Дело № 2-2519/2023 18 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.Е.,
при секретаре Давыдовой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на выплаты как молодому специалисту
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам и просит признать за истцом статус молодого специалиста с 01 сентября 2023 года; право на ежемесячную денежную компенсацию затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге, право на ежемесячную выплату в размере 2000 рублей, установление коэффициента стажа в размере 0,33; обязать ответчика назначить выплаты как молодому специалисту и произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2023 года.
В обоснование заявленного требования указывает, что 24 ноября 2022 года получила диплом с квалификацией "Учитель начальных классов" по специальности № «Преподавание в начальных классах». 5 декабря 2022 г. была принята в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназию № Петродворцового района Санкт-Петербурга на должность педагог – организатор не по специальности, полученной в колледже. 01 сентября 2023 г. с ней был заключен трудовой договор по должности учителя начальных классов в соответствии с дипломом и полученной квалификацией – учитель начальных классов, и она впервые приступила к работе по полученной специальности. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге молодым специалистам со стажем педагогической работы до трех лет, являющимися педагогическими работниками образовательных учреждений, также 11.09.2023г. обратилась к администрации Гимназии с просьбой об установлении ей как молодому специалисту коэффициента к базовому окладу в размере 0,33 и ежемесячной доплаты. Ответчиками не обосновано отказано в данных выплатах. Считает, отказ в предоставлении названных выплат является дискриминацией трудовых прав, что запрещено ст.3 Трудового кодекса РФ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы ФИО2
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, пояснил, что истец является молодым специалистом, имеет профильное образование, позволяющее осуществлять педагогическую деятельность, в связи с чем, истцу положены выплаты.
Представитель ответчика администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, указывая на то, что истец не подпадает под описание молодого специалиста, установленное главой 9 Социального кодекса, она не получала диплом по специальности, по которой работает в настоящее время.
Представитель ответчика государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее- ГБОУ Гимназия №) ФИО4 извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее полагала заявленные требования обоснованными.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ФИО1 окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга по специальности № преподавание в начальных классах с квалификацией учитель начальных классов.
Как следует из Трудового договора № с работником ГБОУ Гимназия № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на работу на должность педагога-организатора в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № Петродворцового района Санкт-Петербурга.
В приказе о приеме на работу указано, что ФИО1 принята на работу на должность педагога-организатора в структурное подразделение Отделение дополнительного образования детей (ОДОД).
Приказом от 30.08.2023г. № ФИО1 была переведена на должность учителя, с ней был заключен трудовой договор № от 01.09.2023г. по должности учителя, а также дополнительное соглашение к трудовому договору, из которого усматривается, что ФИО1 приступила к работе в должности учителя начальных классов, то есть в соответствии с квалификацией, полученной в учебном заведении.
Также 11.09.2023 года ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию ГБОУ Гимназия № об установлении ей как молодому специалисту коэффициента к базовому окладу в размере 0,33 и ежемесячной доплаты в размере 1500 рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга работникам государственных учреждений установлены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге - молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений.
Согласно главы 9 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальной кодекс Санкт-Петербурга" молодой специалист - гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
Как следует из п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Профстандарт учителя был утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Администрация Петродворцового района в обоснование позиции указывает на то, что истец приступила к выполнению обязанностей учителя начальных классов не впервые, поскольку до этого уже работала в ГБОУ Гимназия № в должности педагога-организатора.
Доводы ответчика суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно диплому ФИО1 получила подготовку по специальности № «Преподавание в начальных классах» с квалификацией "Учитель начальных классов".
Профессиональный стандарт педагога-организатора утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания".
