Пермский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Пермский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-252(2011)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2011 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Форсюк Р.А., представителя ответчика Некрасовой Т.В., представителя третьего лица Шипиловских Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района к Администрации Юговского с/п Пермского района о возложении обязанности постановки гидротехнического сооружения пруда на учет как бесхозяйного,
установил:
Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к Администрации Юговского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявление Управление Росреестра по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнического сооружения: ГТС не имеющей номера пруда на реке, расположенного на территории Юговского сельского поселения на учет как бесхозяйного, указав, что на территории Юговского с/п находятся гидротехническое сооружение без номера пруда на реке Юг. Согласно информации представленной Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и Пермским районным филиалом Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» данные гидротехнические сооружения не имеет собственника, на балансе какого-либо учреждения или организации не значатся. ГТС, расположенное на территории Юговского с/п собственника и эксплуатирующей организации не имеют, осуществление надлежащего содержания данного гидротехнического сооружения, проведение его ремонта и обеспечение безопасности, невозможно. Таким образом, отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение, предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и причинению ущерба здоровью, жизни и имуществу граждан, проживающих на территории сельского поселения, в границах которого расположены ГТС. В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено также и в Уставе Юговского сельского поселения. В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения как объекта недвижимости в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий должна быть возложена на администрацию Юговского с/п. Кроме того, отсутствие собственника у ГТС создает реальную угрозу разрушения ГТС, загрязнения окружающей среды и гибели водных биоресурсов, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Пом. прокурора Форсюк Р.А. в судебном заседании поддержал заявления требования по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Некрасова Т.В. иск прокурора не признала, пояснив, что администрация Юговского с/п уже обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации гидротехнического сооружения и пруда в п. Юг на праве собственности Администрации Юговского сельского поселения. Пруд был построен 70 лет назад, восстановлен в 2010 году.
Представитель третьего лица Шипиловских Д.Б. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что сооружение не является бесхозяиным, документы находятся в Росреестре на стадии оформления права собственности за Юговской администрацией.
Выслушав пом. прокурора Форсюк Р.А., представителя ответчика Некрасовой Т.В., представителя третьего лица Шипиловских Д.Б., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Из информации представленной комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от 01.12.2010г. № 1441 на территории Юговского с/п на ГТС пруда с. Юг документы находятся в стадии оформления Администрацией Юговского с/п (л.д. 5-12).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Суд не может согласиться с доводами пом. прокурора о том, что несмотря на обращение администрации Юговского с/п в Управление Росреестра о регистрации права муниципальной собственности за собой, данное ГТС необходимо признать безхозяйным, а через год зарегистрировать на праве муниципальной собственности по следующим основаниям.
Представителем ответчика в суд представлена расписка Управления Росрееста от 07.12.2010г. из которой следует, что представителем Администрации Юговского с/п сданы документы: кадастровый паспорт объекта недвижимости от 15.06.2010г., акт приемки передачи от 02.03.2010г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.06.2010г. № 59526000-11/2010 (л.д. 17).
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Представитель ответчика Некрасова Т.В. в суде пояснила, что в связи с необходимостью оформления земельного участка под прудом на основании их заявления в Управлении Росреестра государственная регистрация пруда и ГТС приостановлена, поскольку необходимо представить дополнительные документы по земельному участку, данное обстоятельство подтверждается сообщением Пермского отдела Управления Росреестра Пермского края.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Учитывая, что иск прокурора направлен на оформление права муниципальной собственности в отношении ГТС и пруда, чтобы предотвратить разрушение ГТС, загрязнение окружающей природной среды, а поскольку Администрация Юговского с/п обратилась с заявлением в Росреестр о регистрации права собственности за собой, суд считает, что нет необходимости в возложении обязанности на Администрацию в постановке ГТС на учет как безхозяйного, поскольку спорный объект уже регистрируется как муниципальная собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору Пермского района Пермского края в иске к Администрации Юговского с/п Пермского района о возложении обязанности в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнического сооружения пруда на реке Юг, не имеющего номера, расположенного на территории Юговского сельского поселения Пермского района на учет как бесхозяйный - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2011 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья Пермского райсуда: О.В. Безматерных