дело № 2-2518/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 сентября 2014 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышевой Е.А., при секретаре Яровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к ОАО «Астраханьгазсервис» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности,
с участием и в присутствии представителя заявителя ФИО2, действующей на основании доверенности, представителей заинтересованного лица ОАО «Астраханьгазсервис» ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО1 обратился в Трусовский районный суд г. Астрахани с заявлением к ОАО «Астраханьгазсервис» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности. В обоснование поданного им заявления указывая на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заявитель является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для строительства, эксплуатации индивидуального жилого дома. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОАО «Астраханьгазсервис» с заявлением о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления. ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 за № ОАО «Астраханьгазсервис» был дан ответ, в котором было разъяснено, что подключение указанного объекта капитального строительства возможно только к сетям газопотребления, принадлежащим ТСЖ «Новолесное», так как в шаговой доступности от объекта сети открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис» отсутствуют. Для решения вопроса о выдаче технических условий и подключения жилого дома к сетям газопотребления необходимо представить в ОАО «Астраханьгазсервис» разрешение ТСЖ «Новолесное» на подключение объекта капитального строительства к их сети газопотребления. По предоставлению указанного разрешения, общество обязалось выдать технические условия на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления.
В настоящее время товарищество собственников жилья «Новолесное» находится в стадии ликвидации, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Ликвидационная комиссия ТСЖ «Новолесное» выдало ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разрешение на подключение объекта капитального строительства <адрес> к сетям газопотребления, принадлежащим товариществу собственников жилья «Новолесное». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в ОАО «Астраханьгазсервис» с заявлением на выдачу технических условий для подключения указанного объекта капитального строительства к газовым сетям, предоставив разрешение на подключение объекта в сети газопотребления, принадлежащей ТСЖ «Новолесное». Однако, ответ на заявление не дан до настоящего времени, что расценивается как отказ в выдаче технических условий и противоречит закону.
В связи с чем, ФИО1 обратился в суд и просит признать бездействие ОАО «Астраханьгазсервис» незаконным, возложить обязанность выдать технические условия на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, хотя о дне и времени рассмотрения заявления был извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила суд удовлетворить, признав бездействие незаконными и возложив обязанность выдать технические условия на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления.
Представители ОАО «Астраханьгазсервис» в судебном заседании действующие на основании доверенностей, возражали относительно заявленных и требований указывая на то, что не имеют возможности выдать технические условия, поскольку не установлено кому принадлежит линия газопровода.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. Аналогичное разъяснение дано и в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Перечень юридических лиц, чьи действия (бездействие), решения подлежат обжалованию в порядке главы 25 Кодекса, приведенный в пункте 5 Постановления Пленума, не является исчерпывающим.
В силу статьи 5 Федерального закона «О газификации» в федеральную систему газоснабжения входит совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации» предприятия, входящие в состав Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения «Ростстройгазификации», преобразованы в акционерные общества. К таким предприятиям относится в настоящее время и ОАО «Астраханьгазсервис», которому переданы ранее осуществлявшиеся государством полномочия по выдаче технических условий на подключение объектов к газовым сетям, подключению, обслуживанию, ремонту и надзору за газовыми приборами и газопроводами в жилых домах.
Статьями 1,2 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусмотрено, то каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как было установлено в судебном заседании ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, согласно представленного свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для строительства, эксплуатации индивидуального жилого дома. На данном земельном участке был возведен жилой дом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации» предприятия, входящие в состав Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения «Ростстройгазификации», преобразованы в акционерные общества, в том числе производственное управление по эксплуатации газового хозяйства «Астраханьмежрайгаз». Согласно Уставу открытое акционерное общество «Астраханьгазсервис» является правопреемником государственного предприятия «Астраханьмежрайгаз. В полномочия общества входит выдача технических условий на подключение объектов к газовым сетям, подключение, обслуживание, ремонт и надзор за газовыми приборами и газопроводами в жилых домах.
ФИО1, через представителя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОАО «Астраханьгазсервис» с заявлением о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Астраханьгазсервис» заявителю был дан ответ, что подключение указанного объекта капитального строительства возможно только к сетям газопотребления, принадлежащим товариществу собственников жилья «Новолесное», так как в шаговой доступности от объекта сети открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис» отсутствуют. Также в ответе разъяснено, что для решения вопроса о выдаче технических условий и подключения жилого дома к сетям газопотребления необходимо представить в открытое акционерное общество «Астраханьгазсервис» разрешение товарищества собственников жилья «Новолесное» на подключение объекта капитального строительства к их сети газопотребления. По предоставлению указанного разрешения, общество обязалось выдать технические условия на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ товарищество собственников жилья «Новолесное» находится в стадии ликвидации, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующему порядок проведения ликвидации юридического лица, к которым относится и товарищество собственников жилья, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
По смыслу приведенной правовой нормы, ограничительные сроки осуществления ликвидации юридического лица законом не установлены. Сроки проведения ликвидационных мероприятий определяются общим собранием товарищества, однако в силу пункта 8 ст. 63 ГК РФ не являются императивными. Процесс ликвидации завершается выполнением всех ликвидационных действий (погашение кредиторской и дебиторской задолженности, составление ликвидационного баланса) и внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Такая запись в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ТСЖ «Новолесное» отсутствует.
Следовательно, данное юридическое лицо в настоящее время является действующим и в силу п. 3 ст.62, ст. 141 РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами товарищества собственников жилья.
Ликвидационная комиссия товарищества собственников жилья «Новолесное», как единственный легитимный в настоящее время орган, уполномоченный в соответствии с законом на управление всеми делами товарищества, выдало ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разрешение на подключение объекта капитального строительства <адрес> к сетям газопотребления, принадлежащим товариществу собственников жилья «Новолесное».
Получив разрешение от представителя ТСЖ «Новолесное» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в ОАО «Астраханьгазсервис» с заявлением на выдачу технических условий для подключения указанного объекта капитального строительства к газовым сетям, предоставив разрешение на подключение объекта в сети газопотребления, принадлежащей ТСЖ «Новолесное».
ОАО «Астраханьгазсервис» ответ за заявление не дан до настоящего времени.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения принято во исполнение норм ч.10 ст.48 Гр.К РФ.
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 Правил, которые предусматривают направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и выдачу технических условий.
В соответствии с ч.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Из определения договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, данного законом, следует, что сторонами этого договора выступают организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанная обеспечить подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которая является исполнителем, и юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка. Иные лица (проектные, строительные организации) не названы сторонами данного договора.
Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (статья 2). Пунктом 2 Правил установлено, что подключение (технологическое присоединение предусматривает совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, которые дают возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения признается публичным договором. Он является соглашением, заключаемым газораспределительной организацией и устанавливающим ее обязанности по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределения, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом она не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02. 2006 № 83 утверждены Правила определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса от правообладателя земельного участка определить и предоставить технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Абзацем 1 пункта 17 Правил определено, что в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно - технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Представителями ОАО «Астраханьгазсервис» не отрицается возможность подключения объекта капитального строительства <адрес> к газовым сетям при наличии соответствующего разрешения. Такое разрешение газовой компании ФИО1 было представлено ДД.ММ.ГГГГ, иных препятствий для выдачи технических условий и подключения указанного объекта капитального строительства к сетям газопотребления, не имеется.
В этой связи, бездействие ОАО «Астраханьгазсервис» по рассмотрению заявки на подключение объекта капитального строительства к газовым сетям, являющееся фактически отказом в выдаче технических условий, является незаконным.
Бездействие и отказ нарушают права ФИО1, как собственника земельного участка, предназначенного для строительства и эксплуатации жилого дома, предусмотренные статьями 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации на эксплуатацию жилого дома по назначению, что без его газификации невозможно. Такое бездействие и отказ нарушает право ФИО1 на подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, приводит к невозможности его эксплуатации, оформления права собственности на него в установленном порядке.
Согласно пояснениям представителей ответчика в суде внутренними документами ОАО "Астраханьгазсервис" не предусмотрены сроки рассмотрения письменных обращений граждан по тем или иным вопросам.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд полагает, что отсутствие строго определенного срока рассмотрения письменных обращений граждан в ОАО «Астраханьгазсервис» не предполагает произвольность действий организации, сроки рассмотрения обращения граждан должны определяться требованиями разумности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответ на письменные обращения заявителя не дан, то есть по истечении более месяца со дня обращения, что с учетом приведенных выше положений Правил и Закона не отвечает требованиям разумности.
По указанным основаниям, признавая бездействие и решение открытого акционерного общества «Астраханьгазсервис» по отказу ФИО1 в выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к газовой сети незаконными, необходимо устранить допущенные нарушения путем обязания заинтересованного лица выдать в установленный судом в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ срок технические условия на подключение объекта капитального строительства <адрес> к сетям газопотребления.
Статьей 67 ГПК Российской Федерации установлено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, приходит к выводу, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представителем ОАО «Астраханьгазсервис» в судебное заседание не представлено доказательств, опровергающих заявленные требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 к ОАО «Астраханьгазсервис» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «Астраханьгазсервис» по не предоставлению ответа на заявление ФИО1 на выдачу технических условий на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> к сетям газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Признать незаконным отказ ОАО «Астраханьгазсервис» в выдаче ФИО1 технических условий на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.
Обязать ОАО «Астраханьгазсервис» выдать технические условия на подключение объекта капитального строительства по адресу: <адрес> сетям газопотребления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Судья: Е.А.Чернышева
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.