласно п. 169 Инструкции по каждому исполнительному документу делопроизводителем заводится номенклатурное дело "Исполнительное производство", которое не позднее следующего дня после регистрации исполнительного документа, а по исполнительным документам, требующим немедленного исполнения, - в день поступления передается приставу в соответствии с распределением по зональному принципу.
При получении исполнительного документа с заявлением взыскателя (их законных представителей) пристав ставит свою подпись в Книге учета исполнительных документов.
Однако из материалов гражданского дела усматривается, что сопроводительное письмо Филиала АК Сберегательного банка РФ (ОАО) Дальневосточный банк от *** о возвращении исполнительного листа *** от *** в отношении должника ОЮ в связи с переменой места жительства должника, фактически поступившее в адрес ОСП по г. Благовещенску в начале *** года, в нарушение порядка документооборота, установленного указанной Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, было зарегистрировано как поступившее в ОСП г. Благовещенску лишь *** за вход. ***, что подтверждается оттиском регистрационного штампа на сопроводительном письме.
Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что обстоятельства несвоевременной регистрации указанного документа, фактически поступившего в ОСП по г. Благовещенску в начале *** года, связано с тем, что ввиду большого объема входящей корреспонденции копия исполнительного документа была ошибочно подколота к другим документам, при проведении инвентаризации в *** года была обнаружена и передана судебному приставу-исполнителю для исполнения.
В подтверждение указанных обстоятельств суду представлена копия объяснительной *** (*** по г. Благовещенску) ИА от ***, содержащая аналогичные доводы.
При этом по вине какого именно должностного лица, осуществляющего в день поступления в ОСП по г. Благовещенска исполнительного документа прием и регистрацию входящей корреспонденции, была допущена указанная ошибка, повлекшая несовременную регистрацию исполнительного документа, из материалов гражданского дела, в том числе из представленной объяснительной (отобранной у старшей канцелярии), пояснений представителей заинтересованных лиц, не усматривается, материалы проверки по факту несовременной регистрации копии исполнительного производства, сведения о принятии к виновному должностному лицу мер дисциплинарного взыскания за нарушение правил документооборота, суду заинтересованными лицами не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что из имеющих в материалах дела сведений, с достоверностью установить конкретное должностное лицо, по вине которого не была произведена своевременная регистрация поступившего в ОСП по г. Благовещенску исполнительного документа, не представляется возможным.
Причин, по которым исполнительный документ, фактически поступивший в ОСП по г. Благовещенску в *** года, после обнаружения в *** года был зарегистрирован как поступивший в ОСП по г. Благовещенску ***, а не в дату фактического поступления, из материалов дела, пояснений представителей заинтересованных лиц также не усматривается.
Судом установлено, что *** ФИО1 обратилась в ОСП по г. Благовещенску с заявлением, в котором просила направить исполнительный лист в отношении должника ОЮ для исполнения в службу судебных приставов по новому месту жительства должника, проживающего по адресу: ***.
При этом несмотря на то, что исполнительный документ был возвращен в ОСП по г. Благовещенску в начале *** года, *** заявителю был дан ответ о том, что по состоянию на *** копия исполнительного документа судебному приставу-исполнителю не возвращалась, в связи с чем, направить исполнительный лист по месту жительства должника в службу судебных приставов *** не представляется возможным. Указанный ответ был направлен заявителю по прежнему месту жительства, отличного от того, который был указан в заявлении от *** и как следует из пояснений заявителя, не был ею получен.
Доводы заявителя о том, что она неоднократно по телефону обращалась в ОСП по г. Благовещенску по вопросу направления исполнительного документа на исполнение по новому месту жительства должника косвенно подтверждаются ответами Амурского филиала ОАО «Дальсвязь» от *** и от ***, из которых усматривается, что *** в 16 часов 11 минут произведено телефонное соединение с номера *** на номер *** продолжительностью 94 секунды, *** в 13 часов 58 минут произведено телефонное соединение с номера *** на номер *** продолжительностью 188 секунд. Телефонный номер *** зарегистрирован на юридическое лицо - Амурский областной суд (место работы заявителя), телефонный номер *** зарегистрирован на юридическое лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и установлен по *** г. Благовещенска.
Из материалов дела следует, что после обнаружения в *** года по реестру передачи исполнительных документов от *** копия исполнительного листа Благовещенского городского суда *** от *** в отношении должника ОЮ о взыскании в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, *** была передана на исполнение судебному приставу - исполнителю НА, что подтверждается ее росписью в реестре.
Постановлением *** по г. Благовещенску НА от *** было возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника ОЮ в пользу взыскателя ФИО1
В тот же день, а именно ***, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Благовещенску НА был составлен акт передачи исполнительного документа и материалов исполнительного производства по новому месту жительства должника ОЮ, проживающего в ***.
