ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-251/2022 от 14.06.2022 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-251/2022

УИД № 23RS0048-01-2022-000449-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края 14 июня 2022 года

Староминской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Болдырева С.А.,

при секретаре Кудря Л.Е.,

с участием

представителя истца помощника прокурора Староминского района Краснодарского края Петровой О.Н.

представителя ответчика администрации МО Староминский район Зосим Ю.В., по доверенности,

третьего лица на стороне ответчика Никитенко Ивана Ивановича

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Староминского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО Староминский район о признании незаконным распоряжения о приеме на работу и назначении на должность Никитенко Ивана Ивановича, расторжении (договора )контракта

установил :

Прокурор Староминского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Староминский район о признании незаконным распоряжения о приеме на работу и назначении на должность Никитенко Ивана Ивановича, расторжении (договора )контракта

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования Староминский район выявлены нарушения.

Установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-рл Никитенко И.И. назначен на должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования , в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор (контракт) .

В соответствии с п. 7.2 трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ он может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ).

Согласно п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных указанным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса РФ).

На основании ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных приведенным Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 указанного Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер в виде предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

На основании ч. 1 ст. 9 Закона № 25-ФЗ для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона № 25-ФЗ при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. «б» ч. 5 ст. 3 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1243-КЗ «О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» начальник отдела (самостоятельного) относится к группе главных должностей муниципальной службы.

На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 25-ФЗ соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» для замещения главных должностей муниципальной службы требуется высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

Установлено, что Никитенко И.И. имеет высшее образование и ему присуждена степень «бакалавра», что подтверждается копией диплома Кубанской государственной академии физической культуры от 27.06.1997г.

Высшее образование «бакалавр» Никитенко И.И. не соответствует занимаемой должности, что свидетельствует о незаконном назначении его на должность начальника отдела по физической культуре и спорту.

С учетом изложенного, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы по уровню профессионального образования, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Краснодарского края от 08.06.2007 N 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" и муниципальных правовых актов, а также прав неопределенного круга лиц, и является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.

Никитенко И.И. был назначен на должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований по уровню профессионального образования, в связи с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.

С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что жители Староминского района Краснодарского края имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, указанные обстоятельства предоставляет прокурору право обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ просит суд, признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования Староминский район от ДД.ММ.ГГГГ-рл о приеме на работу и назначении на должность начальника отдела по физической культуре и спорту Никитенко Ивана Ивановича. Обязать администрацию муниципального образования в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда расторгнуть трудовой договор (контракт) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Никитенко И.И., на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации МО Староминский район исковые требование не признал полностью, пояснил, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 8 июня 2007 г. № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае», должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район относится к главной группе должностей муниципальной службы.

До вступления в силу Закона Краснодарского края от 6 марта 2018 г. № 3746-КЗ, п. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 мая 2012 г. № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» содержал следующую редакцию: «для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования:

1) по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы - высшее образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

В соответствии с п.2 ст. 2 Закона Краснодарского края от 6 марта 2018 г. № 3746-КЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае», квалификационное требование для замещения высших и главных должностей муниципальной службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:

2) к муниципальным служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу настоящего Закона, в отношении замещаемых ими должностей муниципальной службы.Таким образом, на момент назначения Никитенко И.И. на должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район, распоряжение администрации муниципального образования от 09.01.2014г. -рл. «О приеме на работу и назначении на должность начальника отдела по физической культуре и спорту Никитенко Ивана Ивановича» являлось законным, не противоречащим требованиямот ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в».

В своих доводах истец Прокурор Староминского района опираясь на «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, а так же на п.1.ч.1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 03.05.2012 г. № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» указывает, что Никитенко Иван Иванович не соответствую занимаемой должности ввиду отсутствия высшего образования (специалитета, магистратуры).

На момент назначения Никитенко И.И. на должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район, имеющийся у Никитенко И.И. диплом высшего образования серии АВБ от 27.06.1997г. с присужденной степенью «бакалавр» физической культуры позволял Никитенко И.И. занимать должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Необходимо отметить, что несоответствие занимаемой должности - это объективная неспособность работника выполнять трудовые обязанности должным образом. Квалификация - это степень подготовленности работника, в которой нет его субъективной вины, но уровень подготовки работника может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

Никитенко И.И., в 2021 году прошел повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», что подтверждается удостоверением о повышении квалификации, от 01.07.2021г., регистрационный номер .

Кроме того, за годы работы Никитенко И.И. в должности начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район, за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, был награжден Грамотой Президента РФ В.В. Путина от 26.12.2014 г. «К памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи».

За большой вклад в организацию и проведение кубка губернатора Краснодарского края по футболу, Никитенко И.И. награжден в 2015 году Министерством физической культуры и спорта Краснодарского края.

Таким образом Никитенко И.И. был принял на указанную должность обоснованно и имеющееся у него на момент заключения трудового договора образование степень бакалавра, позволяла ему работать в указанной должности.

В связи с вышеизложенным, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Третье лицо на стороне ответчика Никитенко Иван Иванович поддержал доводы представителя ответчика, просит в иске отказать.

Суд выслушав доводы лиц участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ…. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ.. Каждый имеет право на образование… Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования…

В судебном заседании достоверно установлено, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 8 июня 2007 г. № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае», должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район относится к главной группе должностей муниципальной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 мая 2012 г. № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае», для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования:

1) по высшим и главным должностям муниципальной службы - высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

Часть 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 мая 2012 г. № 2490-КЗ была изменена с 18 марта 2018 г. - Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. № 3746-КЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае». Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 28 февраля 2018 года.

До вступления в силу Закона Краснодарского края от 6 марта 2018 г. № 3746-КЗ, п. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 мая 2012 г. № 2490-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае» содержал следующую редакцию: «для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: 1) по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы - высшее образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности.

В соответствии с п.2 ст. 2 Закона Краснодарского края от 6 марта 2018 г. № 3746-КЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Краснодарском крае», квалификационное требование для замещения высших и главных должностей муниципальной службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:

2) к муниципальным служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу настоящего Закона, в отношении замещаемых ими должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 84 Трудового Кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что на момент назначения Никитенко И.И. на должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район, имеющийся у Никитенко И.И. диплом высшего образования серии АВБ от 27.06.1997г. с присужденной степенью «бакалавр» физической культуры позволял и позволяет в настоящее время Никитенко И.И. занимать должность начальника отдела по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Староминский район.

Таким образом, оснований полагать, что при заключении трудового договора были нарушены установленные ТК РФ или иным федеральным законом правила его заключения, не имеется.

Оснований для признания Никитенко И.И. несоответствующим занимаемой должности по другим критериям и оснований для расторжения с Никитенко И.И. трудового договора(контракта) от 09.01.2014г. , не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований прокурора Староминского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации МО Староминский район о признании незаконным распоряжения о приеме на работу и назначении на должность начальника отдела по физической культуре и спорту Никитенко Ивана Ивановича и расторжения с ним трудового договора(контракта) от 09.01.2014г. , отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2022г.

Председательствующий: С.А. Болдырев