ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2518/13 от 29.10.2013 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-2518/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 «29» октября 2013 года г. Ижевск

 Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

 при секретаре Смердовой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействий ответчика незаконными, взыскании убытков в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> Требования мотивировал тем, что -Дата- он подал заявление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования о выдаче загранпаспорта. -Дата- заявление истца № принято к рассмотрению ответчиком. -Дата- истцом был подан весь комплект документов для оформления загранпаспорта. С учетом положений ч.3 ст. 10 Федерального закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» срок изготовления паспорта истекает -Дата- через портал государственный и муниципальных услуг от инспектора пришло сообщение о готовности паспорта. Указанный паспорт оформлялся истцом для поездок за границу России. По договору на оказание туристских услуг от -Дата- № истцом был приобретен туристический продукт (тур) стоимостью <данные изъяты> оплата произведена -Дата- Согласно условиям данного договора истец должен был предоставить в туристическое агентство заграничный паспорт и все необходимые документы не позднее, чем за три дня до начала тура, т.е. не позднее -Дата- туристический продукт был аннулирован согласно дополнительному соглашению, при этом истцом уплачен штраф в размере <данные изъяты> В результате действий ответчика истец понес убытки в размере <данные изъяты>

 В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика убытки и компенсацию морального вреда, основанием исковых требований заявил незаконные бездействия ответчика по несвоевременному изготовлению заграничного паспорта.

 Определением судьи от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Управление ФСБ РФ про УР.

 Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске.

 Представитель ответчика УФМС России по УР ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, пояснила, что действия УФМС России по УР по изготовлению и выдаче заграничного паспорта истцу соответствуют действующему законодательству, несвоевременное изготовление паспорта вызвано длительной проверкой УФСБ РФ по УР, вина ответчика в причинении убытков истцу отсутствует, так как истец зная об отсутствии у него заграничного паспорта, на свой риск заключил договор о предоставлении туристских услуг.

 Представитель третьего лица УФСБ РФ по УР ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца, пояснил, что заявление истца для проверочных мероприятий поступило в Управление ФСБ по УР -Дата-, длительность проверки истца УФСБ по УР была вызвана тем, что у Управления имелась информация о допуске истца к государственной тайне по первой форме. После уточнения данного обстоятельства, Управление -Дата- согласовало оформление истцу загранпаспорта. Считает, что права и свободы истца, вызванные затягиванием срока проведения проверочных мероприятий не нарушены, так как истцу не было ни отказано в выдаче загранпаспорта, ни ограничено его право на выезд за пределы РФ. Заключая туристский договор, истец по своей воле, не имея загранпаспорта, самостоятельно возложил на себя риски, связанные с его исполнением.

 Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 -Дата- посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (сеть Интернет) истцом подана в УФМС России по УР заявка в форме электронного документа на получение паспорта нового поколения гражданином Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, -заграничного паспорта.

 -Дата- заявление истца с присвоенным номером № принято к рассмотрению ответчиком. Истцу разъяснена необходимость подойти в течение 15 дней для цифрового фотографирования в ОПР УФМС России по УР (...) к инспектору <данные изъяты> со следующими документами: квитанцией об уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> паспортом гражданина РФ и его копией, трудовой книжкой или заверенной должным образом ее копией.

 -Дата- вышеуказанные документы были переданы истцом ответчику для рассмотрения вопроса об оформлении заграничного паспорта.

 Посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (сеть Интернет) ответчик направлял истцу следующие сообщения:

 -Дата- о том, что срок рассмотрения заявления об оформлении заграничного паспорта увеличивается, в связи с тем, что нет согласования ФСБ,

 -Дата- о том, что согласование ФСБ пришло, паспорт допущен для изготовления,

 -Дата- истец приглашен для получения паспорта.

 Заграничный паспорт получен истцом -Дата-

 -Дата- между истцом (клиентом) и ООО «<данные изъяты>» (агентством) был заключен договор на оказание туристических услуг №№, согласно которому агентство по поручению клиента обязуется произвести бронирование туристического продукта в порядке и на условиях, предусмотренных данным договором, а клиент обязуется произвести оплату туристического продукта и оказанных услуг общей стоимостью <данные изъяты>

 -Дата- истец оплатил туристский продукт в размере <данные изъяты> и доплату за авиабилеты по туру в размере <данные изъяты> что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам № и № от -Дата-

 Согласно дополнительному соглашению от -Дата- к договору на оказание туристских услуг № от -Дата- ООО «<данные изъяты>» по поручению истца произвело аннулирование туристского продукта, ранее забронированного по договору. Размер штрафных санкций за изменение бронирования составил <данные изъяты>

 Согласно выписке из лицевого счета истца за период с -Дата- по -Дата- денежные средства в размере <данные изъяты> возращены истцу ООО «<данные изъяты>», в связи с аннулированием договора на оказание туристских услуг №№

 Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.

 В качестве оснований требований о взыскании убытков истец ссылается на нарушение ответчиком сроков выдачи заграничного паспорта, что повлекло невозможность в установленные в договоре сроки предоставить турагентству заграничный паспорт для оформления визы, то есть исполнить договор.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Федеральный закон №114-ФЗ), основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

 В соответствии со ст. 8 Федерального закона №114-ФЗ паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона №114-ФЗ датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий.

 При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи указанного заявления, направляется электронное сообщение о приеме заявления либо о мотивированном отказе в приеме заявления. Датой подачи указанного заявления считается день направления заявителю электронного сообщения о приеме заявления.

 При оформлении паспорта, содержащего электронный носитель информации, по заявлению о выдаче паспорта, поданному в форме электронного документа, заявитель в течение 15 дней со дня подачи указанного заявления должен обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для цифрового фотографирования и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона. В случае, если заявителем пропущен указанный срок, оформление паспорта приостанавливается на срок не более шести месяцев со дня подачи заявления, по истечении которого оформление паспорта прекращается.

 В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.

 При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, паспорт, в том числе содержащий электронный носитель информации, оформляется после личного обращения заявителя в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

 Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

 Административный регламент устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, осуществляемых ФМС России при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

 Согласно п.20 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является оформление (выдача) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, или принятие решения об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта. Паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе.

 В соответствии с п.п. 21, 21.2, 21.5 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги – оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, исчисляется со дня подачи заявления, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала, и не должен превышать при подаче документов по месту жительства заявителя - один месяц, при оформлении паспорта заявителю, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", - три месяца. Датой подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала считается день направления заявителю предусмотренного пунктом 69.2 Административного регламента электронного сообщения о приеме заявления. В случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала решение об оформлении и выдаче либо об отказе в оформлении и выдаче паспорта принимается в сроки, установленные Административным регламентом. Паспорт оформляется после предоставления заявителем в ФМС России (в пределах ее компетенции), в территориальный орган либо подразделение надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 28.1.1 - 28.3.9 Административного регламента, и выдается в день обращения заявителя или по согласованию с заявителем определяется день выдачи паспорта.

 Решение об оформлении и выдаче либо об отказе в оформлении и выдаче паспорта принимается в срок, как правило, не превышающий 20 календарных дней с даты подачи заявления (в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала) по месту жительства заявителя; 70 календарных дней с даты подачи заявления (в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала) заявителем, имеющим (имевшим) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.

 Уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта (п.21.6 Административного регламента).

 В соответствии с п. 18 Административного регламента, при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с органами внутренних дел Российской Федерации; Консульским департаментом Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации; органами федеральной службы безопасности; военными комиссариатами; судебными органами; налоговыми органами Российской Федерации; Федеральной службой судебных приставов.

 Порядок взаимодействия ФМС России с указанными органами определяется Административным регламентом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и межведомственными нормативными правовыми актами.

 Согласно п. 58 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и всех необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом, уполномоченному сотруднику.

 В соответствии с п. 77 Административного регламента, в целях выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении и (или) выдаче паспорта в течение 2 рабочих дней с даты принятия заявления, в том числе поступившего в форме электронного документа с использованием Единого портала, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявлений, направляет запросы в органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, ФССП России, а при необходимости и в иные органы государственной власти, указанные в пункте 18 Административного регламента, а также проводит проверки по учетам ФМС России и ее территориальных органов.