В связи с передачей исполнительного документа по территориальности постановлением *** по г. Благовещенску НА *** было вынесено постановление об окончании исполнительного производства *** на основании п.п. 5 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Регистрационной карточкой исходящей корреспонденции подтверждается, что *** за исх. *** исполнительный документ в отношении должника ОЮ и материалы исполнительного производства были направлены в УФССП по ***.
О направлении исполнительного документа на исполнение по новому месту жительства должника взыскателю ФИО1 было в копии сообщено для сведения. При этом из материалов гражданского дела усматривается, что указанное сообщение за исх. *** от *** согласно штемпелю на почтовом конверте фактически было направлено адресату только ***, поступило в организацию почтовой связи по месту жительства ФИО1 ***, после чего было получено заявителем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обстоятельства несовременной регистрации исполнительного документа, возвращенного в ОСП по г. Благовещенску в начале *** года в связи со сменой места жительства должника ОЮ - переездом в ***, повлекли за собой несовременную передачу исполнительного документа на исполнение, а, следовательно, и несвоевременную передачу исполнительного документа на исполнение в службу судебных приставов по новому месту жительства должника, в то время как в случае надлежащего исполнения уполномоченными должностными лицами обязанности по регистрации входящей корреспонденции, вопрос о передаче исполнительного документа на исполнение по территориальности с учетом положений ст.ст. 30, 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен был быть разрешен судебным приставом-исполнителем в пределах срока совершения исполнительных действий, т.е. не позднее августа 2010 года.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, учитывая, что согласно п.п. 5, 6 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов получение документов, их регистрация, доведение до исполнителей в структурных подразделениях службы осуществляются государственными служащими указанных подразделений, ответственными за делопроизводство, ответственность за организацию и соблюдение установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в территориальных органах службы возлагается на руководителей структурных подразделений и территориальных органов службы, исходя из того, что конкретное должностное лицо, по вине которого не была произведена своевременная регистрация исполнительного документа, поступившего в ОСП по г. Благовещенску в связи со сменой места жительства должника в июне 2010 года, повлекшая несовременную передачу исполнительного документа на исполнение по новому месту жительств должника, установить не представляется возможным, из представленных заинтересованными лицами материалов и их объяснений данное обстоятельство не усматривается, суд полагает обоснованными доводы заявителя об оспаривании бездействия непосредственно ОСП по г. Благовещенску, как органа, осуществляющего принудительное исполнение судебных актов, в адрес которого для надлежащего исполнения в *** года был возвращен исполнительный документ, и по вине должностных лиц которого, ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей по регистрации документов и доведению их до исполнителей, а также по контролю за организацией и соблюдением порядка документооборота, была допущена несвоевременная регистрация исполнительного документа, повлекшая за собой несовременную передачу исполнительного документа на исполнение по новому месту жительства должника.
При этом доводы представителя УФССП по Амурской области о том, что Отдел судебных приставов по г. Благовещенску не относится к лицам, решения, действия (бездействие) которого могут оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, судом не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 254 гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены в том числе решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Отдел судебных приставов по г. Благовещенску является структурным подразделением УФССП по Амурской области территориального органа Федеральной службы судебных приставов, входящей в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от *** *** «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
При этом возможность обжалования в порядке главы 25 ГПК РФ решений, действий (бездействия) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в том числе и не являющегося юридическим лицом, подтверждается разъяснениями, содержащимися в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В данном случае при необходимости суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, решения (действия, бездействие) структурного подразделения которого оспариваются, что и было сделано судом в рамках настоящего гражданского дела путем привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица УФССП по Амурской области, структурным подразделением которого является ОСП по г. Благовещенску.
Рассматривая вопрос о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя, судом учитывается следующее.
Согласно ч. 1 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
В силу ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 СК РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Таким образом, по смыслу изложенного, в рамках алиментных обязательств по выплате несовершеннолетнему ребенку средств на содержание родителем, проживающим отдельно от него, родитель, проживающий совместно с ребенком и выступающий взыскателем в рамках исполнительного производства, по существу является законным представителем своего несовершеннолетнего ребенка и действует исключительно в его интересах.
При этом свидетельством о смерти ****** от *** подтверждается, что ОЮ, являющийся должником по исполнительному листу Благовещенского городского суда *** от ***, умер *** в ***, о чем *** Отделом ЗАГС *** ЗАГС *** составлена запись акта о смерти ***.
