ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2523 от 23.11.2011 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Орджоникидзевский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Орджоникидзевский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2523/11 ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кордон Н.Ю.,

при секретаре Власовой О.Н.,

с участием представителя истца - Крыловой А.А., действующей на основании доверенности от 22.11.2011 г.,

представителя ответчика Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю - Старковой В.А., действующей на основании доверенности №194 от 14.07.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гринберга М.С. к Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к ответчику о признании действий ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ... площадью 4 017 кв.м., расположенного по адресу: ... незаконным; возложении обязанностей на ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» аннулировать запись о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ... площадью 4 017 кв.м., расположенного по адресу: ... Требования мотивировал тем, что определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ... были приняты обеспечительные меры по иску Гринберга М.С. к ДЗО Администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанностей заключить договор купли-продажи по выкупной цене, в виде запрета ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» производить снятие указанного участка с кадастрового учета. При рассмотрении дела выяснилось, что спорный земельный участок был снят с кадастрового учета в 2010 году. Также ... были приняты обеспечительные меры в виде запрета производить учет любых изменений спорного земельного участка. Исковые требования Гринберга были удовлетворены решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ... Решение вступило в законную силу ... считает, что действиями учреждения нарушены права и законные интересы Гринберга, так как невозможно исполнить решение суда и зарегистрировать право его собственности на указанный объект.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23.11.2011 г. произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» заменена на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю, в связи с переименованием.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца на доводах заявления настаивала, дала пояснения, аналогичные, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что выбор порядка обращения в суд принадлежит истцу. Трехгодичный срок для обжалования действий ответчика не истек, если суд полагает, что должен быть применен трехмесячный срок на обжалование действий, то просила его восстановить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что действия ответчика должны быть обжалованы в порядке гл. 25 ГПК РФ, срок на обжалование у истца истек. Участок был временно поставлен на учет .... Сведения о земельном участке носили временный характер, поэтому собственник мог в любое время обратиться за снятием участка с кадастрового учета по его заявлению, на основании ч. 5 ст. 24 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». В соответствие со ст. 16указанного Закона собственником было написано заявление и представлена доверенность. Других документов по закону не требуется. ... на основании заявления собственника участок был снят с регистрационного учета. Об этом истцу было известно при рассмотрении дела, решение по которому вынесено ... Ответчик не был проинформирован о том, что имеются правопритязания каких-либо лиц на данный земельный участок. Также пояснила, что в соответствие с приказом № 42 Минэконом развития, они не могут восстановить сведения о снятом земельном участке. Необходимо формировать его заново и ставить на регистрационный учет. При этом номер земельного участка поменяется. При снятии участка с кадастрового учета необходимо проверять основания. Считает, что преобразование участка имело место, так как из участка меньшей площади образовался участок большей площади. Доказательств оснований и преобразования земельного участка не представила.

Представитель третьего лица - Департамента земельных отношений в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представил письменный отзыв на иск.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ... за Куликовым Н.Н. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом (лит. А), инвентарный номер ..., расположенный на пересечении улиц ... в ...; за Куликовым Н.Н. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом (лит. Б), инвентарный номер ..., расположенный на пересечении улиц ... ...; Куликовым Н.Н. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом (лит. В), инвентарный номер ..., расположенный на пересечении улиц ...; за Куликовым Н.Н. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом (лит. Д), инвентарный номер ..., расположенный на пересечении улиц .... ... решение суда вступило в законную силу.

Из акта МУ «Градостроительный информационный центр города Перми» от ... ... следует, что в соответствии с постановлением администрации города от ... ... незавершенному строительству жилого дома (лит. А) в жилом районе ..., расположенному на пересечении улиц ... ... установлен адрес: ... Прежний адрес данного объекта считать недействительным.

... между ООО «Трейд-Груп» и Гринбергом М.С. был заключен договор купли - продажи недвижимого имущества. Предметом договора является незавершенное строительство жилого дома (лит. А) по адресу: ..., условный номер ... Данный договор зарегистрирован в УФСГРКК по Пермскому краю ....

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от ... исковые требования Гринберга М.С. удовлетворены, отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в собственность Гринберга М.С. земельного участка, расположенного по адресу: ... признан незаконным, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность заключить с Гринбергом М.С. договор купли-продажи данного земельного участка по выкупной цене. В удовлетворении иска ДЗО к Гринбергу М.С. о прекращении права собственности на объект недвижимости отказано (л.д. 8 - 11). ... решение суда вступило в законную силу (л.д. 12 - 16).

Земельный участок площадью 4017+/-13 кв.м. по адресу: ... поставлен на кадастровый учет ..., ему присвоен кадастровый номер ... (л.д. 17 - 19).

На основании заявления представителя ДЗО о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от ... ..., доверенности ... от ... ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» ... принято решение аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке ... (л.д. 39 - 41).

... между ООО «Трейд-Груп» и Гринбергом М.С. был заключен договор купли - продажи недвижимого имущества. Предметом договора является незавершенное строительство жилого дома (лит. А) по адресу: ..., условный номер .... Данный договор зарегистрирован в УФСГРКК по Пермскому краю ....

