ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2521/2016 от 04.10.2016 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №2-2521/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2016 года город Сочи

Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Клименко И.Г.

При секретаре: Лантуховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратура г.Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» (ООО «ТСМ») об обязании провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор г.Сочи Большедворский М.А. действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» об обязании провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города по результатам проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» (далее - ООО «ТСМК») выявлены нарушения. Установлено, что в соответствии с договором аренды имущества от 13.01.2016 ООО «ТСМ» передано ООО «ТСМК» во временное возмездное владение и пользование имущество, а также часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 43 366 кв.м., которые расположены по адресу: <адрес> По указанному выше адресу также расположена бетонированная площадка для временного накопления отходов. Фильтрат с указанной выше площадки посредством ливневых коллекторов поступает на станцию очистки ливневых вод. После очистки сточные воды поступают в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная», эксплуатируемой ГКУ КК «Краснодаравтодор». На момент проведения проверки по причине ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений установлен факт сброса неочищенного фильтрата в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная». В целях определения класса опасности специалистами Сочинского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы сточных вод сбрасываемых с очистных сооружений ООО «ТСМК». По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний (измерений) вода №201 от 25.07.2016) установлено наличие в сточной воде взвешенных веществ 41,6 мг/дм куб., азот аммоний 96,8 мг/дм куб, нитрит-ионов 0,62 мг/дм куб, нитрат-иона 1,5 мг/дм куб, фосфат-ионы 54,7 мг/дм куб, АПАВ 0,05 мг/дм куб, БПК5 162 мг02/дм куб, нефтепродукты 0,09 мг/дм куб, железо общее 0,25 мг/дм куб. Таким образом, по причине ненадлежащей эксплуатации указанных выше очистных сооружений, допущено попадание в ливневую сеть загрязненных стоков. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> расположена площадка для временного отходов подлежащих дальнейшей сортировке площадью 2400 кв.м. Вместе с тем, ООО «ТСМК» не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов.

Представители ответчика ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» ФИО1 и ФИО2 частично возражали против заявленных исковых требований, предоставив суду заявление о признании исковых требований в части: обязания ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а так же привести площадку для временного накопления отходов по <адрес>, г.Сочи в соответствие с требованиями п.3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» путем: ежедневного вывоза не менее 500 тонн отходов на специализированные полигоны.

Представитель третьего лица УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 поддержал исковые требования прокурора, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю ФИО4 поддержал исковые требования прокурора, просил их удовлетворить.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой города по результатам проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» (далее - ООО «ТСМК») выявлены нарушения. Установлено, что в соответствии с договором аренды имущества от 13.01.2016 ООО «ТСМ» передано ООО «ТСМК» во временное возмездное владение и пользование имущество, а также часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 43 366 кв.м., которые расположены по адресу: <адрес> По указанному выше адресу также расположена бетонированная площадка для временного накопления отходов. Фильтрат с указанной выше площадки посредством ливневых коллекторов поступает на станцию очистки ливневых вод. После очистки сточные воды поступают в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная», эксплуатируемой ГКУ КК «Краснодаравтодор». На момент проведения проверки по причине ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений установлен факт сброса неочищенного фильтрата в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная». В целях определения класса опасности специалистами Сочинского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы сточных вод сбрасываемых с очистных сооружений ООО «ТСМК». По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний (измерений) вода №201 от 25.07.2016) установлено наличие в сточной воде взвешенных веществ 41,6 мг/дм куб., азот аммоний 96,8 мг/дм куб, нитрит-ионов 0,62 мг/дм куб, нитрат-иона 1,5 мг/дм куб, фосфат-ионы 54,7 мг/дм куб, АПАВ 0,05 мг/дм куб, БПК5 162 мг02/дм куб, нефтепродукты 0,09 мг/дм куб, железо общее 0,25 мг/дм куб. Таким образом, по причине ненадлежащей эксплуатации указанных выше очистных сооружений, допущено попадание в ливневую сеть загрязненных стоков. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером по ул. <адрес> расположена площадка для временного отходов подлежащих дальнейшей сортировке площадью 2400 кв.м. Вместе с тем, ООО «ТСМК» не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов.

Статьей 39 Федерального закона от 10.01.02 года №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

По указанному выше адресу также расположена бетонированная площадка для временного накопления отходов. Фильтрат с указанной выше площадки посредством ливневых коллекторов поступает на станцию очистки ливневых вод. После очистки сточные воды поступают в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная», эксплуатируемой ГКУ КК «Краснодаравтодор».

На момент проведения проверки по причине ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений установлен факт сброса неочищенного фильтрата в лоток ливневой системы водоотведения автомобильной дороги «Малая объездная на ул. Транспортная».

В целях определения класса опасности специалистами Сочинского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы сточных вод сбрасываемых с очистных сооружений ООО «ТСМК».

По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний (измерений) вода №201 от 25.07.2016) установлено наличие в сточной воде взвешенных веществ 41,6 мг/дм куб., азот аммоний 96,8 мг/дм куб, нитрит-ионов 0,62 мг/дм куб, нитрат-иона 1,5 мг/дм куб, фосфат-ионы 54,7 мг/дм куб, АПАВ 0,05 мг/дм куб, БПК5 162 мг02/дм куб, нефтепродукты 0,09 мг/дм куб, железо общее 0,25 мг/дм куб.

Таким образом, по причине ненадлежащей эксплуатации указанных выше очистных сооружений, допущено попадание в ливневую сеть загрязненных стоков.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> расположена площадка для временного отходов подлежащих дальнейшей сортировке площадью 2400 кв.м.

Вместе с тем, ООО «ТСМК» не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов.

Так, в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Согласно п. 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

В нарушение указанных требований допущено накопление более 10 ООО тонн отходов, насыпь отходов выходит за границы отведенной площадки предназначенной для временного складирования отходов. Поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Накопление отходов осуществляется с 15.06.2016.

Факт перенакопления отходов на указанной выше площадке также подтверждается объяснением директора филиала ООО «ТСМК» ФИО5

Так, опрошенный в прокуратуре города ФИО5 пояснил, что при ежедневном поступлении на ООО «ТСМК» 500 тонн отходов, фактически вывозится около 200 тонн. Данный факт привел к перенакоплению отходов на площадке для временного накопления в объеме 10 000 тонн.

По факту перенакопления твердых коммунальных отходов на указанной выше площадке с нарушением требований природоохранного законодательства прокуратурой г.Сочи 08.08.2016 директору ООО «ТСМК» внесено представление.

Вместе с тем, до настоящего времени действенных мер, направленных на вывоз отходов ООО «ТСМК» не принято.

Кроме того, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО «ТСМК» оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 30 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 22 Закона №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ст. ст. 1, 12 Закона № 96-ФЗ, норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Частями 1 и 5 статьи 14 Закона № 96-ФЗ установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое утверждено Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 24.12.2004 и признано имеющим законную силу Постановлением Северо- Кавказского арбитражного Суда кассационной инстанции от 14.08.2009 по делу , нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, ООО «ТСМК» инвентаризация источников выбросов не проведена, не разработаны предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект ПДВ отсутствует. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствует.

Вышеуказанные нарушения подтверждаются справкой государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО6, опросом директора филиала ООО «ТСМК» и иными материалами проверки.

Действия ответчика по временному накоплению отходов на вышеназванной площадке с нарушением требований природоохранного законодательства ухудшают экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории жилой застройки, расположенной в непосредственной близости, а так же могут привести к причинению вреда жизни и здоровью проживающих там граждан.

Пунктом 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, а так же неопределенного круга лиц.

Право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц предусмотрено и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой, прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, а так же прав Российской Федерации, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Кроме того, частью 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.204 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокуратура г.Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» об обязании провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух – удовлетворить.

Обязать ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Обязать ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» обеспечить надлежащую эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по <адрес> путем исключения сбрасывания с площадки для временного накопления отходов неочищенных сточных вод в ливневую канализацию и на рельеф, заключения со специализированной организацией договора на их обслуживание, заключения договора на проведение лабораторных исследований качества сбрасываемых сточных вод с территории ООО «ТСМК» по <адрес>;

Обязать ООО «Территориальная Сочинская мусороперерабатывающая компания» привести площадку для временного накопления отходов по ул. Водораздельная, 1, г.Сочи в соответствие с требованиями п.3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» путем: ежедневного вывоза не менее 500 тонн отходов на специализированные полигоны.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевой суд, но ПОДЛЕЖИТ НЕМЕДЛЕННОМУ ИСПОЛНЕНИЮ.

Судья И.Г. Клименко

На момент публикации не вступило в законную силу.