ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252 от 21.02.2011 Апатитского городского суда (Мурманская область)

                                                                                    Апатитский городской суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Апатитский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр.дело № 2-252/2011 (решение не вступило в законную силу) Решение в окончательной

форме изготовлено 21.02.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года г.Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.С.,

при секретаре Солуяновой Ж.Е.,

с участием

заявителя ФИО1,

представителей заинтересованного лица ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на неправомерное решение Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на неправомерное решение Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты».

В обоснование жалобы указывает, что 28.01.2011 Совет депутатов г.Апатиты принял решение № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты». Считает, что указанное решение нарушает его гражданские права и создает препятствие для его участия в осуществлении местного самоуправления, поскольку порядок участия граждан в обсуждении проекта до настоящего времени Советом не принят и не опубликован. Ссылаясь на ст. 130 Конституции РФ, ст.ст. 28, 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит отменить решение Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» и обязать Совет депутатов принять и опубликовать порядок участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

До рассмотрения жалобы по существу заявитель представил дополнения к жалобе, в которых указывает, что в результате того, что до настоящего времени Совет депутатов не утвердил и не опубликовал порядок участия граждан в обсуждении проекта и порядок учета предложений граждан по указанному проекту, произошли дальнейшие нарушения, связанные с ограничением оргкомитетом его прав на участие в публичных слушаниях и других граждан.

В связи с чем просит отменить или приостановить действие решения Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» и обязать Совет депутатов принять и опубликовать нормативные правовые акты необходимые для принятия решения об изменении Устава города, предусмотренные ч.4 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании заявитель свою жалобу и дополнения к ней поддержал по тем же основаниям.

Представители заинтересованного лица – Совета депутатов города Апатиты ФИО2, ФИО3 с жалобой не согласны. Представили письменный отзыв, в котором указывают, что оспариваемое решение не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону и иным нормативным правовым актам. Ссылаясь на ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 3 названной статьи, ч. 4 ст. 28 Закона 131-ФЗ, пп. 1 пункта 3 ст. 25 Устава городского округа Апатиты, Положение о публичных слушаниях по вопросам местного значения на территории города Апатиты, ч. 2 ст. 28 Закона № 131-ФЗ считают, что Совет депутатов имел полномочия на принятие оспариваемого решения. Оспариваемое решение вынесено с соблюдением порядка его принятия, установленного нормативными правовыми актами. В пунктах 1 и 2 оспариваемого решения указана тема публичных слушаний. В пункте 2 оспариваемого решения указана дата проведения слушаний 18 февраля 2011 года, что не превышает 3 месячного срока с 28 января 2011 года, то есть дня принятия решения о назначении публичных слушаний. Пунктом 3 оспариваемого решения определён персональный и численный состав организационного комитета в количестве 9 человек, на который возлагается подготовка и проведение данных публичных слушаний, данным пунктом определены его председатель - ФИО2 и заместитель председателя – ФИО4 В пунктах 5 и 6 оспариваемого решения указан порядок внесения замечаний и предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания. Пунктом 7 оспариваемого решения установлено, что оно подлежит опубликованию в газете «Кировский рабочий», а 3 февраля 2011 года № 5 (11828) оно было опубликовано в данной газете на странице 4. Иных обязательных требований к содержанию решения Совета депутатов о назначении публичных слушаний ни Законом № 131-ФЗ, ни Уставом, ни Положением не установлено. Данные обстоятельства свидетельствуют, что содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. Порядок участия граждан в обсуждении указанного проекта решения, а также порядок учёта предложений по такому проекту установлен пунктами 3.5-3.6, 4.3 Положения о публичных слушаниях. По состоянию на 03 февраля 2011 года порядок участия граждан в обсуждении проекта «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты», нормативно установленный Советом депутатов в пунктах 3.5 - 3.6, 4.3 Положения, был опубликован в качестве пункта 6 оспариваемого решения. Кроме того, порядок участия граждан в обсуждении проекта, выносимого на публичные слушания, и порядок учёта предложений по такому проекту был опубликован одновременно с проектом решения 20 января 2011 года в газете «Кировский рабочий», № 3, (11826), на странице 5 в составе Информации по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» (абзацы 3 и 4). Требование заявителя о возложении на Совет депутатов обязанности по принятию и опубликованию порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования по существу сводится к принятию нормативного правового акта, что в силу закона не входит в компетенцию суда, а отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Данное требование заявителя в силу положений пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 220 ГПК РФ производство по делу в части указанного требования следует прекратить.

Выслушав заявителя ФИО1, представителей заинтересованного лица ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд полагает жалобу заявителя не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту решения – Закона № 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Согласно ч.4 ст. 44, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Апатиты, принятого Апатитским городским Советом от 23.06.2005, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 11.11.2005 N RU513020002005002 для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Советом депутатов, Главой города могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов, Главы города Апатиты.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, по инициативе Главы города - Главой города Апатиты.

На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:

1) проект Устава города Апатиты, а также проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города Апатиты, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Решением Апатитского городского Совета от 24.11.2005 N 523 принято Положение о публичных слушаниях по вопросам местного значения на территории города Апатиты (далее по тексту решения – Положение).

Таким образом, в силу вышеуказанных норм Закона, Совет депутатов города Апатиты имел полномочия на принятие оспариваемого решения.

П. 6 ч. 1 ст. 44 Закона № 131-ФЗ установлено, что порядок принятия муниципальных правовых актов, к которым в силу пункта 2 части 1 ст.43 Закона № 131-ФЗ относятся правовые акты представительного органа муниципального образования, должен определяться уставом муниципального образования.

Пунктом 5 ст. 13 Устава городского округа Апатиты установлено, что решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Уставом в соответствии с Законом № 131-ФЗ.

То есть по смыслу Закона, такое решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов.

Согласно п. 2 ст. 31 Устава городского округа Апатиты Совет депутатов состоит из 20 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом сроком на 5 лет.

Ч. 1.1 ст. 35 Закона № 131-ФЗ установлено, что правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

П. 2 ст. 34 Устава городского округа Апатиты установлено, что заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Как следует из выписки протокола № 14 от 28.01.2011 заседания 14-ой сессии Совета депутатов года, на заседании Совета депутатов присутствовало 19 депутатов, что составляет более 50 процентов от числа избранных депутатов (20).

Следовательно, заседание прошло в правомочном составе.

Оспариваемое решение принято в первом чтении (за основу) 14 голосов из 20, во втором чтении (в целом) 13 голосов из 20, то есть большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Советом депутатов порядка принятия оспариваемого решения, установленного нормативными правовыми актами.

Требования к содержанию решения Совета депутатов о назначении публичных слушаний указаны в пункте 1.6 Положения, в соответствии с которым в решении Совета депутатов обязательно должен быть указан следующий перечень сведений: тема публичных слушаний; дата проведения слушаний (не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о назначении публичных слушаний); организационный комитет, на который возлагается подготовка и проведение публичных слушаний (численный и персональный состав, председатель организационного комитета и его заместитель); порядок внесения замечаний и предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания.

Решение Совета депутатов о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию.

В судебном заседании установлено, что 28.01.2011 Советом депутатов города Апатиты принято решение № 206 о проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» с целью обеспечения возможности участия жителей города в его обсуждении.

В пунктах 1 и 2 решения указана тема публичных слушаний - проект решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты».

В пункте 2 указана дата проведения слушаний 18 февраля 2011 года.

Пунктом 3 решения определён персональный и численный состав организационного комитета в количестве 9 человек, на который возлагается подготовка и проведение данных публичных слушаний, данным пунктом определены его председатель - ФИО2 и заместитель председателя – ФИО4

В пунктах 5 и 6 оспариваемого решения указан порядок внесения замечаний и предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания.

Пунктом 7 оспариваемого решения установлено, что оно подлежит опубликованию в газете «Кировский рабочий».

03 февраля 2011 года № 5 (11828) решение было опубликовано в указанной газете на странице 4.

Иных обязательных требований к содержанию решения Совета депутатов о назначении публичных слушаний ни Законом № 131-ФЗ, ни Уставом, ни Положением не предусмотрено.

Таким образом, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Из содержания части 1 и пункта 1 части 3 статьи 28 Закона № 131-ФЗ следует, что участие граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также учёт предложений по нему обеспечивается посредством их участия в публичных слушаниях по проекту такого муниципального правового акта.

В соответствии с п.3.1. Положения, участвовать в публичных слушаниях имеют право жители города Апатиты.

Порядок участия граждан в обсуждении указанного проекта решения, а также порядок учёта предложений по такому проекту установлен пунктами 3.5-3.6, 4.3 Положения.

В соответствии с п. 6 оспариваемого заявителем решения, участники публичных слушаний имеют право выступать с предложениями по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты», задавать вопросы выступающим. Участники публичных слушаний, проживающие на территории города Апатиты, имеют право принимать участие в голосовании по поступившим предложениям по проекту решения.

Предложения по проекту решения Совета депутатов, принятые большинством голосов от числа присутствующих участников публичных слушаний, проживающих на территории города Апатиты, включаются в итоговый документ публичных слушаний, который носит рекомендательный характер при рассмотрении Советом депутатов проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты».

Таким образом, данным решением установлен порядок участия граждан в обсуждении проекта и порядок учета предложений.

Кроме того, порядок участия граждан в обсуждении проекта, выносимого на публичные слушания, и порядок учёта предложений по такому проекту был опубликован одновременно с проектом решения 20 января 2011 года в газете «Кировский рабочий», № 3, (11826), на странице 5 в составе Информации по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» (абзацы 3 и 4).

В связи с чем доводы заявителя о том, что обжалуемое решение Совета депутатов города Апатиты нарушает его права и препятствует его участию в осуществлении местного самоуправления не состоятельны и никакими объективными данными не подтверждены.

Из оспариваемого решения не следует, что его принятием нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Напротив, решение призвано обеспечить гарантированное законом право неопределенного круга граждан на участие в решении вопросов местного значения.

Таким образом, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что решение Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» принято в соответствии с законом, в пределах полномочий Совета депутатов города Апатиты и права либо свободы заявителя нарушены не были, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы ФИО1 на неправомерное решение Совета депутатов города Апатиты от 28.01.2011 № 206 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.С. Воробьева