ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2522/20 от 22.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2-2522/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи) Шевцовой Н.Г.,

при секретаре Шалыгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» о понуждении к проведению паспортизации железобетонного моста,

установил:

Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» о возложении обязанности по проведению паспортизации железобетонного моста через реку Солю, протяженностью 45,20 п.м., шириной 9м, расположенного на км 0+872 автомобильной дороги общего пользования <адрес>, в соответствие с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что распоряжением администрации Смоленской области от 19.06.1998 №180-р указанный участок автомобильной дороги с железобетонным мостом передан на баланс ответчику на праве оперативного управления; в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в силу действующего законодательства в состав прочих работ по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, тогда как ответчиком мероприятий по паспортизации указанного мостового сооружения не проводилось, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, указав, что Учреждением принимаются меры по паспортизации моста.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно п.7 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ №257-ФЗ) исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации являются владельцами автомобильных дорог. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 ФЗ №257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 ФЗ №257-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ №257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" определено, что в прочие работы по содержанию входит в частности паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 9).

Общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования установлены введенным в действие Приказом Росстандарта от 20.11.2015 N 1933-ст "ГОСТ 33161-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах" (далее ГОСТ 33161-2014).

Согласно п. 1.2, 3.16 ГОСТ 33161-2014 требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения в частности на мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.), под которым понимается искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор, и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.

Паспортизация искусственного сооружения – это систематизация и представление информации о постоянных и переменных параметрах искусственного сооружения в виде отчетного документа установленной формы (технического паспорта) (п. 3.19 ГОСТ 33161-2014).

Результаты диагностики технически сложных искусственных сооружений следует оформлять в виде технического паспорта искусственного сооружения утвержденной формы. Технический паспорт должен быть составлен на виды искусственных сооружений, включая все виды мостовых сооружений по ГОСТ 33178 (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, полумост, балкон, биопереход мостового типа) (п.6.1 ГОСТ 33161-2014).

В силу п. 4.6 ГОСТ 33161-2014 заказчиком на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственного сооружения может выступать орган управления дорожным хозяйством, либо владелец (балансодержатель) автомобильных дорог, на которых расположены сооружения, либо уполномоченная организация, действующая от его имени и обладающая согласно национальному законодательству государства соответствующими правами.По делу установлено, что распоряжением Администрации Смоленской области от 19.06.1998 N 180-р "О передаче права оперативного управления автомобильными дорогами области" территория автодороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области <адрес> и сооружения на ней Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области передана на баланс Государственному учреждению - управлению автомобильных дорог Смоленской области на правах оперативного управления автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, а занимаемые ими, в пределах постоянной полосы отвода земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование (п.38 перечня).

Согласно п.п.1,2 Устава СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» Учреждение создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, основной целью деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий органов исполнительной власти Смоленской области в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, предметом деятельности является, в том числе ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В результате проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания и ремонта мостовых сооружений на дорогах общего пользования по заданию прокуратуры Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что на железобетонный мост через реку Солю, км0+872 на а/д "<адрес> паспорт отсутствует, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика выдано предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в безотлагательном порядке, в ответ на которое 15.04.2020г. СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» сообщило, что не оспаривает обязанность проведения паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, однако отсутствие паспорта на данный мост вызвано недостаточностью финансирования, по причине которого диагностика (паспортизация) выполняется согласно приоритетного значения; так, планом мероприятий дорожного фонда Смоленской области на 2020г. предусмотрено обследование (диагностика) мостовых сооружений расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области в количестве 267 объектов, в том числе мостовых сооружений, а подготовленная заявка на закупку путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по диагностике 267 искусственных сооружений в настоящее время находится на согласовании и размещении в ГУ Смоленской области по регулированию контрактной системы.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» заключен контракт с ООО «Центр дорожного проектирования» на оказание услуг по диагностике искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, в том числе на проведение паспортизации железобетонного моста через реку Солю, км0+872 на а/д <адрес>, срок выполнения которых определен до 01.10.2020г.

Таким образом, в настоящий момент паспортизация железобетонного моста через реку Солю, км0+872 на а/д <адрес> не проведена, что представителем ответчика не оспаривалось.

При таком положении, принимая во внимание, что технический паспорт искусственного сооружения определяет фактическое состояние искусственного сооружения и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, что в настоящее время должным образом не обеспечено, суд находит иск Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, предъявленный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению, с возложением на СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» обязанности по проведению паспортизации железобетонного моста через реку Солю, протяженностью 45,20 п.м., шириной 9м, расположенного на км 0+872 автомобильной дороги общего пользования <адрес>, в соответствие с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Управление областных автомобильных дорог» провести паспортизацию железобетонного моста через реку Солю, протяженностью 45,20 п.м., шириной 9м, расположенного на км 0+872 автомобильной дороги общего пользования <адрес>, в соответствие с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 27.07.2020г.