При таких обстоятельствах принимая во внимание, что согласно данным об исполнении, содержащимся в исполнительном документе по предыдущему месту исполнения, алименты с должника были удержаны по *** включительно, суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что вследствие допущенного должностными лицами ОСП по г. Благовещенску бездействия, выразившегося в несвоевременной регистрации исполнительного документа, повлекшей несвоевременное направление исполнительного документа по новому месту жительства должника, нарушено право несовершеннолетней КО, являющейся дочерью заявителя ФИО1 и умершего должника ОЮ, на получение содержания от своего отца за период с *** по ***, а также право заявителя как взыскателя по исполнительному документу на получение образовавшейся задолженности по алиментам.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
При этом, поскольку настоящее гражданское дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II ГПК РФ, то последствия пропуска срока на обращение в суд в данном случае должны применяться судом по своей инициативе, независимо от наличия либо отсутствия заявления о пропуске срока от лиц, участвующих в деле, т.к. возможность применения срока исковой давности в зависимости от заявления ответчика закон связывает только с частноправовыми отношениями (гражданскими, семейными и т.п.). Данный вывод суда подтверждается разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за *** года.
Из материалов гражданского дела усматривается, что о вынесении судебного постановления судебного пристава-исполнителя от *** об окончании исполнительного производства в связи с передачей исполнительного документа по территориальности, а, следовательно об окончании оспариваемого в настоящее время бездействия, заявителю ФИО1 стало известно после ***.
Однако как следует из пояснений заявителя, о нарушении в результате оспариваемого бездействия своих прав как взыскателя по исполнительному документу и прав своего несовершеннолетнего ребенка, законным представителем которого она является, она узнала лишь ***, поскольку в данный день из телефонного звонка в ***, от сестры ОЮ узнала о его смерти, а, следовательно, невозможности получения образовавшейся задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным заявителем списком вызовов клиента ФИО1 Амурского регионального отделения ОАО «Мегафон» за период с *** по ***, из которого усматривается, что *** в 18 часов 47 минут местного времени ФИО1 был произведен звонок в *** на номер *** продолжительностью 293 секунды.
При этом судом учитывается, что указанный номер телефона, на который заявителем *** был произведен звонок, в акте передачи документа и материалов исполнительного производства от *** обозначен как номер телефона должника - ОЮ
Иных доказательств в подтверждение даты, когда заявителю стало известно о нарушении в результате бездействия ОСП по г. Благовещенску ее прав и прав ее несовершеннолетнего ребенка, суду не представлено.
При данных обстоятельствах, с учетом положений ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 ГПК РФ срок на обращение в суд с соответствующими требованиями начал течь с *** и истек ***, являющегося следующий за выходными днями рабочим днем.
Кроме того, судом учитывается, что согласно листу ознакомления с материалами исполнительного производства ***, а, следовательно, и с сопроводительным письмом Филиала АК Сберегательного банка РФ (ОАО) Дальневосточный банк от ***, почтовым конвертом, в котором в *** года в ОСП по г. Благовещенску поступила копия исполнительного документа, заявитель ФИО1 на основании заявления от *** была ознакомлена лишь ***, следовательно, только с указанного момента узнала об обстоятельствах фактического поступления в ОСП по г. Благовещенску указанного исполнительного документа.
В связи с изложенным, учитывая, что из материалов гражданского дела следует, что заявление ФИО1 об оспаривании бездействия ОСП по г. Благовещенску поступило в адрес Благовещенского городского суда ***, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен, в связи с чем, необходимости в рассмотрении вопроса о его восстановлении не имеется. При данных обстоятельствах заявленное ФИО1 ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с соответствующими требованиями удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных судом обстоятельств нарушения в результате оспариваемого бездействия ОСП по г. Благовещенску прав и законных интересов заявителя как взыскателя по исполнительному документу, а также прав и законных интересов ее несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого были взысканы алименты, обстоятельств несоответствия оспариваемого бездействия, выразившегося в несовременной регистрации исполнительного документа, повлекшей несвоевременное направление исполнительного документа по новому места жительства должника, требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, принимая во внимание соблюдение заявителем установленного законом срока на обращение в суд с соответствующими требованиями с момента, когда ей стало известно о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя и ее несовершеннолетнего ребенка, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 являются обоснованными, в связи с чем, полежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Отдела судебных приставов по г. Благовещенску, выразившееся в несвоевременной регистрации исполнительного листа Благовещенского городского суда *** от *** в отношении должника ОЮ о взыскании алиментов в пользу ФИО1 на содержание несовершеннолетнего ребенка, поступившего в Отдел судебных приставов по г. Благовещенску из Филиала АК Сберегательного банка РФ (ОАО) Дальневосточный банк в *** года, а также в несовременном направлении указанного исполнительного листа для принудительного исполнения по новому месту жительства должника ОЮ.
В удовлетворении заявления ФИО1 о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с указанными требованиями - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме - с ***
Председательствующий: