ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2518/2013 от 06.02.2014 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

  ..............

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 .............. ..............

 Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

 председательствующего судьи Тумасян Г.А.,

 при секретаре Цехиной И.Ю.,

 с участием: представителя истца, старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,

 представителя третьего лица муниципального бюджетного учреждения «Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района» ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» о возложении обязанности заключить договор в отношении объекта гражданской обороны, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. о внесении изменения в паспорт убежища,

 у с т а н о в и л :

 Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском мотивируя тем, что Минераловодской межрайонной прокуратурой на основании обращения исполняющего обязанности начальника МБУ «Управление по защите населения, ГО и ЧС» проведена проверка исполнения требований постановления Правительства РФ от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

 Установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит отдельно стоящее помещение общей площадью ..............., расположенное по адресу .............., которое находится в пользовании ответчика ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом ............... В нарушение п. 2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994г. № 359 договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (ГО), а также на выполнение мероприятий ГО, до настоящего времени ответчиком не заключён.

 В ходе проводимых проверок состояния, сохранности и использования указанного защитного сооружения гражданской обороны было установлено, что оно находится в федеральной собственности и фактически используется обществом для собственных нужд без правовых оснований, и техническое состояние защитного сооружения не позволяет использовать его по функциональному назначению.

 Указанный объект с учёта, как защитного сооружения гражданской обороны, не снят. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, поэтому отсутствие соответствующего обременения в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации, не лишило уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизируемого предприятия содержать такие объекты и имущество на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994г. N 359.

 Проект типового договора соответствует типовому договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, являющийся Приложением № 2 к названному выше Положению, поэтому оснований для отказа от заключения договора у ответчиков нет.

 Одной из задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ.

 В результате действий ответчика ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» дорогостоящее гражданское сооружение не обслуживается, что в конечном счёте, ведёт к снижению его защитных свойств и утрате важного объекта.

 С учетом положений п. 3 ст. 445 ГК РФ, п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993г. N 2284, п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994г. N 359, п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.02.1998г. N 28 – ФЗ « О гражданской обороне», ст.31 ФЗ от 21.12.2001г. N 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Минераловодский межрайонный прокурор просит суд возложить на ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» обязанность заключить с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения убежища, общей площадью ............... отдельно стоящего, расположенного по адресу .............., путём направления уполномоченного представителя ответчика в Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, расположенное по .............., в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Так же истец указывает о том, что защитное сооружение - убежище, имеющее инвентарный номер .............., расположенное по адресу: .............., включено в реестр защитных сооружений Ставропольского края.

 На спорный объект имеется паспорт убежища от .............., содержащий характеристики данного защитного сооружения. В п.5 «Расположение убежища» раздела «Техническая характеристика убежища» указано, что убежище представляет собой отдельно стоящее строение. Фактически убежище находится в подвале нежилого здания - конторы инженерного корпуса, кадастровый номер строения - ...............

 При таких обстоятельствах в паспорт убежища следует внести изменения, в связи с чем, истец просит обязать ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. внести изменения в паспорт убежища в п.5 «Расположение убежища» раздела «Техническая характеристика убежища», указав, что убежище .............. является встроенным в трехэтажное здание.

 В судебном заседании представитель истца, старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика – ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», в судебное заседание не явился, просил отложить рассмотрение дела в связи с тем, что ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» обратилось с запросом в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о снятии защитного сооружения гражданской обороны с учета как объекта гражданской обороны. Кроме того они не получили из Арбитражного суда сведения по судебному решению относительно спорного объекта.

 Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, с целью недопущения волокиты при рассмотрении дела, а так же того, что рассмотрение запроса ответчика о снятии спорного объекта гражданской обороны с учета не препятствует рассмотрению дела по существу рассматриваемого спора, и в действиях ответчика имеются признаки злоупотребления правом, т.к. по его ходатайству суд уже откладывал рассмотрение дела для получения копии полного текста решения Арбитражного суда, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

 Из письменных возражений представителя ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», а так же объяснений в предыдущих судебных заседаниях следует, что в соответствии с договором приватизации и Перечнем основных фондов, а также пояснительной запиской «Перечень основных фондов, передаваемых стекольному заводу» от ..............., здание заводоуправления и объект гражданской обороны были включены в план приватизации и добросовестно приобретены Арендным предприятием «Минераловодский стекольный завод», который впоследствии был преобразован в ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло», что подтверждается свидетельством о праве собственности на здание конторы инженерного корпуса от ..............., выданного на основании договора аренды с правом выкупа .............. от ...............

 Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020 – 1 «О разграничении государственной собственности в РФ» (приложение № 1) объекты, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Росимущество, как уполномоченный представитель государства, обязано было осуществлять контроль за сохранностью и использованием объектов ГО и ЧС, своевременно включить объекты в реестр федеральной собственности и не допустить их отчуждения. Однако, защитный пункт управления не был исключен из приватизированного имущества и был продан обществу.

 Кроме того, с 1992 года ТУ Росимущества не предпринимало никаких мер по возврату спорного помещения, не осуществляло обязанностей и действий по фактическому владению данным имуществом.

 В соответствии с положением об учёте федерального имущества от 16.07.2007г. № 447, учёт и распоряжение федеральным имуществом осуществляется ТУ Росимущества, однако доказательств того, что сооружение ГО, находящееся на территории ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло», является собственностью РФ и включено в соответствующий реестр, не представлено.

 Спорный объект ГО на настоящий момент не отвечает по своим характеристикам требованиям, предъявляемым к такого рода объектам, что подтверждается предписанием со стороны органов ГО и ЧС.

 Прокурор обратился в суд с требованием обязать Завод заключить договор с Территориальным Управлением по управлению имуществом .............., однако обратиться в суд с таким требованием возможно лишь в том случае, если сторона уклоняется от заключения договора, заключить который обязана в соответствии с ГК РФ. При этом обязанность заключения договора о правах и обязанностях в отношении объекта ГО собственника указанного имущества, то есть ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» с не собственником – Управлением по управлению имуществом .............. ГК РФ нормативными актами не предусмотрена, поскольку собственник может распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению. Факт уклонения от заключения указанного договора не доказан.

 Таким образом, Российская Федерация лишилась права собственности на спорный объект недвижимости, поскольку он был приватизирован, а также по причине того, что Российская Федерация в течение многих лет не осуществляла с данным объектом никаких действий, которые характеризовали бы её как собственника.

 Кроме того, решением Регионального арбитражного (третейского) суда от .............. г. за ЗАО «Сен -ГобенКавминстекло» признано право собственности на подвальное помещение здания заводоуправления площадью ..............., расположенное по адресу: .............., в связи с чем, просит в удовлетворении требования прокурора о понуждении к заключению договора на спорный объект недвижимости, находящийся в их собственности, отказать в полном объёме.

 Представитель ответчика- Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

 Из объяснений представителей Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............., ФИО и ФИО1, следует, что согласно Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», вносить изменения в паспорт убежища может МБУ «Управление по защите населения, ГО и ЧС Минераловодского муниципального района», так же данные изменения могут внести и они, но целесообразней это делать на месте. Кроме того, Минераловодская межрайонная прокуратура не обращалась в Главное управление с просьбой внести изменения в паспорт убежища, не был соблюден досудебный порядок урегулирования возникшего спора в соответствии с ГПК РФ, в связи с чем, просят отказать в удовлетворении иска в указанной части. Однако, требования прокурора в части возложения обязанности на ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» заключить договор с УФА по управлению государственным имуществом, считают подлежащими удовлетворению.

 Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в .............. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, из которого следует, что объект гражданской обороны- защитное сооружение, расположенное по адресу: .............., в реестре федерального имущества отсутствует. Согласно п.2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденному Постановлением Правительства РФ от .............. N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению). Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные исковые требования.

 Представитель третьего лица- муниципального бюджетного учреждения «Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района» ФИО3 поддержал исковые требования прокурора в полном объеме и пояснил, что убежище, расположенное по адресу .............., которое на период заполнения паспорта убежища .............. являлось отдельно стоящим строением, а сейчас над ним надстроено 3 этажа и оно является подвальным помещением конторы инженерного корпуса, является федеральной собственностью и находится в пользовании ответчика ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло». Однако, в нарушение п. 2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994г. № 359 договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (ГО), а также на выполнение мероприятий ГО, до настоящего времени ответчиком не заключён. При входе в данное помещение висит табличка, что это убежище, ежегодно это убежище администрацией ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» предоставляется сотрудникам Управления по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для осмотра технического состояния и составления актов оценки содержания и использования защитного сооружения. В договоре, подписанном генеральным директором АО «Кавминстекло», предприятия приняло на себя обязательство сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию в постоянной готовности и использованию по предназначению, не допускать передачу объекта в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласия штаба по делам ГО и ЧС и др. В январе 2014 года защитное сооружение в установленном порядке предоставлено ответчиком для инвентаризации, о чем составлен соответствующий акт, который подписан уполномоченным представителем ответчика. Ответчик имеет в штате предприятия сотрудника по делам ГО и ЧС, обладающим специальными познаниями в области ГО и ЧС, должностные обязанности которого предусматривают выполнение требований действующего законодательства в области гражданской обороны.

 Действительно, в паспорте убежища от .............. защитное сооружение - убежище, имеющее инвентарный номер .............., расположенное по адресу: .............., значится как отдельно стоящее строение, хотя в настоящее время оно является подвалом нежилого здания - конторы инженерного корпуса, т.к. над ним надстроили 3- этажное здание, поэтому в паспорт убежища следует внести изменения. Указанные изменения уполномочен внести федеральный орган- Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............., который и ведет реестр защитных сооружений ............... У муниципального бюджетного учреждения «Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района» нет полномочий по составлению паспортов объектов гражданской обороны, по ведению реестра.

 Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» и ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что согласно паспорту убежища .............. (инв...............) на территории Стекольного завода Министерства промстройматериалов, по .............. в .............., расположено отдельно стоящее защитное сооружение -убежище, общей площадью ............... (дата приемки в эксплуатацию 31.07.1977г.), которое эксплуатировалось в мирное время Стекольным заводом Министерства промстройматериалов. Затем над данным помещением было надстроено 3 этажа, и здание стало именоваться конторой инженерного корпуса (заводоуправления). Из документов, имеющихся в инвентарном деле следует, что на 1983г. контора является 3-этажным строением (л.д.170 инвентарного дела), и убежище в настоящее время является подвалом данного здания.

 Из сообщения Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. от 02.12.2013г. .............. следует, что защитное сооружение гражданской обороны класса А-III по адресу: .............., введенное в эксплуатацию в 1977 году, инвентарный номер .............., зарегистрировано в инвентаризационной ведомости защитных сооружений гражданской обороны, сформированной на основании Распоряжения Губернатора Ставропольской края от 29.06.2006г. №489-р «Об инвентаризации объектов гражданской обороны».

 Правопреемником Минераловодского стекольного завода в результате реорганизаций и переименований являлись Арендное предприятие «Минераловодский стекольный завод», ЗАО «Кавминстекло», в настоящее время является ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» (справка от ............... ..............).

 На основании договора аренды с правом выкупа от ............... за ЗАО «Кавминстекло», затем за ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ............... сделана запись регистрации .............. и выдано свидетельство о праве собственности на 3-х этажную контору инж.корпуса, что подтверждено свидетельствами о праве собственности от .............. и от ............... и выпиской из ЕГРП от ...............

 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к Постановлению, независимо на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от ведомственной подчиненности предприятия и от того, на чьем балансе они находятся.

