ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2523 от 20.09.2011 Королёвского городского суда (Московская область)

                                                                                    Королёвский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Королёвский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2523/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Королев 20 сентября 2011 года

Королевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шишкова С.В.,

с участием помощника прокурора Зимина С.А.

при секретаре Вьюшковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ПОСБОН» о прекращении деятельности по предоставлению ритуальных услуг населению и освобождению самовольно занятого земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО «ПОСБОН» о прекращении деятельности по предоставлению ритуальных услуг населению и освобождению самовольно занятого земельного участка, ссылаясь на то, что в ходе проведенной истцом проверки ООО «ПОСБОН» осуществляет деятельность по предоставлению ритуальных (похоронных) услуг, а именно: изготовление и продажа похоронных принадлежностей, организация и проведение ритуала по похоронам, бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов, а так же иные виды похоронных услуг, данная деятельность осуществляется на земельном участке общей площадью 2500 кв.м., расположенном по адресу: , с нарушением действующего законодательства, а именно: с нарушением санитарно-защитной зоны для сооружений похоронного назначения; складирование отходов на открытом грунте, не защищенных от атмосферных осадков, обваловка и ливнесток не оборудованы; отсутствие очистных сооружений; отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на его соответствие санитарному законодательству и отсутствие контроля за соблюдением правил и санитарных норм. Так же ответчик осуществляет данную деятельность в отсутствие правоустанавливающих документов на использование вышеуказанного земельного участка. По данным фактам в отношении ООО «ПОСБОН» возбуждены дела об административных правонарушениях и генеральному директору ООО «ПОСБОН» вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованием прекратить деятельность и освободить самовольно занятый земельный участок. До настоящего времени нарушения устранены не были, в связи с чем истец обратился в суд с данным иском.

Представитель истца в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что данные нарушения устранены, штрафы по возбужденным делам об административных правонарушениях по ст.ст.6.3,7.1,8.1,8.2 оплачены. Что касается требований об освобождении земельного участка, то ООО «ПОСБОН» осуществляет свою деятельность на данном земельном участке с 1976 года. Собственником здания является физические лица. В настоящее время решается вопрос о передаче земельного участка в собственность.

Представитель третьего лица Администрации г.Королева возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Администрация как собственник земельного участка никаких претензий к ООО «ПОСБОН» не имеет.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренныеглавами 3и4настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданскимзаконодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренныеглавами 3 и 4настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.3 и 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.; порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

В силу п.3.7 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов на открытых площадях без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие; по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть внестоков с автономными очистными сооружениями.

Согласно п.2.15 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, расстояние от домов траурных обрядов до жилых зданий регламентируется с учетом характера траурного обряда и должно составлять не менее 100 метров.

В судебном заседании установлено, что Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области поступило коллективное обращение от жильцов, проживающих по  о нарушении законодательства ООО «ПОСБОН», расположенного по адресу: .

В связи с этим обращением, Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка и составлен акт, согласно которого объектом осмотра является территория земельного участка по адресу: , общей площадью 2500 м.кв. огороженная металлическим забором ООО «ПОСБОН», в ходе проверки выявлено ряд нарушений закона ООО «ПОСБОН» при осуществлении деятельности, по предоставлении ритуальных услуг: наименьшее удаление территории, огражденной ООО «ПОСБОН» для осуществления указанного вида деятельности, от жилой застройки составляет: с запада –расстояние до жилого дома по  менее 35 метров; с востока – расстояние до жилого дома по  – менее 20 метров.

Временное складирование отходов осуществляется ООО «ПОСБОН» в контейнер, установленный на открытом грунте с нетвердым покрытием, на грунте имеется растительность. Кроме того в ходе проверки в 3-х местах на указанной территории на площади 1-2 кв.м. в каждом выявлены навалы отходов производства и потребления в виде железобетонных конструкций. Данные отходы складированы на открытом грунте, поверхность навала отходов не защищена от атмосферных осадков, обваловка и ливнесток не оборудованы.

При осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг, в том числе по омовению трупов. Стоки от данной деятельности, а также ливнесток с эксплуатируемой ООО «ПОСБОН» территории сбрасываются в городскую сеть канализации без очистки. Очистных сооружений ООО «ПОСБОН не имеет, стоки попадают в канализацию без очистки.

Также осуществляет деятельность в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на его соответствие санитарному законодательству, а также на территории ООО «ПОСБОН» не осуществляется производственный контроль за соблюдением в организации требований санитарных норм и правил, соответствующая программа отсутствует.