В качестве основной цели вида профессиональной деятельности педагога-организатора профстандарт устанавливает организацию и осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
В соответствии с указанным профстандартом обобщенной трудовой функцией педагога-организатора является организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" установлено, что в рамках своих должностных обязанностей педагог-организатор содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Профстандарт учителя утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Основной целью деятельности учителя является, в соответствии с профстандартом, оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Профстандарт предусматривает реализацию учителем двух обобщенных функций: педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Как видно из сравнительного анализа профстандартов педагога-организатора и учителя они предполагают различный набор компетенций и видов деятельности, т.е. это две разные специальности.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Положения абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ закрепляют в числе обязательных для включения в трудовой договор условий указание трудовой функции работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Из названной нормы следует, что под общим определением трудовой функции признается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.
Понятие специальности приведено в Письме Минобрнауки России от 13.05.2010 N 03-956 "О разработке вузами основных образовательных программ" (вместе с "Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования"): специальность - комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности; профиль, специализация - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности.
У педагогических работников должно быть среднее профессиональное или высшее образование (ч. 1 ст. 46 Закона об образовании). При этом в зависимости от того, на какую должность принят педагогический работник, требования к образованию уточняются, в том числе в соответствии с разделом III "Должности педагогических работников" ЕКС ("Требования к квалификации" по конкретной должности) (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н) и в профстандартах ("Требования к образованию и обучению").
Так, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении (подраздел 3.1 разд. III Профессионального стандарта "Педагог", утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н).
Исходя из приведенных правовых норм, суд пришел к выводу о том, что истица была принята на работу 05.12.2022 года на должность педагога-организатора не в соответствии со специальностью, полученной ею колледже, а именно – учителя начальных классов. Заключив трудовой договор 01.09.2023г. по должности учителя начальных классов она тем самым впервые приступила к работе по специальности, полученной в колледже.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 впервые приступила к работе согласно профстандарту учителя в соответствии с полученным образованием 01.09.2023 года.
Как следует из п.5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» ФИО1 имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге, поскольку является молодым специалистом со стажем педагогической работы до 3 лет, педагогическим работником государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга.
Статьей 3_1 Закона Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 г. № 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" устанавливаются ежемесячные выплаты к должностному окладу, ставке заработной платы, тарифной ставке (окладу) (далее - выплаты) в размере <данные изъяты> ежемесячно, а также педагогическим работникам - молодым специалистам, отвечающим требованиям, указанным в статье 3-1 Закона Санкт-Петербурга, в соответствии с пунктом 2.1 приложения 1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 апреля 2016 г. N 256 устанавливается коэффициент стажа работы к должностному окладу в размере 0,33. В этой связи суд считает незаконным отказ администрации ГБОУ Гимназия № в указанных выплатах, с учетом признания иска со стороны ГБ ОУ Гимназия № в этой части требование истца также подлежит удовлетворению.
Согласно абз.2 п.3.2 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, утв. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 2013 г. N 773 "О мерах по реализации главы 9 "Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" дополнительные меры социальной поддержки, указанные в пунктах 2.1.2 и 2.1.5 настоящего Порядка, предоставляются с 1 числа месяца, в котором подано заявление со всеми необходимыми документами. В этой связи суд также полагает подлежащим удовлетворению требование обязать назначить выплаты как молодому специалисту и произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2023 года, поскольку заявление на выплаты истцом было подано 11 сентября 2023 года.
С учётом изложенного, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия № Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на выплаты как молодому специалисту– удовлетворить.
Признать за ФИО1 статус молодого специалиста с 01.09.2023 года.
Признать право ФИО1 на ежемесячную денежную компенсацию затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50% от стоимости единого месячного проездного билета (трамвай, троллейбус, автобус, метро) в городе Санкт-Петербурге.
Обязать администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга признать ФИО1 с 01.09.2023 года молодым специалистом и назначить ей дополнительную меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в городе Санкт-Петербурге в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного билета, как молодому специалисту, с месяца обращения за вышеуказанной выплатой.
Обязать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № Петродворцового района Санкт-Петербурга установить ФИО1 коэффициент 0,33 к базовому должностному окладу и ежемесячные выплаты в размере <данные изъяты> рублей с 01 сентября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья: