ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-251/20 от 10.02.2020 Щелковского городского суда (Московская область)

№ 2-251/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г.Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Савиной Е.В.

при секретаре судебного заседания Сушковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады», ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски», АО «Вега» о приостановлении хозяйственной деятельности на земельном участке,

Установил:

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и неопределенного круга лиц, уточнив первоначально заявленные требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады», ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски», АО «Вега» о приостановлении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В обоснование требований указала, что по результатам проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, выявлено, что на данном земельном участке, расположенном в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров» квартала 18 Щелковского лесопарка, ЗАО «Торговый Дом «Лаки-Краски» осуществляет хозяйственную деятельность (хранение легко-воспламеняющихся жидкостей) в отсутствие соответствующего согласования Минприроды России, что противоречит требованиям природоохранного законодательства.

В судебном заседании представитель Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области по доверенности (в деле) Цепилов А.Н. заявленные требования поддержал с учетом уточнений, просил удовлетворить.

Представители Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены.

В представленном отзыве Минприроды России полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель АО «Вега» в судебное заседание не явился, извещен, в отношении заявленных требований представил письменный отзыв, в котором ссылался на следующие обстоятельства. АО «Вега» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью 12 610 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Деятельность, осуществляемая ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» на данном земельном участке соответствует его целевому назначению и виду разрешенного использования, осуществляется на основании лицензии № от 14.03.2007г. на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, выданной уполномоченным органом – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Прокуратурой не представлено доказательств расположения указанного земельного участка в охранной зоне национального парка. Само по себе отсутствие согласования деятельности с Министерством природы РФ не может свидетельствовать о наличии причинения вреда окружающей среде, либо причинению его в будущем. Полагает, что приостановление деятельности ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» на данном земельном участке до рассмотрения спора по вопросу отказа Министерства природы РФ в согласовании социально-экономической деятельности предприятия на указанном земельном участке в Арбитражном суде г.Москвы (дело №А40-303008/2019) является преждевременной мерой.

Представитель ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады» и ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» по доверенности (в деле) Меркулов И.П. с заявленными требованиями не согласился по доводам письменных возражений, представленных в материалы дела. В частности, ответчик указал, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку не осуществляет какой-либо хозяйственной деятельности на указанном земельном участке. На основании договора аренды от 01.09.2017г., заключенного между ЗАО «Вега» и ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски», последнее пользуется указанным земельным участком. ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады» выполняет функции единоличного исполнительного органа ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» и не является самостоятельным участником правоотношений с АО «Вега». Против удовлетворения заявленных требований возражает ввиду непредставления истцом доказательств расположения земельного участка в охранной зоне национального парка, соответствия хозяйственной деятельности на земельном участке его целевому назначению и виду разрешенного использования, осуществления такой деятельности на основании разрешительной документации и под контролем уполномоченного государственного надзорного органа, отсутствия доказательств причинения вреда или опасности причинения вреда в будущем.

В возражениях ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» представитель также ссылается на отсутствие доказательств со стороны истца о расположении земельного участка в охранной зоне национального парка, соответствии хозяйственной деятельности на земельном участке его целевому назначению и виду разрешенного использования, осуществления такой деятельности на основании разрешительной документации и под контролем уполномоченного государственного надзорного органа, отсутствия доказательств причинения вреда или опасности причинения вреда в будущем.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В силу ст.73 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

На основании п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникшим из гражданских, семейных трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, действовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно положениям Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых территориях национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требоываний в области охраны окружающей среды.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федарации от 14.05.2009г. №8-П, от 05.03.2013г. №5-П и от 03.06.2015г. №12-П.

В силу ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст.39 указанного Федерального закона установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.2 ст.59 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещается.

В силу чт.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

Частью 1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995г, №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Согласно ч.4 ст.15 указанного закона вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017г. №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.

При этом в соответствии с п.28 данного постановления наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

Пунктами 1 и 5 статьи 12 Закона "Об особо охраняемых территориях" предусмотрено, что национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона об особо охраняемых территориях Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и приводит в обоснование возражений.