В частности, согласно данного акта, ООО «ПОСБОН» осуществляло деятельность без каких-либо правоустанавливающих документов на огороженный металлическим забором земельный участок, расположенный по адресу: , а так не соблюдало экологические требования при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в части непредставления в Департамент Роспотребнадзора по ЦФО отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

За допущенные нарушения закона постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ министерства экологии и природопользования Московской области ООО «ПОСБОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа 100000 руб.

Так же за допущенные нарушения закона постановлением№ ДД.ММ.ГГГГ старшим гос. инспектором МО по охране природы ООО «ПОСБОН» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложен штраф в размере 20000 рублей.

Одновременно Министерством экологии и природопользования Московской области ДД.ММ.ГГГГ выдано представление№ 234ж-2011\1 генеральному директору ООО «ПОСБОН» ФИО3 с требованием устранения причин, способствующих совершению административного правонарушения, а именно, представить в органы осуществляющие государственный экологический контроль, в Департамент Росприроднадзора по ЦФО отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Королевский отдел государственного земельного контроля постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ПОСБОН» признало виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначило наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Одновременно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Королевский отдел государственного земельного контроля ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание №, обязывающее ООО «ПОСБОН» устранить допущенные нарушения, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, использование его без правоустанавливающих документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания ответчиком были представлены документы, свидетельствующие об устранении указанных нарушений.

Представлен договор субподряда от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по устройству системы водослива (желоба, трубы), устройство снегозадерживающих барьеров.

Договор на оказание услуг по вызову твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вывозится один контейнер мусора осуществляется один раз в неделю и договор на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключен договор на проведение дезинфекционных и дератизационных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает истец ООО «ПОСБОН» в нарушение п.7.5 указанных СанПиН 2.1.1279-03, стоки от зданий служб, связанных с хранением тел, их омовением, подготовкой к обряду прощания. Перед спуском в общую систему канализации должна подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях (с фильтрацией, обеззараживанием, разбавлением и др.) и п.7.10 данных СанПиН 2.1.1279-03, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В судебном заседании установлено, что площадка для мусоросборника огорожена и находится на бетонированном покрытии. Также установлен фильтр перед спуском в общую систему канализации.

Кроме того истец ссылается на недействующий СанПиН 2.1.1279-03 «гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения», поскольку в настоящее время действует СанПиН 2.1.2882-11, где данные положения отсутствуют.

Согласно платежного поручения № штраф в размере 20000 руб. за нарушения законодательства в области окружающей среды на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПОСБОН» оплачен ДД.ММ.ГГГГ, так же штраф в размере 20000 руб. за нарушение земельного законодательства оплачен ДД.ММ.ГГГГ - платежное поручение № и штраф в размере 100000 руб. за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ так же оплачен ДД.ММ.ГГГГ - платежное поручение №.

Из сообщения управления Роспотребнадзора по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ООО «ПОСБОН», расположенное по адресу:  является существующим предприятием малого бизнеса, расположенный в сложившейся городской застройке, которое работает с 1978 года без изменения услуг. В соответствии с нормами СанПиН границы и размеры СЗЗ для действующих объектов при данный обстоятельствах не устанавливаются.

Данное обстоятельство подтверждается выводами экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что материалы проекта обоснования расчетной санитарно-защитной зоны для предприятия ООО «ПОСБОН» по адресу:  соответствуют требованиям СанПиН. Предприятие не будет являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем утверждение границ СЗЗ для предприятия не требуется.

Ответчиком представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия.

Согласно п.п. 2,15 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 года 314 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» при рассмотрении дел. Связанных с нарушением экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

По мнению суда истцом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об осуществлении ответчиком действий, в результате которых произошло бы негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения.

Из сообщения комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ООО «ПОСБОН» договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 2473 кв.м. Комитетом имущественных отношений не заключался.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области видно, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах на недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: .

Собственниками нежилого здания, расположенного по адресу:  является ФИО3 – ? доля, ФИО4 – ? доля и ФИО5 – ? доля. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды нежилого помещения.

Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г. Королева Московской области рассмотрев заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в долевую собственность по адресу: , направило данное заявление с документами в МУП «Архитектурно-планировочное управление г. Королева МО», для подготовки схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Следовательно, занятие земельного участка без разрешения городских властей нарушает исключительное права собственника (города Королева) по пользованию и распоряжению этим участком, а также нарушаю права неопределенного круга лиц, а именно права других граждан на доступ к данной территории.

Однако сам собственник земельного участка Администрация г.Королева никаких претензий к ответчику об освобождении данного земельного участка не предъявляет.

Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований И.о. Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ПОСБОН» о прекращении деятельности по предоставлению ритуальных услуг населению и освобождению самовольно занятого земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: