ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-251/2021 от 02.08.2022 Мышкинского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-8/2022 г.

УИД 76RS0020-01-2021-000673-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Мышкинский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сумеркиной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о возложении обязанности включить объект культурного наследия в реестр федерального имущества,

у с т а н о в и л :

Прокурор Мышкинского района ЯО в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мышкинский районный суд ЯО с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений ЯО о возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу включить объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, в Реестр имущества, находящегося в собственности Ярославской области. В обоснование иска было указано, что прокуратурой района в ноябре 2021 г. по сообщению Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проверки установлено, что на территории Мышкинского МР находится указанный объект культурного наследия, который включен в Перечень объектов историко-культурного наследия Ярославской области, утвержденный Постановлением Главы Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, и определен как объект областной собственности. Включение спорного объекта в указанный Перечень свидетельствует о его принятии на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшим до принятия ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Однако до настоящего времени объект культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрирован, в реестрах собственности Приволжского сельского поселения, Мышкинского муниципального района и Ярославской области не числится.

В ходе рассмотрения дела истец прокурор МР уточнил исковые требования. ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором прокурор МР стал просить обязать Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее МТУ Росимущества) включить объект культурного наследия Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, в Реестр федерального имущества. Уточненные исковые требования основаны на ст. 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно п. 3 раздела № 1 приложения № 1 которого объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся к федеральной собственности.

Представитель истца помощник прокурора МР Обухова О.С. в судебном заседании уточненные исковые требования к МТУ Росимущества поддержала по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, представил письменный отзыв на уточненное исковое заявление прокурора МР, в котором с исковыми требованиями не согласился. Доводы возражений сводятся к тому, что в территориальной базе федерального имущества сведения о спорном объекте «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют. Объекты культурного наследия федерального значения включаются в Реестр федеральным органом охраны культурного наследия на основании акта Правительства РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к федеральной собственности относятся объекты культурного наследия федерального значения, к которым спорный объект не относится.

Представители ответчика Департамента имущественных и земельных отношений ЯО (далее ДИЗО ЯО), третьих лиц Администрации Мышкинского МР и УФС Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, возражений и объяснений по делу не представили.

Представитель третьего лица Администрации Приволжского с/п МР Сдобнова Н.А., выступающая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора МР к МТУ Росимущества поддержала и пояснила, что по Закону РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», если объекты культурного наследия не передавались организациям, то они должны находиться в федеральной собственности. После принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации…» спорный объект - «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, не был передан в собственность ЯО или в муниципальную собственность, поэтому он должен быть включен в Реестр федерального имущества.

Представитель третьего лица Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, ранее представил письменные объяснения на первоначальное исковое заявление прокурора МР, в которых указал, что в соответствии с Постановлением Главы Администрации ЯО от ДД.ММ.ГГГГ в Перечень выявленных объектов культурного наследия включен объект, расположенный по адресу: <адрес>, - «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г.. Сведения о собственнике данного объекта в Департаменте отсутствуют.

Представитель третьего лица Религиознойорганизации Переславская епархия Русской Православнойцеркви (Московский патриархат) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил письменные объяснения по делу, в которых указал, что объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, в реестре имущества религиозной организации не значится. Данная церковь является аварийной, облик храма сохранился. Третье лицо не обладает никакими юридическими правами в отношении данного объекта. Решение по делу оставил на усмотрение суда.

Выслушав представителей истца помощника прокурора МР Обухову О.С. и третьего лица Администрации Приволжского с/п Сдобнову Н.А., оценив отзывы ответчика МТУ Росимущества, третьих лиц Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО и Религиознойорганизации Переславская епархия Русской Православнойцеркви (Московский патриархат), исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора МР, заявленных к МТУ Росимущества. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований и представленных сторонами доказательств.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

На основании п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшего до принятия ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных организаций и в личной собственности граждан. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, поступают в собственность государства, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.

Раздел III Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» регулировал вопросы государственного учета памятников истории и культуры. Согласно ст. 16 Закона памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР. В ст. 17 Закона указано, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или местного значения производится в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР. Исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускается только по решению Совета Министров РСФСР (ст. 18 Закона).

Суду представлено Положение об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Ярославской области, утвержденное Постановлением Главы Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что оно разработано на основании, в том числе Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978 г., Закона РСФСР «О собственности» в РСФСР», Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и др. (п. 1.1). Согласно абз. 2 п. 3.2 Положения объекты историко-культурного наследия относятся к федеральной и областной собственности. Муниципальная собственность на объекты историко-культурного наследия законодательством РФ не предусмотрена (п. 3.3).

Постановлением Главы Администрации ЯО от ДД.ММ.ГГГГ в целях сохранения объектов историко-культурного наследия Ярославской области и упорядочения контроля за их использованием утвержден Перечень объектов историко-культурного наследия Ярославской области. В Приложении № 8 к этому Постановлению к вновь выявленным памятникам истории и культуры отнесена «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенная по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 18-22). Соответственно, данный вновь выявленный памятник истории и культуры принят на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В п. 2 Постановления Главы Администрации ЯО от ДД.ММ.ГГГГ указано о необходимости принять предложения по разграничению собственности на объекты историко-культурного назначения Ярославской области (в соответствии с п. 6 (графа собственность) приложений 1-23 и 24 и п. 7 приложения № 25) и направить их для утверждения в Правительство РФ.

Но Постановлением Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. При этом в Пояснительной записке к данному Постановлению указано, что необходимость отмены п. 2 вызвана тем, что предложения по разграничению собственности на объекты культурного наследия области устарели и до настоящего времени не реализованы. Таким образом, до настоящего времени процедура отнесения недвижимого памятника истории и культуры - «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенного по адресу: <адрес>, к категории памятников республиканского значения или местного значения, предусмотренная ст. 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» не выполнена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вновь выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, находится в государственной собственности. В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 до момента определения соответствующего собственника объекта он относится к федеральной собственности.

В силу п. 2 ст. 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», действовавшего до введения в действие Гражданского кодекса РФ, в собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных образований Федерации.

Таким образом, вновь выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>, как объект культурного наследия регионального значения, до момента оформления на него права собственности субъекта РФ – Ярославской области, является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.

Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорный объект культурного наследия прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется, доказательств, свидетельствующих об этом, участниками процесса не представлено.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно п.п. 5.7, 5.40 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, помимо прочего, в установленном порядке учет федерального имущества, функции по обособленному учету имущества, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

На территории Ярославской области указанные функции осуществляет МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

Из материалов дела следует, что спорный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес> муниципальной собственностью Приволжского с/п МР не является, в реестре муниципального имущества Мышкинского МР не числится, в реестре государственного имущества Ярославской области не значится. По информации и отзыву на исковое заявление МТУ Росимущества спорный объект в реестре федерального имущества не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.

В соответствии с п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Согласно п. 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении, в том числе федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов). Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (п. 8 Положения).

Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального органа Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязано обеспечить учет вновь выявленного объекта культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенного по адресу: <адрес>, как объекта федеральной собственности, поскольку данный объект в силу закона является федеральной собственностью.

Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества. Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Поскольку суд пришел к выводу, что вновь выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес> имеет собственника, данный объект в силу закона является федеральной собственностью, то удовлетворяет исковые требования прокурора МР и возлагает на Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязанность включить в реестр федерального имущества выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца» 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН ) включить в реестр федерального имущества выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца», 1841-1853 г.г., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Акутина