По делу установлено, что согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 года N 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров". Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".

Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 года N 1 190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".

Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.

Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-1 13 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.

Так, согласно указанному постановлению граница охранной зоны Национального парка на территории города Калининграда Московской области (ныне - городской округ К. Московской области) проходит от зоны от <адрес>.

Аналогичное описание границ охранной зоны содержалось в Приказе Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров".

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 12 610 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, находится в собственности ЗАО «Вега», право собственности зарегистрировано 21.08.2014г. за ; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: под складом ЛВЖ (л.д.162).

ЗАО «Торговый Дом «Лаки-Краски» на указанном земельном участке на основании договора аренды земельного участка от 25.08.2017г., заключенном между ЗАО «Вега» и ЗАО «Торговый Дом «Лаки-Краски», последнее осуществляет социально-экономическую деятельность по хранению легко-воспламеняющихся жидкостей.

Согласно договору № передачи полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» управляющей организации ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады» от 15.08.2017г. ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады» принимает и осуществляет полномочия исполнительного органа ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски»

Из содержания акта проверки от 13.05.2019г., составленного старшим помощником межрайонного природоохранного прокурора Московской области, усматривается, что в настоящее время на данном земельном участке размещены: насосная станция, 7 емкостей объемом ориентировочно 70 куб.м. Вопреки требованиям закона вопросы осуществления социально-экономической деятельности на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» ЗАО ТД «Лаки-Краски» с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации) до настоящего времени не согласованы.

На основании проведенной Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2019г. по ст.8.39 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» установлено, что ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» квартала 18 Щелковского лесопарка по адресному ориентиру: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером осуществляет социально-экономическую деятельность по складированию легко воспламеняющихся жидкостей, по размещению насосной станции, 7 емкостей объемом ориентировочно 70 куб.м.; при этом вопросы осуществления указанной деятельности на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации) до настоящего времени не согласованы. За данное правонарушение ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Указанное постановление по делу об административном правонарушении в установленном порядке не оспорено.

Согласно сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2019г., по результатам рассмотрения обращения ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски» от 17.07.2019г. по вопросу согласования социально-экономической деятельности по приемке, хранению и отпуску легковоспламеняющихся жидкостей, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139499, в границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров», с учетом письма ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от 16.08.2019г., увеличения антопогенной нагрузки и негативного воздействия на природные комплексы и объекты Национального парка (его охранной зоны) при осуществлении испрашиваемой деятельности, а также принимая во внимание, что рассматриваемый земельный участок расположен на территории 150-метровой полосы от границ Национального парка, пункта 37 Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988г. , наличия на запрашиваемом участке зданий, которые имеют признаки самовольной постройки, принято решение об отказе в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности.

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в отношении АО «Вега» 31.05.2019г. вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, на что уведомлением от 28.06.2019г. АО «Вега» указало об отсутствии информации, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, о наличии ограничений в использовании.

Приведенные обстоятельства ответчиками не оспариваются. Представитель Меркулов И.П. в судебном заседании подтвердили, что на обращение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу согласования осуществления социально-экономической деятельности на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139499 положительного ответа не получено. Доказательств обратного материалы гражданского дела не содержат.

Усматривается, что указанный земельный участок входит в охранную зону Национального парка "Лосиный остров", установленной Постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Одним из основных принципов природоохранного законодательства, установленных ст. 3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Осуществление несогласованной социально-экономической деятельности в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории способно причинить существенный вред экосистеме Национального парка.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Доводы ответчиков о недоказанности расположения земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:139499 на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», являются несостоятельными, поскольку допустимыми доказательствами, подтверждающими иное расположение земельного участка, не подтверждены.

При изложенных обстоятельствах и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области удовлетворить.

Обязать ООО «Управляющая компания «Сырьевые склады», ЗАО «Торговый дом «Лаки-Краски», АО «Вега» с момента вступления решения суда в законную силу приостановить хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.В.Савина