В соответствие со ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» - далее по тексту Закон, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности: 1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости); 5) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; 13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; 15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;18) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение; 24) сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование (ст. 7 Закона).

В статье 17 Закона указано, что датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: 1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости); 2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя); 3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

С заявлениями о кадастровом учете (ст. 20 Закона) вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

В письме Министерства экономического развития № 14-9471-ВК от 17 ноября 2009 г. «О земельных участках, сведения о которых носят временный характер» указано, что в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке. В случае, когда в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, сведения об изменении характеристик земельного участка включаются в межевой план.

Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20.02.2008 № 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618).

В случае, когда в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, сведения об изменении вида разрешенного использования существующего земельного участка (либо сведения о выбранном виде разрешенного использования образуемого участка) включаются в межевой план (п. 58 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412).

Подача заявления о снятии с учета объектов недвижимости осуществляется в зависимости от конкретной ситуации: если речь идет непосредственно о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, то с соответствующими заявлениями вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости; если необходимо снять с учета объект недвижимости, прекративший свое существование, то подать заявление о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства могут собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно ст. 21 Закона, заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В силу ст. 22 Закона, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ст. 23 Закона).

Согласно ст. 24 Закона, в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

В части 4 указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Частью 5 ст. 24 Закона предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть пятая введена Федеральным законом от 21.12.2009 № 334-ФЗ).

На основании ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Согласно ст. 25 Закона, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В силу ст. 26 Закона, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи, в частности, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с Законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Статьей 43 Закона предусмотрено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения Закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период). В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер. Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Частью 7 ст. 4 Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.

Согласно положениями ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом (11.2 ЗК РФ).

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Частью 4 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что в решениях об образовании земельных участков должны быть указаны: 1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов); 2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Судом установлено, что никаких действий по разделу, объединению, выделу, перераспределению земельных участков (в соответствие с положениями ст. ст. 11.4 - 11.7 ЗК РФ) собственником земельного участка не производилось. У собственника земельного участка должны были быть сведения об обременении земельного участка, так как по решению суда от 2006 г. на данном земельном участке зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект. Указанные сведения собственник в ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю не представил, а ответчик самостоятельно данные сведения не проверил, что не соответствует Порядку ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствие со ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного Кодекса РФ. Которой установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Суд находит безосновательными доводы представителя ответчика о том, что истцом избран ненадлежащий порядок защиты своего нарушенного права. Ему необходимо обжаловать действия государственного органа в порядке гл. 25 ГПК РФ, а не по правилам искового производства. Согласно положениям ГПК РФ и Постановления Пленума ВС РФ № 2от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, органа государственной власти, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Истец обратился с иском о защите своих нарушенных прав к государственным органам, одно из требований (возложение обязанностей) носит характер искового, поэтому суд считает, что истцом выбран надлежащий способ защиты своего нарушенного права и срок давности в три месяца применению не подлежит.

Суд полагает, что у ответчика не имелось оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета. Собственник земельного участка имеет право обратиться за внесением изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с преобразованием земельного участка. Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 4 017 кв.м., расположенного по адресу: ... был преобразован. Временный статус кадастровых сведений изменяется на аннулированный в случае истечения срока действия временного статуса сведений государственного кадастра недвижимости и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него. В случаях, установленных Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю не проверила (при принятии заявления) наличие строений или иных обременений на земельном участке (документы, подтверждающие право собственности не запрашивались, собственником не предоставлялись). На основании решения Орджоникидзевского суда от ... на спорном земельном участке имеются строения, право на которые было признано за Куликовым Н.Н. Также суд считает, что доказательств преобразования земельного участка, в результате чего произошло аннулирование сведений о земельном участке, суду не представлено. При таких обстоятельствах, решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» не может быть признано законным.

Суд также не соглашается с доводами ответчика, по невозможности восстановления записи о прежнем земельном участке с таким же номером (на основании Приказа Минэкономразвития № 42 от 04.02.2010), так как сведения о прежнем номере земельного участка имеются в Кадастровой палате, в соответствие с Законом. Указанным приказом утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в пункте 23 которого указано, что в предусмотренных Законом о кадастре случаях решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов. Пунктом 34 предусмотрено, что "Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае: истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус. В данном документе не имеется указаний о том, что сведения о предыдущем кадастровом номере не могут быть восстановлены.

Истец исходит из нарушенной процедуры снятия с кадастрового учета, последствия признания которой незаконной, ведет к приведению сторон в первоначальное положение, существовавшее до проведения данной процедуры (по аналогии со ст. ст. 167, 168 ГК РФ). Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера. Спорные помещения, земельный участок и соответствующие записи о них как самостоятельных объектах недвижимости в государственном кадастре недвижимости могут быть восстановлены. Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07.

При этом способ защиты права истца не противоречит требованиям пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ, согласно которому действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гринберга М.С. к Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать действия Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Пермскому краю по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 4017 кв.м., расположенного по адресу: ... незаконными.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пермскому краю аннулировать запись о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 4017 кв.м., расположенного по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд в течение 10 дней.

...

Судья Н.Ю.Кордон

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2011 г.