Дело № 2-2523/2023
УИД: 51RS0001-01-2023-001709-61
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при помощнике судьи Дроздовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, о противодействии терроризму в деятельности Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи».
Проверкой установлено, что ГОБУЗ МОССМП допускаются нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в отношении объектов здравоохранения, расположенных на территории Кольского района и ЗАТО пос. Видяево.
ГОБУЗ МОССМП имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО-51-01-002-302 от 01.06.2020г., в том числе, по месту нахождения станции медицинской помощи в с. Териберка.
В ходе проверки установлено, что в нарушении п. 7, 9, 31 Требований ГОБУЗ МОССМП категорирование объекта по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7 до настоящего времени не проведено обследование и категорирование объекта, комиссия для проведения категорирования объекта здравоохранения не создана, что в свою очередь исключает дальнейшую работу по разработке паспорта безопасности объекта и выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности указанного объекта.
Согласно информации, поступившей из ГОБУЗ МОССМП, в отношении объекта в с. Териберка по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7, проведение обследование и категорирование не проводилось, оно лишь запланировано на 2023 год. Таким образом, руководством ГОБУЗ МОССМП не выполнены требования, предусмотренные п. 7, 9, 31, 32 Требований по созданию комиссии для проведения обследование и категорирование объекта здравоохранения, проведению его обследования и категорирования, а также по разработке, согласовании и утверждении паспорта безопасности объекта здравоохранения.
ГОБУЗ МОССМП является учреждением здравоохранения, расположенным в том числе на территории Кольского района и ЗАТО пос. Видяево, а, следовательно, объектом с массовым пребыванием людей, в том числе детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. является одним из важных социальных объектов инфраструктуры. При этом проверка антитеррористической защищенности объектов I территорий) ГОБУЗ МОССМП показала, что работа по проведению категорирования объектов, по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждения здравоохранения, не ведется. Выявленные в деятельности медицинской организации нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность медицинского объекта, не исполняются требования законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан при получении медицинской помощи, работников медицинской организации.
Просит суд обязать ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда создать комиссию для проведения обследование и категорирования объекта здравоохранения создать комиссию для проведения обследование и категорирования объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7; в течение 60 дней после создания комиссии для проведения обследование и категорирования объекта провести обследование и категорирование объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7, разработать паспорт безопасности, согласовывать с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), утвердить паспорт безопасности объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7.
Представитель истца помощник прокурора Кольского района Мурманской области Николюк А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, мнения по иску не представил.
В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частью 1 и 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что одними из основных принципов охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 5 Закона №35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований по антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Кроме того, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» помимо настоящего Закона, правовую основу противодействия терроризму составляют также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В силу п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий). Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) (п. 8 Требований).
В соответствии с п. 9 Требований Комиссия назначается: в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 13 требований).
В силу п. 31 Требований на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, о противодействии терроризму в деятельности Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи».
Проверкой установлено, что ГОБУЗ МОССМП допускаются нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму в отношении объектов здравоохранения, расположенных на территории Кольского района и ЗАТО пос. Видяево.
ГОБУЗ МОССМП имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО-51-01-002-302 от 01.06.2020г., в том числе, по месту нахождения станции медицинской помощи в с. Териберка.
В ходе проверки установлено, что в нарушении п. 7, 9, 31 Требований ГОБУЗ МОССМП категорирование объекта по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7 до настоящего времени не проведено обследование и категорирование объекта, комиссия для проведения категорирования объекта здравоохранения не создана.
Согласно информации, поступившей из ГОБУЗ МОССМП, в отношении объекта в с. Териберка по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7, проведение обследование и категорирование не проводилось, оно лишь запланировано на 2023 год.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении ГОБУЗ МОССМП требований, предусмотренных п. 7, 9, 31, 32 Требований по созданию комиссии для проведения обследование и категорирование объекта здравоохранения, проведению его обследования и категорирования, а также по разработке, согласовании и утверждении паспорта безопасности объекта здравоохранения.
В ходе судебного заседания нашло подтверждение нарушение ГОБУЗ МОССМП требований, предусмотренных п. 7, 9, 31, 32 Требований по созданию комиссии для проведения обследование и категорирование объекта здравоохранения, проведению его обследования и категорирования, а также по разработке, согласовании и утверждении паспорта безопасности объекта здравоохранения, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд с учетом интересов сторон полагает разумным установить срок для создания комиссии в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также 60 дней после создания комиссии провести обследование и категорирование объекта здравоохранения.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда создать комиссию для проведения обследование и категорирования объекта здравоохранения создать комиссию для проведения обследование и категорирования объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7.
Обязать ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» в течение 60 дней после создания комиссии для проведения обследование и категорирования объекта провести обследование и категорирование объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7, разработать паспорт безопасности, согласовывать с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), утвердить паспорт безопасности объекта здравоохранения по адресу: Мурманская область, с. Териберка, ул. Пионерская, д. 7.
Взыскать с ГОБУЗ «Мурманская областная станция скорой медицинской помощи» (ОГРН 1165190056646) в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.А. Лабутина