 В случае подачи заявителем заявления по месту жительства (в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала) срок подготовки и направления Управлением регистрации и архивных фондов ФСБ России или соответствующим подразделением территориального органа ФСБ ответа на запрос с даты получения запроса не должен превышать 15 календарных дней; 70 календарных дней в случае подачи заявления (в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала) заявителем, имеющим (имевшим) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; В случае необходимости проведения дополнительной проверки в связи с тем, что заявитель имел (имеет) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение органов безопасности в 15-дневный срок направляют в уполномоченное подразделение ФМС России сообщение о результатах проведенной проверки (п.77.3.1 Административного регламента).

 Направление запроса на бумажном носителе в УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение органов безопасности производится путем направления заявления без сопроводительного письма (по реестру) с прикрепленной фотографией, с указанием регистрационного номера, грифа срочности и даты приема документов (п.80 Административного регламента).

 Согласно п. 77.5 Административного регламента срок, прошедший с момента получения информации из УРАФ ФСБ России или соответствующего подразделения органов безопасности, на дату принятия решения об оформлении паспорта не должен превышать три месяца.

 Согласно п.85 Административного регламента результаты, полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия и проверок, проставляются в листе проведения проверок и отметок о принятом решении об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта. В листе проведения проверок и отметок о принятом решении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, регистрационный номер заявления, дата приема заявления, дата направления и дата получения результатов проверок, фамилия и инициалы сотрудника, проводившего проверки по заявлению, и его подпись.

 По результатам проведенных мероприятий руководитель (заместитель руководителя) соответствующего подразделения территориального органа, подразделения либо уполномоченное должностное лицо ФМС России (в пределах компетенции), при отсутствии оснований, по которым выезд гражданину за пределы Российской Федерации может быть временно ограничен, в установленные сроки (пункты 21, 21.3 Административного регламента) принимает решение об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче заявителю паспорта. Решение оформляется путем проставления штампа (приложение N 12 к Административному регламенту) в листе проведения проверок и отметок о принятом решении об оформлении и (или) выдаче либо отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта (п.87 Административного регламента).

 Непоступление ответа на межведомственный запрос не является основанием для принятия решения об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 76.1 Административного регламента (в том числе по заявлениям, поданным в форме электронного документа с использованием Единого портала) (п.87.1 Административного регламента).

 В случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала после принятия решения об оформлении и (или) выдаче паспорта в течение одного рабочего дня заявителю с использованием Единого портала направляется электронное сообщение, которое должно содержать информацию о территориальном органе или подразделении, куда необходимо обратиться заявителю для представления документов и получения паспорта, адресе местонахождения, часах приема.

 Основанием для оформления паспорта является принятие руководителем территориального органа, подразделения, уполномоченным должностным лицом ФМС России (в пределах компетенции), решения об оформлении и (или) выдаче паспорта (пункт 87 Административного регламента).

 В случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала основанием для оформления паспорта является личное обращение заявителя и представление документов, необходимых для оформления паспорта, предусмотренных пунктами 28.1.1 - 28.3.9 Административного регламента (п. 91 Административного регламента).

 Оформленные паспорта в течение одного рабочего дня приходуются в соответствии с правовыми актами ФМС России, регламентирующими прием, учет, хранение и уничтожение специальной бланочной продукции централизованного заказа и распределения и порядок работы комиссий по проверке данной деятельности (п. 98 Административного регламента).

 Основанием для начала административной процедуры выдачи паспорта является поступление паспорта с приложением пакета представленных заявителем документов сотруднику, уполномоченному на выдачу паспорта(п. 101 Административного регламента).

 Судом установлено, что заявление о выдаче заграничного паспорта подано истцом в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (сеть Интернет) -Дата- г,. -Дата- истцу направлено сообщение о приеме его заявления, разъяснена необходимость представления надлежащим образом оформленных документов.

 В силу положений ст. 10 Федерального закона №114-ФЗ, п.п. 21, 21.2, 21.5 Административного регламента обязанность ответчика оформить заграничный паспорт истца возникла -Дата- г., т.е. со дня, следующего за днем, когда истец лично обратился в ОПР УФМС России по УР и представил надлежащим образом оформленные документы.

 С учетом изложенного, общий срок (один месяц) оформления паспорта ФИО1 истек -Дата-

 Из пояснений представителя третьего лица УФСБ России по УР следует, что заявление ФИО1 от -Дата- поступило в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий на предмет определения наличия у заявителя временных ограничений для выезда за пределы Российской Федерации -Дата-

 Проведение согласования с соответствующими органами Федеральной службы безопасности для выявления лиц, осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", либо в отношении которых может иметься информация о наличии других законных оснований, входящих в компетенцию органов Федеральной службы безопасности, для временных ограничений их права на выезд из Российской Федерации производится для выявления возможных оснований, установленных Федеральным законом, которые могут повлечь временное ограничение в праве гражданина на выезд из Российской Федерации.

 Необходимость запрашиваемых сведений о гражданине обусловлена специальной целью - соблюдением предусмотренных законом условий именно для осуществления гражданином права на выезд из Российской Федерации, а не с целью получения информации как таковой.

 Право и обязанность органов, осуществляющих оформление и выдачу паспортов для выезда за границу, проводить соответствующие проверки вытекает из ст. 10, а также ст. 15 - 17 названного Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

 Материалами дела установлено, что проверочные действия УФСБ России по УР отношении документов заявителя были выполнены.

 Согласно отметке УФСБ РФ по УР №№ на заявлении ФИО1 о выдаче паспорта нового поколения Управление ФСБ РФ по УР согласовало оформление ФИО1 заграничного паспорта -Дата- г., т.е. с нарушением 15-тидневного срока, предусмотренного п. 77.3.1 Административного регламента.

 При этом суд отмечает, что Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320, устанавливает состав, последовательность, порядок и сроки выполнения административных процедур, осуществляемых Федеральной миграционной службой, в связи с чем требования данного регламента не являются обязательными для Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которое представляет собой самостоятельное ведомство, не входящее в структуру ФМС России. Кроме того, срок и порядок проведения проверочных мероприятий силами УФСБ РФ по УР не зависит от воли ответчика.

 Согласно данным, указанным в паспорте № № на имя ФИО1, заграничный паспорт оформлен -Дата- г., т.е. в пределах месячного срока, предусмотренного ст. 10 Федерального закона №114-ФЗ.

 То обстоятельство, что заграничный паспорт не был получен истцом -Дата-, не свидетельствует о нарушении ответчиком срока его оформления, поскольку статьей 10 Федерального закона №114-ФЗ предусмотрен месячный срок для оформления заграничного паспорта, а не его выдачи гражданину, при этом ответчиком в данной части свои обязанности исполнил надлежащим образом путем своевременного оформления (изготовления) заграничного паспорта истца.

 При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что материалами дела подтверждены соблюдение должностными лицами УФМС РФ по УР установленного порядка рассмотрения заявления о выдаче заграничного паспорта и надлежащее выполнение требований Административного регламента, оформление заграничного паспорта истца произведено в установленный действующим законодательством срок, а доказательств обратного в ходе рассмотрения дела в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений требований закона в части несоблюдения сроков оформления и выдачи заграничного паспорта.

 В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора.

 Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).

 Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами

 Судом установлено, что -Дата- между истцом и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание туристских услуг, предметом которого является бронирование турагентством туристского продукта, в состав которого входит, в том числе, бронирование проживания в отеле в период с -Дата- по -Дата-

 В соответствии с дополнительным соглашением от -Дата- к договору № от -Дата- турагентство по поручению истца аннулировало туристский продукт, ранее забронированный по договору № от -Дата-

 Заключая указанный договор и дополнительное к нему соглашение, стороны достигли между собой договоренности по объему прав и обязанностей в рамках возникшего между ними гражданского правоотношения.

