Дело 2-251/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г.Исилькуль 20 апреля 2020 года
Судья Исилькульского городского суда Омской области Н.Д.Боронко,
при секретаре В.В.Моляк,
при участии помощника судьи И.А. Ивченкова,
с участием прокурора А.В. Акатовой,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора Омской области к МБОУ «Боровская ООШ» об обязании привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соответствия правовых актов образовательных учреждений федеральному законодательству в деятельности МБОУ «Боровская ООШ» (далее – образовательное учреждение), в ходе которой установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 31 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (ч. 3 ст. 123.21 ГК РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу ч. 1 ст. 14. Закона № 7-ФЗ учредительным документом для бюджетного учреждения является устав.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В ходе правовой ревизии установлено, что согласно п.п. 3.1, 3.5 устава, утвержденного приказом начальника Управления образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области № 448 от 28.08.2014 (далее – Устав) Устава следует, что учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Исилькульского муниципального района Омской области, в том числе, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, в соответствии с федеральным и областным законодательством, актами органов местного самоуправления.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.
Разделом № 7 Устава предусмотрен порядок реорганизации и ликвидации учреждения.
Вместе с тем по результатам правовой ревизии установлено, что в нарушение п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ раздел № 7 Устава не содержит порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. В уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, положения, предусмотренные п.п. 1, 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ в Уставе образовательной организации отсутствуют.
Таким образом, Устав учреждения не соответствует требованиям законодательства.
23.03.2020 межрайонной прокуратурой в адрес директора МБОУ «Боровская ООШ» внесено соответствующее представление с требованием привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством.
Однако, из ответа на представление следует, что внесение изменений в Устав образовательного учреждения возможно во втором полугодии 2020 года.
Однако, из ответа на представление следует, что внесение изменений в Устав образовательного учреждения возможно во втором полугодии 2020 года.
Ссылаясь на ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Боровская ООШ» привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика директор образовательного учреждения – ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, в котором указала о полном признании исковых требований, что ст. 173 ГПК РФ ей разъяснена и понятна, просила о снижении размера взыскиваемой государственной пошлины.
Прокурор не возражает против принятия судом признания иска ответчиком.
В силу ч.2 ст.39 ГПК РФ суд считает возможным принять признание ответчиком исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, поскольку материалами дела установлен факт несоответствия устава образовательного учреждения действующему законодательству.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в государственный доход государственную пошлину, от уплаты которой Исилькульский межрайонный прокурор - в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден, в размере 600 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Боровская ООШ» привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Боровская ООШ» в государственный доход в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд в течении месяца.
Судья: Н.Д. Боронко