 В разделе III приложения 1 к Постановлению указаны объекты исключительно федеральной собственности – защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

 Кроме того, в соответствии с п.2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 к федеральной собственности относятся защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

 Таким образом, поскольку на момент разграничения государственной собственности на федеральную, государственную и муниципальную, в соответствии с указаниями п.3 Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, спорный объект - убежище, являлось защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для использования в особый период, то в силу прямого указания закона данное помещение относится к объектам федеральной собственности.

 Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993г. N 2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны.

 Из изложенного следует, что объекты гражданской обороны имеют стратегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны и отнесены исключительно к федеральной собственности.

 Пунктами 2,4 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994г. N 359, предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. При преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия на основе аренды государственного и муниципального имущества, заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество, из этого имущества исключаются объекты и имущество гражданской обороны и заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению).

 Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 Право федеральной собственности на объект гражданской обороны - защитное сооружение, расположенное по адресу: .............., возникло в силу закона до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ; Закон), и на основании пункта 1 статьи 6 этого Закона право на указанное недвижимое имущество признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

 Статьей 31 ФЗ от 21.12.2001г. N 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрена в качестве обременения приватизируемого имущества обязанность содержать объекты гражданской обороны.

 Указанный объект с учёта, как защитного сооружения гражданской обороны, не снят. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, поэтому отсутствие соответствующего обременения в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации, не лишило уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизируемого предприятия содержать такие объекты и имущество на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994г. N 359.

 Из объяснений сторон и материалов дела следует, что ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» является правопреемником Минераловодского стекольного завода (Арендного предприятия «Минераловодский стекольный завод»), поэтому оно должно в полном объеме отвечать за содержание и обслуживание объектов и имущества гражданской обороны и выполнять связанные с этим мероприятия.

 Таким образом, бремя содержания спорного объекта лежит на ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» как правопреемнике приватизированного предприятия.

 Доводы о невозможности заключения договора в связи с непригодностью объектов гражданской обороны для использования по своему назначению, суд признает несостоятельными, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны в связи с их ненадлежащим техническим состоянием.

 Так же не состоятельны доводы представителя ответчика о том, что ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» является собственником спорного убежища- объекта гражданской обороны, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии такого права суду не представлено. Суду так же не представлено доказательств, того, что в силу ст.235 ГК РФ у Российской Федерации прекращено право собственности на защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу Минеральные Воды, ............... Кроме того, как было указано выше, пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, был установлен запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны.

 В материалах дела имеется свидетельство о праве собственности только на 3-этажную контору инженерного корпуса ..............

 В инвентарном деле подвал поименован как .............., вход в подвал .............., вход в подвал ............... На указанные объекты у ответчика нет документов, подтверждающих его право собственности.

 Из изложенного следует, что вопреки доводам представителя ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», у ответчика не возникло право собственности на убежище- объект гражданской обороны, а имеется только подтверждение права на надстроенный им над данным защитным сооружением 3-х этажный объект недвижимости.

 Из справки БТИ от ..............., выданной ЗАО «Кавминстекло» для регистрации права собственности следует, что право собственности на подвал не зарегистрировано.

 Представленное ответчиком решение третейского суда (Регионального арбитражного (третейского) суда) от ............... о признании права собственности за ЗАО «Сен -ГобенКавминстекло» на подвальное помещение здания заводоуправления, площадью ..............., расположенное по адресу: .............., существенного значения по делу не имеет, поскольку право собственности на данное имущество не возникло в связи с нарушением положений о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (ч.2 ст. 8, ч.1 ст.131 ГК РФ).

 Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

 Согласно статье 17 указанного Закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

 Статья 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных, в частности, решением третейского суда, осуществляется на общих основаниях. Под действие абзаца шестого п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по которому основанием для государственной регистрации являются судебные акты, вступившие в законную силу, решения третейского суда не подпадают, поскольку они не обладают таким свойством решений судов общей юрисдикции, как "законная сила судебного решения". Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данное решение третейского суда проверку юридической силы не проходило, и не прошло государственную регистрацию, суд считает, что ответчиком не доказано его право собственности на спорное убежище.

 Кроме того, из представленных суду доказательств (фотографий, копии договора, подписанного генеральным директором АО «Кавминстекло» ФИО2, копий актов оценки содержания и использования защитного сооружения ГО .............. от ..............., ...............,..............., ...............) следует, что ответчик подвальное помещение конторы инженерного корпуса признает защитным сооружением-убежищем, которое предоставляет специалистам ГО и ЧС для обследовании, инвентаризации, подписывает необходимые документы.

 С учетом вышеизложенного, оснований для отказа от заключения договора у ответчика нет, в связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» обязанности заключить с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .............. договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения убежища, общей площадью ............... отдельно стоящего, расположенного по адресу .............., путём направления уполномоченного представителя ответчика в Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .............., расположенное по .............., в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Так же подлежат удовлетворению исковые требования в части внесения изменений в паспорт убежища, поскольку судом установлено, что в паспорте убежища от .............. в п.5 «Расположение убежища» раздела «Техническая характеристика убежища», имеющем инвентарный номер .............., расположенном по адресу: .............. включенном ответчиком- ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. в реестр защитных сооружений .............. указано, что убежище представляет собой отдельно стоящее строение. Фактически данное убежище находится в подвале нежилого здания - конторы инженерного корпуса, кадастровый номер строения - .............., что подтверждается объяснениями сторон, инвентарным делом на данный объект. При таких обстоятельствах следует внести изменения в паспорт убежища.

 В соответствии с п.п.1,2 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", утвержденного приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372 (далее Положения), территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Полное наименование территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации".

 Согласно п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.4 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» статус защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

 Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

 Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.

 Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

 Исходя из положений Приказа МЧС РФ от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении положения о территориальном органе МЧС – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ» и Приказа от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их содержание в мирное время", согласно котором паспорт убежища являлся обязательным приложением к защитным сооружениям гражданской обороны, акты приемки оборудования и акты рабочей и государственной комиссий о приемке законченного строительством защитного сооружения, надлежащим органом управления, уполномоченным решать задачи гражданской обороны является ГУ Министерства по делам ГО. ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий .............., поэтому именно он уполномочен внести изменения в паспорт убежища.

 С учетом основных функций и полномочий Главного управления МЧС России по .............., содержащихся в п.п. 12,13 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а так же того, что учет и составление ведомости защитных сооружений гражданской обороны осуществляется ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............., суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора и возложить на указанного ответчика обязанность внести изменения в паспорт убежища, в п.5 «Расположение убежища» раздела «Техническая характеристика убежища» указать, что убежище .............. является встроенным в трехэтажное здание.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере по ............... за каждое исковое требование, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд, в соответствии со ст. 61.1 БК РФ должна быть взыскана с ответчиков в доход бюджета Минераловодского муниципального района.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, 61.1 БК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Удовлетворить исковое заявление Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» о возложении обязанности заключить договор в отношении объекта гражданской обороны, к Главному управлению Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. о внесении изменения в паспорт убежища.

 Обязать Закрытое акционерное общество «Сен-Гобен Кавминстекло» заключить с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения убежища, общей площадью – 648 кв.м, встроенного в здание конторы инженерного корпуса, расположенного по адресу: Минеральные Воды, .............., путем направления уполномоченного представителя ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» в Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .............., расположенное адресу: .............., в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. внести изменения в паспорт убежища, расположенного по адресу: Минеральные Воды, .............. (инв.№126), в п.5 «Расположение убежища» раздела «Техническая характеристика убежища» указать, что убежище .............. является встроенным в трехэтажное здание.

 Взыскать с ЗАО «Сен – Гобен Кавминстекло» и Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по .............. государственную пошлину в размере по .............. с каждого в доход бюджета Минераловодского муниципального района.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Ставропольский краевой суд через Минераловодский горсуд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (11.02.2014г.).

 Судья – ..............

 ..............

 ..............