ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-251/2022 от 26.08.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-251/2022

УИД: 68RS0016-01-2021-000142-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2022 года г.Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Анохиной Г.А.

при секретаре Селиванове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мучкапского района Тамбовской области к ТОГКУ "Тамбовавтодор", Управлению автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мучкапского района Тамбовской области обратился в суд с иском к ТОГКУ "Тамбовавтодор", Управлению автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт дорог.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Мучкапского района Тамбовской области проведена проверка законодательства о безопасности движения в части реализации мероприятий по ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог, а также их последующей эксплуатации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проведенной проверкой установлено, что через территорию Мучкапского района проходят автомобильные дороги «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский и «Мучкапский-Покровка», которые находятся в оперативном управлении ТОГКУ «Тамбовавтодор».

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц установлены «ГОСТ Р 50597-2017.Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Проведенным обследованием автомобильной дороги ««Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский» были выявлены дефекты дорожного покрытия.

Так, на км от 104+200 до 108+00 имеет место деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия (просадки); км 110+200 до 118+00 местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (выбоины).

На всем протяжении автомобильной дороги с разной степени выраженности наблюдается деформация покрытия с образованием углубленной по полосам наката с гребнями или без гребней выпора (колейность).

На км 114+150 – 113+850 наблюдаются неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа (сдвиг, волна), а также неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперченных выступов и впадин на покрытиях переходного типа (гребенки).

В отдельных местах имеет полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (проломы).

В соответствии с п.5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017» обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.

Обследованием отдельных участков указанной автомобильной дороги было установлено, что имеют место следующие дефекты участки обочины не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения.

Аналогичные описанным выше деформации выявлены при обследовании участка автомобильной дороги «Мучкапский-Покровка» 0+000 км – 4+800 км.

Кроме указанных недостатков, на протяжении обследованных автомобильных дорог выявлена сетка трещин, поперечные продольные трещины, деформации покрытия, по кромке проезжей части выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия.

Также в отдельных местах выявлено разрушение поперечно-вертикального слоя.

На протяжении автомобильной дороги требует место обустройство съездов.

Выявленные нарушения препятствуют безопасной эксплуатации автомобильных дорог, обследование которых проведено, влияют на безопасность дорожного движения.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района 07.10.2020г. в адрес ТОГКУ «Тамбовавтодор» было внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. По результатам рассмотрения представления, требования прокурора района были признаны обоснованными.

Ответчик с представлением согласился, указал на необходимость проведения капитального ремонта автомобильных дорог, указанных в нем.

Однако до настоящего времени мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации не начаты, определение подрядчика на выполнение указанных работ, а также капитального ремонта не проведено.

Капитальный ремонт в отношении дорожного полотна участка со 104+146 км по 118+690 км и с 118+690 км по 122+995 км автомобильной дороги «Тамбов-Пенза» - Рассказово-Уварово-Мучкапский и с 0+00 км по 4+800 км автомобильной дороги «Мучкаский-Покровка» не выполнен.

ГОСТ Р 58861-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков» утверждены межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту дорожных одежд, земляного полотна, системы водоотвода и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 58861-2020 Межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог общего пользования указаны в таблицах 1 и 2.

В Таблице 2 установлены межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования.

Автомобильные дороги «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово - Мучкапский и «Мучкапский-Покровка» относятся к дорогам III категории автомобильных дорог, с капитальным и облегченным типом дорожной одежды и являются автомобильными дорогами регионального значения Тамбовской области (постановление администрации Тамбовской области от 05.10.2009 № 1177).

В связи с изложенным проведение работ по капитальном ремонту таких дорог осуществляется 1 раз в 24 года.

Аналогичные межремонтные сроки установлены Постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 N 1509 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».

Автомобильная дорога «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово – Мучкапский» введена в эксплуатацию с 01.01.1996, т.е. 25 лет назад, автомобильная дорога «Мучкапский-Покровка» - с 01.01.1979, т.е. 42 года назад.

Как следует из имеющихся в материалах дела данных, капитальный ремонт в отношении указанных автомобильных дорог не проводился на протяжении 30 лет.

С учетом уточнения исковых требований просит обязать ТОГКУ «Тамбовавтодор» в срок не позднее 01.12.2024г. привести автомобильную дорогу «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово - Мучкапский» со 104+146 км по 118 +690 км и с 118+690 км по 122+995 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Обязать ТОГКУ «Тамбовавтодор» в срок не позднее 01.07.2024г. привести автомобильную дорогу «Мучкапский-Покровка» с 0+00 км по 4+800 км в соответствие с требованиями ГОС ТР 50597-2017.

Обязать Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области обеспечить финансирование мероприятий по приведению автомобильных дорог «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово - Мучкапский» со 104+146 км по 118+690 км и с 118+690 км по 122+995км, «Мучкапский- Покровка» с 0+00 км по 4+800 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597- 2017 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца прокурора Мучкапского района Тамбовской области помощник прокурора Клюкин Ю.Ю. заявленные исковые требования с учетом поданных уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, настаивая на необходимости для приведения участков автодорог в нормативное состояние.

Представитель ответчика ТОГКУ "Тамбовавтодор" по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что ремонт участков автодорог осуществляется в соответствии со специально разрабатываемой программой. Программы разрабатываются Управлением автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области на основании сведений о необходимости проведения ремонта дорог, предоставляемых ТОГКУ «Тамбовавтодор». Имеются автодороги, которые в большей степени требуют ремонта, находятся в более разрушенном состоянии. Ремонт спорных участков дорог запланирован, но срок начала приведения их в надлежащее более, чем указан в уточненном исковом заявлении. Для того, чтобы осуществить ремонт автодорог необходимо выделение главным распорядителем бюджетных средств – Управлением автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области денежных средств на реализацию специально разрабатываемого проекта по ремонту дорог, затем проводится конкурс, по итогам которого выбирается подрядчик, с которым заключается контракт на ремонт дорог. На 2023-2024 годы ремонт данных участков автодорог не запланирован.

Представитель ответчика Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области и третьего лица администрации Тамбовской области по доверенностям ФИО2 в суде исковые требования не признал, пояснив, что управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области не является администратором бюджетных средств, действует согласно программе развития дорожного хозяйства, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области. Главным администратором бюджетных средств является Финансовое управление области, которое выделяет денежные средства на конкретные объекты и перечисляет их управлению автомобильных дорог и транспорта области, а управление, в свою очередь, доводит лимиты денежных средств до подведомственных учреждений, в том числе и до ТОГКУ «Тамбовавтодор». Управление подготавливает проекты проведения работ на основании обращений подведомственных организаций. На ремонт спорных участков дорог бюджетные денежные средства не выделены. Поддержал письменное возражение на иск.

Третьи лица МО МВД России "Уваровский" (ОГИБДД), Финансовое управление Тамбовской области, УГИБДД УМВД России по Тамбовской области в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области с учетом уточнений подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц установлены «ГОСТ Р 50597-2017.Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.

ГОСТ Р 58861-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков» утверждены межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту дорожных одежд, земляного полотна, системы водоотвода и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 58861-2020 межремонтные сроки проведения работ по ремонту и капитальному ремонту дорожных одежд и покрытий автомобильных дорог общего пользования указаны в таблицах 1 и 2.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, сто прокуратурой Мучкапского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения в части реализации мероприятий по ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог, а также их последующей эксплуатации.

Проведенной проверкой установлено, что через территорию Мучкапского района проходят автомобильные дороги «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский и «Мучкапский-Покровка», которые находятся в оперативном управлении ТОГКУ «Тамбоавтодор».

Проведенным обследованием автомобильной дороги «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский» были выявлены дефекты дорожного покрытия.

На км от 104+200 до 108+00 имеет место деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия (просадки); км 110+200 до 118+00 местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (выбоины).

На всем протяжении автомобильной дороги с разной степени выраженности наблюдается деформация покрытия с образованием углубленной по полосам наката с гребнями или без гребней выпора (колейность).

На км 114+150 – 113+850 наблюдаются неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа (сдвиг, волна), а также неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа (гребенки).

В отдельных местах имеет полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями (проломы).

Обследованием отдельных участков указанной автомобильной дороги было установлено, что имеют место следующие дефекты: участки обочины не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения.

Аналогичные описанным выше деформации выявлены при обследовании участка автомобильной дороги «Мучкапский-Покровка» 0+000 км – 4+800 км.

Кроме указанных недостатков на протяжении обследованных автомобильных дорог выявлена сетка трещин, поперечные продольные трещины, деформации покрытия, по кромке проезжей части выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия.

Также в отдельных местах выявлено разрушение поперечно-вертикального слоя.

На протяжении автомобильной дороги требует место обустройство съездов.

Выявленные нарушения препятствуют безопасной эксплуатации автомобильных дорог, влияют на безопасность дорожного движения.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района 07.10.2020г. в адрес ТОГКУ «Тамбовавтодор» было внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.

По результатам рассмотрения представления требования прокурора района были признаны обоснованными.

Ответчик с представлением согласился, указал на необходимость проведения ремонта автомобильных дорог.

Однако до настоящего времени мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации не начаты, определение подрядчика на выполнение ремонтных работ, а также сами ремонтные работы не проведены.

Согласно приказу комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 15.07.2011г. № 586 за ТОГКУ «Тамбовавтодор» на праве оперативного управления закреплено имущество, являющееся государственной собственностью Тамбовской области, в том числе автодорога «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский» и автодорога «Мучкапский-Покровка».

Приказом управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области от 31.05.2021г. № 135 утвержден устав ТОГКУ «Тамбовавтодор» в новой редакции.

Согласно Уставу ТОГКУ «Тамбовавтодор» целью создания Учреждения является обеспечение и реализация полномочий субъекта Российской Федерации – Тамбовской области в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

Учреждение осуществляет, в том числе организацию работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в строгом соответствии с утвержденными государственными программами, а также работ по контролю качества и своевременности их выполнения.

Таким образом, на ТОГКУ «Тамобвавтодор» возложена обязанность по организации работ по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние. Соответственно требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области при установленных по делу обстоятельствах о возложении на ТОГКУ «Тамбовавтодор» обязанности привести участки автодорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Возлагая на ТОГКУ «Тамбовавтодор» обязанность принять меры к приведению вышеназванных участков автодорог в соответствии с требованиями законодательства, суд исходит из того, что данная обязанность вытекает из уставных целей ТОГКУ «Тамбовавтодор»; ТОГКУ «Тамбовавтодор» обладает полномочиями получателя средств областного бюджета, направленных на организацию мероприятий по содержанию дорог в нормативном состоянии.

Согласно Уставу ТОГКУ «Тамбовавтодор» учредителем и собственником имущества Учреждения является Тамбовская область. Функции и полномочия учредителя выполняет управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области (п.1.3). В силу п.3.7.2 Устава ТОГКУ «Тамбовавтодор» к компетенции управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области относится: осуществление финансового обеспечения деятельности Учреждения, утверждение порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления Учреждению, доведение лимитов бюджетных средств. Также управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области осуществляет финансовое обеспечение деятельности Учреждения на основании бюджетной сметы (п.4.14 Устава).

Исходя из Положения об управлении автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 31.03.2017г. № 32, Управление осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета Тамбовской области по подведомственным учреждениям (п.3.156 Положения).

Принимая во внимание, что распределение бюджетных средств по подведомственным учреждениям на осуществление ими уставных целей осуществляет управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовкой области, суд полагает возможным возложить на управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по приведению участков автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Доводы представителя управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовкой области о том, что мероприятия по ремонту, реконструкции, содержанию автомобильных дорог регионального значения осуществляются в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 20.06.2013г. № 640, на выводы суда в части требований к управлению автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области не влияют. Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области как ответственный исполнитель государственной программы и главный распорядитель бюджетных средств ТОГКУ «Тамбовавтодор» не лишено права разработать и представить для внесения в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» изменений в части включения в программу мероприятий по приведению вышеуказанных участков автодорог в нормативное состояние, а также по вопросу распределения денежных средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование мероприятий в области дорожного хозяйства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мучкапского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ТОГКУ «Тамбовавтодор» в срок не позднее 01.12.2024г. привести автомобильную дорогу «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово - Мучкапский» со 104+146 км по 118 +690 км и с 118+690 км по 122+995 км в соответствие с требованиями ГОСТР 50597-2017.

Обязать ТОГКУ «Тамбовавтодор» в срок не позднее 01.07.2024г. привести автомобильную дорогу «Мучкапский-Покровка» с 0+00 км по 4+800 км в соответствие с требованиями ГОСТР 50597-2017.

Обязать Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области обеспечить финансирование мероприятий по приведению автомобильных дорог «Тамбов-Пенза» - Рассказово - Уварово - Мучкапский» со 104+146 км по 118+690 км и с 118+690 км по 122+995км, «Мучкапский- Покровка» с 0+00 км по 4+800 км в соответствие с требованиями ГОСТР 50597- 2017 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Тамбова.

Судья Г.А.Анохина

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022 года

Судья Г.А.Анохина