 Обосновывая причину возникновения убытков, истец ссылается на невозможность представления им в турагентство действительного заграничного паспорта для оформления визы в связи с нарушением УФМС РФ по УР сроков его оформления и выдачи; факт несвоевременного получения загранпаспорта явился основанием для аннулирования истцом туристского продукта и, как следствие, для применения в отношении истца штрафных санкций.

 Вместе с тем, согласно условиям договора № от -Дата- г., заключенного между ФИО1 и ООО «<данные изъяты>»:

 - клиент обязуется предоставить в агентство действительный заграничный паспорт и все необходимые достоверные документы для оформления визы не позднее, чем за ______ суток до начала тура… (п.№);

 - подписывая настоящий договор, клиент подтверждает, что у него есть или будут до момента начала тура все необходимые документы для совершения путешествия, как его самого, так и лиц, в отношении которых заказывается туристический продукт, в т.ч. имеются загранпаспорта с необходимым сроком действия… Клиент подтверждает, что все убытки, материальный и моральный вред, вызванный с невозможностью воспользоваться туристическим продуктом из-за подлинности ил действительности документов, указанных в настоящем пункте, полностью относится на его счет (п. №);

 - в случае отсутствия страховки от невыезда все убытки, связанные с возмещением фактически понесенных расходов, относятся на счет клиента (п. №);

 - стороны пришли к соглашению о том, что фактически понесенными расходами они будут считать любые документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) агентством, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, связанные с исполнением настоящего договора. Фактически понесенными расходами являются также расходы агентства, связанные с уплатой туроператору или иным контрагентам штрафных санкций (пеней, неустоек), которые агентство вынуждено понести в связи с отказом клиента от туристического продукта по любой причине либо по причине невыполнения клиентом своих обязательств по настоящему договору либо в результате аннуляции тура и (или) расторжении договора по требования агента, либо в результате невозможности предоставления клиенту туристского продукта по причинам, за которые ни одна из сторон не отвечает. Фактически понесенные расходы считаются связанными с исполнением настоящего договора, если они связаны с любыми действиями (бездействием) агентства по выполнению своих обязательств по настоящему договору, в т.ч. аннуляции заказа у оператора и расторжении настоящего договора по инициативе агентства и в остальных оговоренных настоящим договором случаях. Фактически понесенные расходы признаются произведенными независимо от даты их совершения, например, расходы могут быть произведены как до, так и после расторжения или изменения договора, как до так и после получения требования одной из сторон о расторжении или изменении договора, как до так и после возникновения условий, препятствующих совершению путешествия и т.п. Подписывая настоящий договор, клиент подтверждает, что проинформирован и ознакомлен с условиями договора, заключенного между агентством и туроператором, по которому будет осуществляться бронирование тура клиента. Клиент предупрежден обо всех условиях штрафных санкций туроператора, у которого забронирован туристический продукт, и готов относить их на свой счет (п.№).

 Таким образом, истец, не имея на дату заключения договора -Дата- в своем распоряжении действительного заграничного паспорта, заключил с турагентством ООО «<данные изъяты>» договор оказания туристских услуг и, следовательно, самостоятельно возложил на себя риски, связанные с исполнением данного договора.

 Также суд отмечает, что из представленного суду дополнительного соглашения от -Дата- к договору № от -Дата- не следует, что причиной аннулирования туристского продукта явилось непредставление истцом действительного заграничного паспорта.

 Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности с учетом принципов относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.

 С учетом изложенного требования ФИО1 к Управлению ФМС по УР о взыскании убытков удовлетворению не подлежат.

 В соответствии со ст. 1099 ч.1 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст. 1099 ч.2 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

 В соответствии со ст. 151 ч.1 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 В качестве оснований для взыскания компенсации морального вреда истцом указано на нарушение ответчиком как государственным органом прав истца по ограничению выезда за пределы Российской Федерации, чем истцу причинены нравственные страдания.

 Поскольку суд установил, что действиями (бездействиями) ответчика не были нарушены права истца на получение государственной услуги по оформлению заграничного паспорта, права истца на выезд за пределы Российской Федерации не были ограничены ответчиком, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению компенсации морального вреда.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

 Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 08 ноября 2013 года.

 Судья Сентякова Н.А.