Вичугский городской суд Ивановской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вичугский городской суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-252/2011.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года город Вичуга
Вичугский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Лаврова С.Н.
при секретаре Хрусталевой Ю.А.,
с участием истца - Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Корнилова Е.И.,
представителя ответчика - Сельскохозяйственного производственного кооператива «Луч» ФИО1, действующего на основании выписки из протокола № 4 общего собрания членов СПК «Луч» от 22 ноября 2005 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Луч» о возложении обязанности по соблюдению законодательства о недрах,
У С Т А Н О В И Л :
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Луч» (далее - СПК «Луч») о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2011 года выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов пресных подземных вод и представить отчет на государственную геологическую экспертизу.
В судебном заседании истец Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Корнилов Е.И. исковые требования поддержал, суду пояснил, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с отделом геологии и лицензирования по Ивановской области проведена проверка исполнения лицензионных условий при пользовании недрами. В ходе проверки установлено, что СПК «Луч» имеет лицензию на право пользования недрами № 52290 сроком действия до 01 декабря 2016 года. Согласно пункту 12.1 указанной лицензии на недропользование СПК «Луч» обязано в срок до декабря 2008 года выполнить работы по подсчету запасов подземных вод и предоставить его на государственных экспертизу. До настоящего времени СПК «Луч» лицензионные условия не выполнены. Согласно статье 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья, ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, ископаемых, проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Согласно статье 29 Закона РФ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если предоставляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами государственной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Таким образом, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения. Незаконная, без соответствующего учета добываемых природных ресурсов из артезианских скважин, добыча подземных вод может привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям. Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес председателя СПК «Луч» 26 января 2011 года внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако, надлежащих мер для выполнения требований федерального законодательства не предпринято. Незаконными действиями СПК «Луч» нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством, поскольку в соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. как источник естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.
Представитель ответчика СПК «Луч» ФИО1 с исковыми требованиями согласен. Суду пояснил, что в настоящее время СПК «Луч» используются две действующие скважины. Они отправляли заявку в ООО «Ретав» с просьбой произвести замеры подземных вод принадлежащих СПК «Луч» артезианских скважин. Согласно полученному ответу оценка запасов подземных вод обойдется в 300-400 тысяч рублей, а продолжительность оценки займет не менее полугода. В настоящее время СПК «Луч» не имеет таких денежных средств, так как их доход составляет около 3 миллионов рублей в год, из которых нужно платить заработную плату, налоги. Просил дать отсрочку в проведении оценки, при этом не сообщил, до какого времени ему нужна отсрочка.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу, что требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской природоохранной прокуратуры обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Согласно статье 22 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (далее - Закона РФ «О недрах») пользователь недр, в том числе обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Согласно статье 29 Закона РФ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что СПК «Луч» на основании лицензии на право пользования недрами серии НВА № 52290 вида ВЭ, выданной 07 февраля 2007 года Региональным агентством по недропользованию по Центральному федеральному округу на срок до 01 декабря 2016 года, осуществляет эксплуатацию 8 артезианских скважин, в том числе 2 действующих скважин, расположенных в д. Гаврилково Вичугского района Ивановской области, и 6 бездействующих скважин, расположенных в д. Гаврилково (2 скважины), д. Жеребчиха, д. Золотовка, д. Ропотово и д. Старцево Вичугского района Ивановской области. В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, а также пунктом 12.1.1 Условий пользования недрами, являющихся составной частью указанной лицензии, СПК «Луч» обязано в срок до декабря 2008 года выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод, составить отчет с оценкой эксплуатационных запасов и представить его на государственную экспертизу.
15 июля 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области в адрес СПК «Луч» вносилось предписание № 17/6 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в котором в том числе указывалось требование в срок до 15 октября 2010 года осуществить оценку эксплуатационных запасов подземных вод.
Данное предписание не было исполнено, в связи с чем 25 октября 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области в отношении СПК «Луч» составлен протокол № 19/6 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства).
22 ноября 2010 года постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Вичугского района Ивановской области СПК «Луч» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, однако производство по делу прекращено в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ (малозначительность), в отношении СПК «Луч» применено устное замечание.
26 января 2011 года Ивановским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в адрес СПК «Луч» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в котором вновь указано на невыполнение СПК «Луч» требований об осуществлении оценки эксплуатационных запасов подземных вод.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства СПК «Луч» до настоящего времени не выполнены обязанности по оценке эксплуатационных запасов подземных вод, составлении отчета с оценкой эксплуатационных запасов и представлении его на государственную экспертизу.
Установленные судом обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются перечнем недропользователей, не выполнивших условия пользования недрами в части оценки, подсчета и государственной экспертизы запасов подземных вод (л.д. 6-7), представлением прокурора от 26 января 2011 года (л.д. 8-9), ответами СПК «Луч» от 29 марта 2011 года (л.д. 10, 27), актом проверки от 25 октября 2010 года (л.д. 19-20), предписанием от 15 июля 2010 года (л.д. 22-23), протоколом об административном правонарушении от 25 октября 2010 года (л.д. 24-25), постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Вичугского района Ивановской области от 22 ноября 2010 года (л.д. 28-29), лицензией на право пользования недрами серии НВА № 52290 вида ВЭ от 07 февраля 2007 года с Условиями пользования недрами (л.д. 33-36).
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования для выполнения необходимых работ по оценке эксплуатационных запасов пресных подземных вод суд не принимает во внимание, поскольку данные обязанности по исполнению требований законодательства о недрах не могут быть поставлены в зависимость от финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Вопрос об отсрочке исполнения решения подлежит рассмотрению по ходатайству сторон в порядке, установленном статьями 203, 434 ГПК РФ, после вынесения решения суда. В настоящее время данное ходатайство рассмотрению не подлежит. Срок исполнения обязанности, указанный в исковом заявлении, т.е. до 31 декабря 2011 года, суд считает обоснованным и разумным.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в полном объеме и обязывает СПК «Луч» в срок до 31 декабря 2011 года выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов пресных подземных вод и представить отчет на государственную геологическую экспертизу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить в полном объеме.
Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Луч» выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов пресных подземных вод и представить отчет на государственную геологическую экспертизу, - в срок до 31 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (16.05.2011 года).
Судья С.Н. Лавров